2. профессиональное самоопределение учащихся средней школы
Роль школы в обществе заключается в формировании у подрастающего поколения социально-значимых качеств, в частности, таких, как общая культура, умение адаптироваться к жизни в современном обществе, адекватная личным способностям профессиональная ориентация. По мнению большинства родителей, современная школа способствует формированию вышеуказанных социально-значимых качеств «на среднем уровне». Особенно это касается формирования профессиональной ориентации учащихся (см. табл. 1).
Таблица 1
Мнение родителей о том, в какой степени школа содействует формированию у учащихся необходимых жизненных качеств, %
|
Общей культуры |
Умения адаптироваться к жизни в обществе |
правильной профессиональной ориентации |
||||||
В высокой степени (а) |
В средней степени (б) |
В слабой степени (в) |
В высокой степени (а) |
В средней степени (б) |
В слабой степени (в) |
В высокой степени (а) |
В средней степени (б) |
В слабой степени (в) |
|
Начальное общее образование |
46 |
52 |
2 |
30 |
65 |
5 |
12 |
57 |
31 |
Основное общее образование |
34 |
62 |
4 |
31 |
65 |
4 |
26 |
67 |
7 |
Среднее (полное) общее образование |
40 |
56 |
4 |
42 |
52 |
6 |
46 |
50 |
4 |
Таблица 2
Мнение родителей о том, в какой степени школа содействует формированию у учащихся необходимых жизненных качеств, %
ступени образования |
общей культуры (I1) |
Умения адаптироваться к жизни в обществе (I2) |
правильной профессиональной ориентации (I3) |
Интегральный индекс (J): «+1» — содействует в полной степени, «0» — содействует в средней степени, «—1» — не содействует |
Начальное общее |
0,44 |
0,25 |
-0,19 |
0,17 |
Основное общее |
0,30 |
0,27 |
0,19 |
0,25 |
Среднее (полное) общее |
0,36 |
0,36 |
0,42 |
0,38 |
в основной общеобразовательной школе. В начальной школе повышенное внимание уделяется воспитанию культуры и этики поведения. Профессиональной ориентации повышенное внимание уделяется в средней школе. Что касается обучения адаптации к жизни в обществе, то приучать к этому детей начинают еще в начальных классах, однако результат родители оценивают невысоко.
Таблица индексов2 (см. табл. 2) позволяет сделать заключение, что значимая воспитательная функция вне семьи в отношении подрастающего поколения начинает проявляться
2 Вычислялись средняя арифметическая оценок
и интегральный индекс: