Молодежь России: социологический портрет - В поселениях разного типа доминируют различные учреждения и сооружения культуры и спорта

    Содержание материала

    В поселениях разного типа доминируют различные учреждения и сооружения культуры и спорта.

    Например, ближе всего к месту проживания расположены в мегаполисах: кинотеатры, библиотеки, спортивные площадки, стадионы; в селах, поселках: клубы, библиотеки, спортплощадки, стадионы. В административных центрах субъектов РФ и районных городах учреждения культуры и спорта расположены более равномерно, что делает их равнодоступными (порой это связано с относительно небольшими размерами провинциальных городов).

    Иная картина складывается, если фиксировать не просто факт наличия объектов культурного или спортивного назначения, находящихся близко от места проживания, а долю молодежи, для которой такая шаговая доступность реальна. Что касается учреждений культуры, то для 50-60% молодежи находятся в шаговой доступности (в своём микрорайоне, поселке) библиотеки и кинотеатры, для 40% - клубы, для 20% - парки с аттракционами. Что касается учреждений спорта, для 40% молодежи в шаговой доступности находятся стадионы, для 35% - спортплощадки или спортзалы, для 25% - спорткомплексы или бассейны. Доля тех, у кого поблизости нет ничего из перечисленного, составляет 13%.

    Несмотря на то, что многие учреждения и сооружения культуры и спорта находятся в непосредственной близости от места проживания, доля молодежи, пользующейся объектами культуры, в среднем не превышает 25%, а объектами спорта - 15% от ее общей численности (см. табл. 4).

    Если нормировать показатели посещаемости учреждений (сооружений) культуры и спорта, отображенные в пятом столбце табл. 4 (принять сумму всех показателей за 100%), то получим условный индекс посещаемости учреждений (сооружений) культуры и спорта в соотношении 55%:45%. По сути можно говорить об эквивалентности посещаемости молодежью культурных и спортивных учреждений (сооружений), если эти объекты находятся в шаговой доступности (в своём микрорайоне или посёлке).

    В 3-м столбце табл. 4 указаны опрошенные, для кого доступны те или иные виды учреждений (сооружений) культуры и спорта, но они не посещают эти учреждения по разным причинам. В данном случае говорить об отсутствии у молодежи потребности или о дефиците условий приобщения к культуре и спорту оснований нет. Речь должна идти не об отсутствии потребности или возможности, а скорее о стиле жизни.

    Правомерность данного вывода подтверждается тем, что доля посещающих учреждения (сооружения) культуры и спорта мало отличается по возрасту (см. табл. 5).

    Таблица 4

    Частота посещения молодежью объектов культуры и спорта, размещающихся в микрорайоне (посёлке), %62

    Объекты культуры и спорта

    Посещают часто

    Посещают редко

    Не посещают

    данного объекта нет на близком расстоянии от места проживания

    Итого посещают (с различной частотой)

    Кинотеатр

    4,6

    26,8

    44,0

    24,6

    31,4

    Клуб, где проводятся занятия по интересам

    3,0

    11,4

    56,6

    29,0

    14,4

    Библиотека

    8,3

    17,4

    57,5

    16,7

    25,9

    Парк с аттракционами

    3,5

    15,3

    40,4

    40,8

    18,8

    Стадион

    3,2

    14,7

    54,7

    27,3

    17,9

    Спорткомплекс

    2,4

    8,5

    49,8

    39,3

    10,9

    Спортивный зал

    4,7

    10,2

    52,2

    32,9

    14,9

    Спортивная площадка

    3,5

    9,8

    52,4

    34,3

    13,3

    Бассейн

    3,3

    10,7

    47,2

    38,8

    14,0

    Таблица 5

    Доля представителей различных возрастных групп населения, посещающих учреждения (сооружения) культуры и спорта часто, %



    посещают часто

    Молодое поколение (18-30 лет)

    Среднее поколение (31-50 лет)

    Старшее поколение (старше 50 лет)

    Кинотеатр

    11,6

    3,1

    1,0

    Клуб, где проводятся занятия по интересам

    4,1

    2,6

    2,7

    Библиотека

    10,3

    6,7

    8,7

    Парк с аттракционами

    5,5

    2,7

    3,3

    Стадион

    5,7

    2,0

    2,9

    Спорткомплекс

    4,9

    2,5

    0,2

    Спортивный зал

    8,6

    4,4

    2,1

    Спортивная площадка

    6,2

    3,1

    2,0

    Бассейн

    5,8

    2,6

    2,2

    62 Базу 100% расчета составляют те 87% опрошенных, от места проживания которых учреждения культуры и спортивные объекты находятся относительно близко.


    Спортом занимаются в целом 47,4% молодежи, регулярно - только 15,7%. Остальные не занимаются спортом по разным причинам: нет желания - 24,2%, нет времени - 20,5%, не позволяет состояние здоровья - 3,6%, негде - 3,5%, нет денег для этого - 0,8%.

    Занимаются спортом среди юношей 54,2% (регулярно - 21%), девушек - 40,7% (регулярно - 10,4%).


    Please publish modules in offcanvas position.