5. Ожидания молодежи в отношении государства и власти
Государство, образно говоря - это «поле» социального действия. Обозревая это «поле» и формируя для себя его «ландшафты и контуры», молодежь вырабатывает свою жизненную траекторию, реализуемость (достижимость) которой предполагает ту или иную форму и степень гарантии. Эту гарантию молодежь по праву ожидает от основного института реализации государством своих функций и полномочий - власти.
Образ государства овеществляется массовым сознанием молодежи в деятельности государственных и гражданских институтов, призванных создавать благоприятные условия для реализации жизненных устремлений граждан, в том числе молодежи. Поэтому доверие молодежи государственным и гражданским институтам - один из важных показателей действенности молодежной политики государства. К деятельности основных институтов власти и ряда гражданских институтов российская молодежь проявляет высокое доверие, демонстрируя тем самым убеждение в дееспособности и устойчивости нынешней власти (см. табл. 1).
Таблица 1
Доля молодежи, одобряющей или не одобряющей деятельность государственных, политических и гражданских институтов (2009 г.), %
Государственные, политические и гражданские институты |
Одобряют |
Не одобряют |
Затруднились ответить |
Президент России |
71,3 |
14,0 |
14,7 |
Правительство России |
79,8 |
9,9 |
10,3 |
Губернаторы субъектов РФ |
50,9 |
25,2 |
23,9 |
Государственная Дума России |
30,1 |
35,9 |
34,0 |
Совет Федерации |
30,6 |
26,5 |
42,9 |
Политические партии |
23,7 |
41,5 |
34,8 |
Милиция |
30,7 |
51,3 |
18,0 |
Федеральная служба безопасности (ФСБ) |
51,7 |
15,6 |
32,7 |
Средства массовой информации |
53,7 |
28,0 |
18,3 |
Российская армия |
49,1 |
30,0 |
20,9 |
Профсоюзы |
26,2 |
30,8 |
43,0 |
Судебная система |
31,0 |
39,5 |
29,5 |
Прокуратура |
34,9 |
33,1 |
32,1 |
Церковь |
58,5 |
10,5 |
31,0 |
Таблица 2
Доля молодежи, доверяющей государственным, политическим и гражданским институтам, %
Государственные, политические и гражданские институты |
1995 г. |
2009 г., май |
2010 г., март |
Президент России |
6,4 |
71,3 |
70,6 |
Правительство России |
19,5 |
79,8 |
52,1 |
Губернаторы субъектов РФ |
24,0 |
50,9 |
37,2 |
Государственная дума России |
10,5 |
30,1 |
23,3 |
Совет Федерации |
13,7 |
30,6 |
27,1 |
Политические партии |
6,3 |
23,7 |
13,0 |
Милиция |
14,2 |
30,7 |
20,3 |
Средствам массовой информации |
29,8 |
53,7 |
37,0 |
Российская армия |
29,0 |
49,1 |
46,7 |
Профсоюзы |
16,1 |
26,2 |
25,0 |
Церковь |
22,6 |
58,5 |
52,6 |
Судя по данным табл. 2, сегодня у молодежи основными символами стабильности и эффективного функционирования государства выступают Президент и Правительство в форме персонифицированной власти - это В. Путин и Д. Медведев; Армия как гаранты безопасности государства; Церковь как гражданский институт духовной консолидации общества; руководители субъектов РФ как гаранты действенности территориальной власти. Такая интеграция в массовом сознании молодежи названных институтов и их идентификация с целостным положительным образом государства свидетельствуют о благоприятном восприятии молодежью основных институтов власти России, но оценка ухудшается из-за кризиса.
Есть и издержки, но они не носят собственно молодежного характера и в аналогичном ракурсе проявляются и среди населения старше 30 лет. Эти издержки заключаются в том, что для ряда институтов доля молодежи, негативно оценивающей их деятельность, выше, чем доля высказывающих положительную оценку. Речь идет прежде всего о негативной оценке деятельности милиции, политических партий, судебной системы, Государственной думы и профсоюзов. Велика также доля молодежи, негативно оценивающей деятельность прокуратуры. По-видимому, здесь имеет место не столько негативное восприятие социального института как такового, сколько неудовлетворенность взаимодействием с данными институтами, проистекающая из собственного опыта молодежи и их взрослого окружения. Не следует сбрасывать со счетов и результат воздействия на массовое сознание молодежи большого числа негативных сообщений в СМИ.
