Молодежь России: социологический портрет - Базовые знания как опора профессионального образования

    Содержание материала

    Базовые знания как опора профессионального образования

    Важнейшая опора продолжения обучения в профессиональных образовательных учреждениях - базовые знания, полученные учащимися в школе. Наиболее критично эти знания оценивают студенты 1-х курсов вузов и техникумов. так, среди учащихся всех профессиональных образовательных учреждений много недовольных тем, как в школе преподается иностранный язык. Кроме того, студенты техникумов, колледжей не вполне довольны полученными в школе знаниями по физике, а студенты вузов - по химии и физике (см. табл. 6).

    Большинство (57,6%) преподавателей, читающих лекции на первых курсах вузов, оценивают уровень подготовки выпускников средней школы с позиции требований вуза как «средний»; лишь 6,9% оценивают этот уровень как «высокий» и 35,5% - как «низкий».

    Таблица 6

    Доля учащихся и студентов, указавших, что им достаточно знаний, полученных в старших классах средней школы для того, чтобы успешно учиться в профессиональном образовательном учреждении, %

    Знания

    Учащиеся учреждений

    нпо

    Студенты учреждений СПО

    Студенты вузов

    По русскому языку

    70,7

    70,0

    65,9

    По истории

    71,7

    67,1

    56,6

    По иностранному языку

    50,2

    43,5

    39,5

    По географии

    62,9

    67,6

    52,7

    По математике

    58,5

    62,8

    57,6

    По физике

    61,5

    49,3

    44,4

    По химии

    59,0

    56,0

    36,6


    По мнению 58,6% опрошенных преподавателей вузов, студенты первых курсов, как правило, наименее подготовлены по естественным предметам (физика, химия, математика, информатика); по мнению 34% - по гуманитарным предметам (история, иностранный язык); 33% опрошенных преподавателей вузов указали на слабую подготовленность студентов по русскому языку (см. табл. 7).

    Таблица 7

    Доля студентов 1-х курсов различных факультетов вузов, указавших на то, что полученных в школе знаний было достаточно для поступления в вуз, %


    Факультеты

    Знания

    Гуманитарный

    Педагогический

    Экономический

    Юридический

    Естественнонаучный

    Технический

    Медицинский

    Аграрный

    По русскому языку

    57,1

    63,6

    53,6

    72,7

    77,8

    70,0

    58,8

    88,9

    По истории

    54,8

    54,5

    39,3

    72,7

    66,7

    53,3

    76,5

    55,6

    По иностранному языку

    33,3

    27,3

    42,9

    36,4

    44,4

    36,7

    58,8

    44,4

    По географии

    52,4

    72,7

    53,6

    36,4

    63,0

    53,3

    23,5

    66,7

    По математике

    42,9

    72,7

    42,9

    54,5

    63,0

    71,7

    52,9

    55,6

    По физике

    31,0

    63,6

    25,0

    45,5

    55,6

    56,7

    29,4

    55,6

    По химии

    16,7

    54,5

    25,0

    54,5

    59,3

    35,0

    52,9

    33,3


    Слабая подготовленность студентов первых курсов вузов по ряду учебных предметов, усвоенных в старших классах средней школы, создают затруднения в учебном процессе в вузе.

    По мнению 80,6% учащихся 9-11 классов школ и 82,9% студентов первых курсов вузов, в старших классах следует преподавать дополнительные учебные дисциплины по выбору, то есть по желанию учащихся. По мнению многих школьников, такими учебными дисциплинами могли бы стать предметы по естественным наукам и русский язык, а, по мнению студентов вузов - естественные, гуманитарные и специальные предметы.

    Сегодня школа дает много знаний и по естественным предметам, и по гуманитарным, однако этих знаний не всегда достаточно, чтобы их эффективно использовать в процессе освоения специальности или профессии (см. табл. 8 и 9).

    Таблица8

    Мнение учащихся и студентов о том, по каким учебным предметам школа не дала полные, хорошие знания, которые пригодились бы в процессе освоения профессии, специальности, %

    Учебные предметы

    Учащиеся учреждений

    нпо

    Студенты учреждений

    Спо

    студенты вузов

    Русский язык

    8,8

    11,1

    9,8

    Естественные

    45,9

    61,8

    61,5

    Гуманитарные

    21,0

    37,7

    41,5

    Прикладные

    5,8

    6,2

    5,9


    На всех факультетах вузов велика доля студентов, жалующихся на несоответствие полученных в школе знаний тем требованиям, которые предъявляют к ним в вузе, либо на то, что полученные в школе знания в вузе использовать трудно (см. рис. 2). Такая ситуация свидетельствует об отсутствии преемственности учебных программ общего среднего и высшего профессионального образования.

    Рисунок 2

    Мнение студентов 1-х курсов различных факультетов вузов о том, предоставляла ли школа достаточно возможностей для того, чтобы правильно выбрать будущую специальность, %



    Таблица 9

    Мнение студентов различных факультетов вузов о том, по каким учебным предметам средняя школа не дала полные, хорошие знания, которые пригодились бы в процессе обучения в вузе, %


    Факультеты

    Учебные предметы

    Гуманитарный

    Педагогический

    Экономический

    Юридический

    Естественнонаучный

    Технический

    Медицинский

    Аграрный

    Русский язык

    16,7

    27,3

    3,6

    18,2

    3,7

    5,0

    11,8

    11,1

    Естественные дисциплины

    47,6

    36,4

    78,6

    45,5

    63,0

    63,3

    82,4

    66,7

    Гуманитарные дисциплины

    61,9

    45,5

    32,1

    54,5

    40,7

    36,7

    23,5

    22,2

    Прикладные дисциплины

    4,4

    0,0

    3,6

    9,1

    3,7

    10,0

    5,9

    0,0


    Хуже всего обстоят дела в школе по ориентации на специальности педагогов, экономистов, юристов, инженеров, врачей.


    Please publish modules in offcanvas position.