Молодежь России: социологический портрет - Профилактика беспризорности

    Содержание материала

    Профилактика беспризорности

    Еще в 1999 году был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», ставший законодательной основой профилактики беспризорности детей и подростков. На этой базе были разработаны и реализованы федеральные целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002 гг.)» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на период с 2003 по 2006 гг.». Однако опыт последних лет показал, что недостаточное финансирование оплаты труда работников соответствующих госучреждений, призванных заниматься вопросами безнадзорности и беспризорности детей и подростков, приводит к частой смене кадров, отсутствию у вновь принимаемых на работу соответствующего опыта и преемственности в профилактике девиантных явлений. В этом - одна из причин неудовлетворительного или неполного выполнения положений целевых программ. Кроме того, негативно сказываются определенные недостатки межведомственной координации, отсутствие специализированной общегосударственной программы по борьбе с беспризорностью. Обращает на себя внимание, что в названии действующего федерального закона и двух федеральных программ (2001-2002 гг. и 2003-2006 гг.) практически нет упоминания о детской беспризорности, речь идет в основном лишь о безнадзорности, т.е. о детях, живущих в семьях и имеющих родителей, которые не выполняют или плохо выполняют свои родительские обязанности. В нормативных документах выделяется категория детей, «оказавшихся в трудных жизненных ситуациях и нуждающихся в усиленной защите государственных органов», но при этом разработчики документов избегают термина «беспризорные».

    Разумеется, дело не в терминологии и не в формальных законодательных гарантиях прав детей и подростков, особенно беспризорных (например, декларируемое право на защиту от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и совращения и т.п.), а в необходимости их социально-психологической реабилитации и возвращения к нормальной жизни, превращения из изгоев общества в полноценных граждан.

    Массовые масштабы беспризорности детей свойственны развивающимся и слаборазвитым странам, для которых характерны низкий уровень жизни большой части населения, значительное ухудшение состояния его здоровья, эпидемический рост опасных заболеваний (ВИЧ-инфекции, гепатит С и Д и др.), снижение продолжительности жизни в целом и общее превышение смертности над рождаемостью.

    Не удастся решить проблемы беспризорников, водворяя их в центры временной изоляции несовершеннолетних, передавая в приюты, интернаты, детские дома (которых явно не хватает), специализированные образовательные учреждения либо, по решению суда - в колонии для несовершеннолетних. Все это лишь временные меры. Обычно не помогает и возвращение беспризорников в места бывшего проживания, в прежние семьи, к попечителям. Как правило, они вновь убегают. При этом среди беглецов преобладают дети и подростки, втянувшиеся в потребление психоактивных веществ.

    Не является решением проблемы и расширение числа детских домов и интернатов. По данным Генпрокуратуры России, 40% выпускников этих сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% - преступниками или обслуживающими преступность, 10% кончают жизнь самоубийством от безысходности и только 10% как-то трудоустраиваются. Усилия государственных органов должны быть нацелены в первую очередь на профилактику девиации в семье. только тогда можно устранить непосредственные социальные причины, порождающие беспризорность и безнадзорность.

    Направленность работы органов управления образованием по профилактике безнадзорности и беспризорности в детской и подростковой среде в целом благоприятная. Иной вопрос, насколько эти усилия плодотворные. Таких направлений в основном четыре: защита прав детей, профилактика девиантно- го поведения детей и подростков, предупреждение наркотизации и алкоголизации, формирование здорового образа жизни. Основное внимание в профилактике уделяется реализации программ: «здоровье», «семья» (выявление родителей, не исполняющих своих обязанностей), «каникулы» (профилактика негативных тенденций в период каникул), «безнадзорные дети» (выявление детей, оставшихся без попечения родителей); «контакт» (выявление детей, не приступивших к занятиям в школе); «защита» (профилактика жесткого обращения с детьми).

    Единой системы (центров) по организации профилактики безнадзорности и беспризорности в субъектах РФ сегодня нет. Эту функцию выполняют чаще всего диагностические службы: центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, служба «Доверие». То есть работу по профилактике беспризорности в субъектах РФ осуществляют те же организации, которые занимаются профилактикой наркозависимости либо аттестацией детей с нарушениями интеллекта; направлением детей в специальные и коррекционные учреждения, детские дома, школы-интернаты, устройством детей в приемную семью.

    Проблема беспризорности и безнадзорности актуальна для всех субъектов РФ, однако взаимодействие различных служб по профилактике этого явления сегодня недостаточно. Нет четкого разделения функций сообразно компетенции различных служб, а посему нет унифицированной формы отчетности.

    Снижению эффективности профилактики способствует отсутствие полной статистической базы о ситуации с беспризорностью и безнадзорностью в регионах (да и в стране в целом). Органы управления образованием вынуждены самостоятельно изыскивать способы формирования статистики о беспризорности, проводить методически не всегда безупречные социологические исследования. Нет автономных служб по профилактике безнадзорности и беспризорности, в связи с чем эта функция возлагается на службы, ранее созданные для выполнения иных функций. Чаще всего - это медико-психолого-педагогические комиссии, кабинеты по профилактике наркозависимости, санитарно-гигиенические центры.

    Из-за отсутствия стандартных методик по профилактике беспризорности и безнадзорности работа органов управления образованием, как правило, сводится к проведению совещаний, реже - семинаров с педагогическим коллективом и руководителями образовательных учреждений.

    Отсутствие нормативного регулирования в организации профилактики беспризорности и безнадзорности затрудняет для органов управления образованием отчетность. Они не знают, по каким показателям ее подготовить. Не знают органы управления образованием и степень своей компетентности в отношении беспризорных и безнадзорных:

    а)  то ли это работа с неблагополучными семьями;

    б)  то ли перманентная работа со всеми или частью учащихся как потенциальных безнадзорных (что вряд ли правомерно);

    в)  то ли работа в среде безнадзорных и беспризорных для задержания и возвращения в семьи, на что у органов управления образованием нет полномочий;

    г)  то ли это пропаганда принципов здорового образа жизни через СМИ, путем распространения просветительских изданий и др.

    Иными словами, сегодня назрела потребность в точном определении задач и полномочий органов управления образованием, учреждений образования, по профилактике беспризорности и безнадзорности, разработке унифицированной системы показателей по учету ситуации беспризорности в регионе и для отчетности по профилактике этого явления.

    Основной упор в профилактике беспризорности надо делать до «выталкивания» детей на улицу и формирования у них под влиянием уличной среды девиантных пристрастий. Прежде всего необходимо выявлять девиантные и конфликтные семьи, многие из которых сегодня фактически изолированы от общества и социальных служб.

    Для оперативной и более эффективной профилактики нарушений прав детей, их защиты представляется необходимым воссоздать ювенальную юстицию (ювенальные суды), которая существовала в дореволюционной России и которая сегодня достаточно успешно действует во многих странах мира.


    Please publish modules in offcanvas position.