Как потенциальное будущее общество страны молодежь по праву имеет свое представление о предпочтительной для России форме власти. По всей видимости, эти представления во многом будут свойственны большинству граждан, ныне еще считающихся молодыми, и тогда, когда они уже займут доминирующее место в общественном разделении труда и в социальной структуре общества.
Если обобщить высказанные в мае 2009 года представителями молодежи мнения, то получится, что твердую власть вплоть до администрирования считают для нынешней России предпочтительной 31,7%. Считают предпочтительной для России демократическую форму власти 55,5% и затруднились в выборе 12,8% молодежи. Даже эти цифры показывают, что для нынешней российской молодежи в целом характерна тяга к демократии, начиная с «мягкой» ее формы - гарантии законом учета властью мнения меньшинства (40,1%) и вплоть до гарантии полной свободы индивидуального действия (15,4%).
Доля сторонников собственно диктатуры, запрещающей оппозицию и выборы, минимальна - 3,7%. Однако доля сторонников ограничения государством деятельности оппозиции и их участия в выборах достаточно велика - 28%. Согласно данным исследования, российская молодежь считает для нынешней России целесообразным следующие формы власти (см. рис. 1).
Сравнивая данные рис. 1 и рис 2, приходим к выводу, что нынешняя российская молодежь в меньшей мере ориентирована на демократические формы государственного управления (55,5%), чем ее сверстники в 1995 году (62,3%). Думается, усиление патронажной, в чем-то попечительской, роли государства не преминуло сказаться на отношении молодежи к обществу конкурентного рынка, стала ощущаться тяга к государственной гарантии.
Мнение молодежи о том, какая власть целесообразна для России (2009 г.), %
Рисунок 2
Мнение молодежи о том, какая власть целесообразна для России (1995г.), %
Показатели на рис. 1 отображают устойчивые установки молодежи, которые в целом не зависят от того, какой молодежь сегодня воспринимает модель российской государственности. То есть речь идет не о рациональном суждении об объективно необходимой для российского государства форме власти, а о принятии молодежью той или иной формы политической власти. Например, доля сторонников демократии среди тех, кто считает Россию правовым демократическим государством, составляет 60,3%, а сторонников твердой власти - 29,6% (в том числе диктатуры - 5,9%). Аналогичны показатели среди молодежи, считающей, что Россия - полусоциалистическое государство: соответственно 61,5%, 28,9% и 2,4%; среди считающих, что нынешняя Россия - это авторитарное государство, соответственно 58,1%, 33,4% и 1,1%.Мнение молодых сторонников различных идейно-политических течений о том, какая власть нужна сегодня России, %
Модели власти |
Идейно-политические течения |
|||||
Радикальных рыночных реформ |
Коммунистической идеологии |
Социал- демократической идеологии |
Русского национального возрождения |
Сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы) |
Не являются сторонниками никаких идейно-политичес- ких течений |
|
Диктатура, запрещающая оппозицию и выборы |
3,6 |
9,8 |
1,7 |
3,9 |
1,5 |
4,1 |
Твердая власть, ограничивающая деятельность оппозиции и выборы |
34,9 |
39,0 |
32,2 |
39,5 |
22,6 |
25,0 |
Выборная власть, в рамках которой всегда предусмотрен учет мнения меньшинства |
39,8 |
34,1 |
44,3 |
39,5 |
51,1 |
38,1 |
Власть, гарантирующая полную свободу действий |
16,9 |
12,2 |
12,2 |
7,8 |
16,8 |
17,2 |
Затруднились ответить |
4,8 |
4,9 |
9,6 |
9,3 |
8,0 |
15,6 |
Итого сторонников твёрдой власти |
38,5 |
48,8 |
33,9 |
43,4 |
24,1 |
29,1 |
Итого сторонников демократии |
56,7 |
46,3 |
56,5 |
47,3 |
67,9 |
55,3 |
Примечательно, что среди молодых последователей идеи русского национального возрождения доля сторонников диктатуры составляет всего 3,9%, а среди молодых последователей коммунистической идеологии - 9,8% (см. табл. 3).
Тяга молодежи к авторитарной модели государства увеличивается с возрастом, но не настолько, чтобы перевесить численность сторонников демократии (см. рис. 3).
Рисунок3
Доля сторонников авторитарной и сторонников демократической модели государства для России, среди представителей различных возрастных групп молодежи (2009 г.), %*
^Примечание. Дополнение до 100% показателей при соответствующих смежных парах столбцов составляют затруднившиеся ответить.
