Базовые знания как опора профессионального образования
Важнейшая опора продолжения обучения в профессиональных образовательных учреждениях - базовые знания, полученные учащимися в школе. Наиболее критично эти знания оценивают студенты 1-х курсов вузов и техникумов. так, среди учащихся всех профессиональных образовательных учреждений много недовольных тем, как в школе преподается иностранный язык. Кроме того, студенты техникумов, колледжей не вполне довольны полученными в школе знаниями по физике, а студенты вузов - по химии и физике (см. табл. 6).
Большинство (57,6%) преподавателей, читающих лекции на первых курсах вузов, оценивают уровень подготовки выпускников средней школы с позиции требований вуза как «средний»; лишь 6,9% оценивают этот уровень как «высокий» и 35,5% - как «низкий».
Таблица 6
Доля учащихся и студентов, указавших, что им достаточно знаний, полученных в старших классах средней школы для того, чтобы успешно учиться в профессиональном образовательном учреждении, %
Знания |
Учащиеся учреждений нпо |
Студенты учреждений СПО |
Студенты вузов |
По русскому языку |
70,7 |
70,0 |
65,9 |
По истории |
71,7 |
67,1 |
56,6 |
По иностранному языку |
50,2 |
43,5 |
39,5 |
По географии |
62,9 |
67,6 |
52,7 |
По математике |
58,5 |
62,8 |
57,6 |
По физике |
61,5 |
49,3 |
44,4 |
По химии |
59,0 |
56,0 |
36,6 |
По мнению 58,6% опрошенных преподавателей вузов, студенты первых курсов, как правило, наименее подготовлены по естественным предметам (физика, химия, математика, информатика); по мнению 34% - по гуманитарным предметам (история, иностранный язык); 33% опрошенных преподавателей вузов указали на слабую подготовленность студентов по русскому языку (см. табл. 7).
Таблица 7
Доля студентов 1-х курсов различных факультетов вузов, указавших на то, что полученных в школе знаний было достаточно для поступления в вуз, %
|
Факультеты |
|||||||
Знания |
Гуманитарный |
Педагогический |
Экономический |
Юридический |
Естественнонаучный |
Технический |
Медицинский |
Аграрный |
По русскому языку |
57,1 |
63,6 |
53,6 |
72,7 |
77,8 |
70,0 |
58,8 |
88,9 |
По истории |
54,8 |
54,5 |
39,3 |
72,7 |
66,7 |
53,3 |
76,5 |
55,6 |
По иностранному языку |
33,3 |
27,3 |
42,9 |
36,4 |
44,4 |
36,7 |
58,8 |
44,4 |
По географии |
52,4 |
72,7 |
53,6 |
36,4 |
63,0 |
53,3 |
23,5 |
66,7 |
По математике |
42,9 |
72,7 |
42,9 |
54,5 |
63,0 |
71,7 |
52,9 |
55,6 |
По физике |
31,0 |
63,6 |
25,0 |
45,5 |
55,6 |
56,7 |
29,4 |
55,6 |
По химии |
16,7 |
54,5 |
25,0 |
54,5 |
59,3 |
35,0 |
52,9 |
33,3 |
Слабая подготовленность студентов первых курсов вузов по ряду учебных предметов, усвоенных в старших классах средней школы, создают затруднения в учебном процессе в вузе.
По мнению 80,6% учащихся 9-11 классов школ и 82,9% студентов первых курсов вузов, в старших классах следует преподавать дополнительные учебные дисциплины по выбору, то есть по желанию учащихся. По мнению многих школьников, такими учебными дисциплинами могли бы стать предметы по естественным наукам и русский язык, а, по мнению студентов вузов - естественные, гуманитарные и специальные предметы.
Сегодня школа дает много знаний и по естественным предметам, и по гуманитарным, однако этих знаний не всегда достаточно, чтобы их эффективно использовать в процессе освоения специальности или профессии (см. табл. 8 и 9).
Таблица8
Мнение учащихся и студентов о том, по каким учебным предметам школа не дала полные, хорошие знания, которые пригодились бы в процессе освоения профессии, специальности, %
Учебные предметы |
Учащиеся учреждений нпо |
Студенты учреждений Спо |
студенты вузов |
Русский язык |
8,8 |
11,1 |
9,8 |
Естественные |
45,9 |
61,8 |
61,5 |
Гуманитарные |
21,0 |
37,7 |
41,5 |
Прикладные |
5,8 |
6,2 |
5,9 |
На всех факультетах вузов велика доля студентов, жалующихся на несоответствие полученных в школе знаний тем требованиям, которые предъявляют к ним в вузе, либо на то, что полученные в школе знания в вузе использовать трудно (см. рис. 2). Такая ситуация свидетельствует об отсутствии преемственности учебных программ общего среднего и высшего профессионального образования.
Рисунок 2
Мнение студентов 1-х курсов различных факультетов вузов о том, предоставляла ли школа достаточно возможностей для того, чтобы правильно выбрать будущую специальность, %
Таблица 9
Мнение студентов различных факультетов вузов о том, по каким учебным предметам средняя школа не дала полные, хорошие знания, которые пригодились бы в процессе обучения в вузе, %
|
Факультеты |
|||||||
Учебные предметы |
Гуманитарный |
Педагогический |
Экономический |
Юридический |
Естественнонаучный |
Технический |
Медицинский |
Аграрный |
Русский язык |
16,7 |
27,3 |
3,6 |
18,2 |
3,7 |
5,0 |
11,8 |
11,1 |
Естественные дисциплины |
47,6 |
36,4 |
78,6 |
45,5 |
63,0 |
63,3 |
82,4 |
66,7 |
Гуманитарные дисциплины |
61,9 |
45,5 |
32,1 |
54,5 |
40,7 |
36,7 |
23,5 |
22,2 |
Прикладные дисциплины |
4,4 |
0,0 |
3,6 |
9,1 |
3,7 |
10,0 |
5,9 |
0,0 |
Хуже всего обстоят дела в школе по ориентации на специальности педагогов, экономистов, юристов, инженеров, врачей.