Мнения о предпочтительной модели нынешнего российского государства, о приемлемой для России формы власти, а также степень гражданской идентичности молодежи, безусловно, являются результатом её социализации, но не только в смысле воспитания или интеллектуального воздействия посредством СМИ и системы образования, а преимущественно как результат воздействия личного жизненного опыта, качества жизни окружающих, влияния лидеров общественного мнения. В качестве последних выступают родственники, друзья, политические и религиозные деятели. Эти же факторы лежат в основе формирования политических установок молодежи.
тяга части молодежи (да и
представителей среднего и старшего поколений) к авторитарному государству во
многом объясняется затянувшимися ожиданиями решения застаревших социальных
проблем, дестабилизирующих общественные от-
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь в сфере государственной политики, %
ношения и тормозящих цивилизованное развитие государства. Высокую социальную значимость этих ожиданий наглядно отражают данные в табл. 4-12.
Таблица 4
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Сократить государственный аппарат, контрольные функции государства |
31,7 |
46,4 |
51,9 |
Усилить борьбу со своеволием бюрократии |
60,5 |
69,7 |
72,2 |
Снизить налоги для тех, кто вкладывает деньги в экономику страны |
33,7 |
35,9 |
23,8 |
Активно привлекать в российскую экономику передовые иностранные предприятия |
19,7 |
15,3 |
10,3 |
Расширить государственную поддержку коллективного сельского хозяйства |
38,0 |
52,2 |
63,2 |
Развить государственную поддержку фермерских хозяйств |
37,5 |
44,1 |
43,2 |
Усилить поддержку и развитие системы образования |
55,5 |
52,7 |
48,2 |
Всемерно стимулировать рост рождаемости в стране |
43,1 |
33,5 |
39,7 |
Ввести полный государственный контроль (государственную монополию) на производство и реализацию всех видов спиртных напитков |
30,7 |
37,7 |
46,1 |
Ввести полный запрет или существенное ограничение на деятельность в стране учреждений для азартных игр (игровых комплексов, казино, автоматов) |
44,6 |
50,8 |
60,6 |
Обязательно ввести в общеобразовательных школах предмет «История православия» |
8,1 |
9,8 |
13,3 |
Окончание табл. 4
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Усилить поддержку и развитие учреждений культуры (домов творчества, домов культуры, кинотеатров) |
29,4 |
34,4 |
30,5 |
Создать в государственных масштабах массовые условия для занятия различных групп населения физкультурой и спортом |
39,4 |
41,8 |
36,7 |
Развить условия содержательного досуга молодежи |
54,0 |
54,6 |
47,8 |
Таблица 5
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь в сфере жилищного хозяйства, дорожного строительства, транспорта, %
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Навести порядок в жилищно- коммунальном хозяйстве (состоянии домов, отоплении и др.) |
74,6 |
76,9 |
84,3 |
Расширить ремонт и строительство автодорог |
63,5 |
66,0 |
61,9 |
Улучшить работу городского общественного транспорта |
34,8 |
33,8 |
43,8 |
Улучшить работу железнодорожного транспорта |
17,7 |
14,4 |
17,3 |
Создать благоприятные условия для приобретения жилья по ипотеке при низких процентах (5-7%) на кредит |
58,0 |
50,6 |
40,2 |
Обуздать монополию строительных компаний, снизить стоимость жилья в новостройках |
48,2 |
48,8 |
46,3 |
Развивать льготное строительство жилья для молодежи |
72,5 |
61,1 |
60,1 |
Таблица 6
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь в сфере безопасности, %
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Активизировать борьбу с преступностью, улучшить безопасность на улицах и в домах |
70,7 |
77,5 |
82,0 |
Усилить борьбу с коррупцией, взяточничеством |
64,8 |
77,0 |
78,5 |
Пресечь произвол со стороны милиции |
54,6 |
54,1 |
57,2 |
Усилить борьбу с наркоманией |
66,0 |
69,7 |
72,5 |
Усилить борьбу с алкоголизмом |
54,8 |
59,3 |
68,4 |
Усилить борьбу с проституцией |
35,1 |
37,2 |
48,4 |
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь в сфере экологии, %
Таблица 7
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Улучшить защиту окружающей среды, экологической обстановки в местах проживания |
85,4 |
87,7 |
86,5 |
Законодательно регулировать содержание животных в городских квартирах |
20,0 |
21,1 |
22,2 |
Усилить ответственность городских властей за отлов бродячих животных |
30,3 |
29,9 |
30,5 |
Ужесточить уголовное наказание за жестокое обращение с животными |
31,4 |
26,3 |
26,4 |
Таблица 8
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь в области развития демократии и защите гражданских прав, %
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Расширить независимость и гласность средств массовой информации |
50,6 |
58,4 |
55,9 |
Предоставить большую свободу действий оппозиционным партиям, включая крайне-левые и крайне-правые движения |
16,5 |
14,1 |
13,8 |
Предоставлить большую свободу представителям нетрадиционной сексуальной ориентации для организации массовых мероприятий и демонстраций |
4,6 |
1,8 |
1,3 |
Таблица 9
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь для повышения благосостояния граждан, %
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Развить и расширить промышленное производство, создать новые рабочие места |
77,9 |
78,7 |
76,9 |
Увеличить зарплату в бюджетной сфере |
67,6 |
67,9 |
61,5 |
Обеспечить достойный размер пенсий |
61,9 |
77,2 |
93,5 |
Обеспечить достойный размер ежемесячных пособий на детей |
62,1 |
63,8 |
60,3 |
Окончание табл. 9
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Увеличить размер и постоянную индексацию социальных выплат населению |
36,9 |
44,1 |
58,2 |
Усилить заботы государства о детях, не имеющих родителей или лишенных родительской заботы |
50,2 |
50,9 |
50,4 |
Повысить внимание со стороны государства к решению проблем беспризорных и безнадзорных детей и подростков |
53,8 |
59,1 |
59,0 |
Таблица 10
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь в вопросах миграции, национализма и экстремизма, %
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Ограничить приток в Россию мигрантов |
62,7 |
68,6 |
69,6 |
Усилить борьбу с проявлениями национализма и экстремизма |
49,0 |
50,0 |
50,4 |
Усилить борьбу с проявлениями религиозной нетерпимости и агрессии |
36,3 |
35,6 |
31,6 |
Создать более полноценные условия для развития национальной культуры, национального языка и традиций всем народам, проживающим на территории Российской Федерации |
26,9 |
27,5 |
28,2 |
Таблица 11
Мнение представителей различных возрастных групп о том, что необходимо решить в первую очередь в вопросах здравоохранения и организации отдыха населения, %
Что необходимо решить |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Усилить поддержку развития системы здравоохранения, улучшения состояния больниц, поликлиник |
76,6 |
79,6 |
82,6 |
Улучшить обеспечение населения лекарствами, снизить цены на лекарства |
58,6 |
65,7 |
79,6 |
Навести порядок в «аптечном деле», усилить уголовное наказание за распространение фальшивых «лекарств» |
66,7 |
74,5 |
82,9 |
Ужесточить уголовное наказание за ущерб, наносимый врачом, медперсоналом больному |
49,3 |
54,2 |
54,5 |
Развить систему отдыха и туризма (семейные дома отдыха, санатории, турбазы) и гарантировать их доступность |
40,9 |
43,6 |
39,1 |
Развить «придворовую» и районную муниципальную систему спортивных площадок, сооружений, кортов и др. для активного и бесплатного занятия молодежи массовым спортом |
49,2 |
45,3 |
43,5 |
Мнение представителей различных возрастных групп о том, какие проблемы необходимо решить в первую очередь в Российской армии, %
Таблица 12
|
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Искоренить дедовщину (неуставные отношения) |
83,2 |
81,7 |
84,5 |
Искоренить батрачество (неуставные работы на чужих, часто гражданских объектах) |
40,5 |
37,9 |
43,8 |
Окончание табл. 12
|
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
старшее поколение (старше 50 лет) |
Повысить оплату труда гражданских служащих в войсках |
21,5 |
14,8 |
17,9 |
Повысить оклады у кадровых профессиональных военных |
24,2 |
25,2 |
23,5 |
Усилить дисциплину в армии |
39,9 |
47,2 |
51,4 |
Искоренить в армии злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками) |
20,0 |
21,5 |
29,3 |
Нынешнюю российскую молодежь нельзя обвинить в полной апатии к политике, однако и высокой ее политическую активность назвать нельзя. Сравнительно невысокий интерес молодежи к политике понятен и во многом объективно обусловлен прежде всего тем, что спектр жизненных интересов, особенно подростков и юношества, сфокусирован на проблеме вхождения во взрослую жизнь, а социальный опыт ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Но по мере увеличения социальных связей (университет, армия, работа и т.д.) происходит перераспределение жизненных интересов в сторону общественного и политического участия.