Молодежь России: социологический портрет - 12. Ориентация на труд

    Содержание материала

    12. Ориентация на труд

    Сфера экономики - одна из основных, где молодежь призвана реализовать свои знания, способности и трудовые навыки. В общесоциальном аспекте включение молодежи в процесс самореализации в трудовых отношениях есть воспроизводство социально-профессиональной, а в конечном итоге - социально-классовой структуры общества. Становление последней предопределяется тем, что процесс включения молодежи в производственно-экономические отношения одновременно есть процесс включения в распределительные отношения. Этим объясняется тот факт, что своё профессиональное становление молодежь оценивает как по уровню социального признания (престижности) профессии, так и по уровню её прибыльности. Естественно, оценки по этим двум критериям не совпадают. Степень несовпадения оценок есть индикатор остроты противоречия между индивидуальными ожиданиями, запросами молодежи и потребностями или возможностями общества. Какова острота этого противоречия в современной России? Для ответа на вопрос соотнесем оценки, высказанные молодежью в отношении основных профессий по критериям «престижность» и «прибыльность» (см. рис. 1).

    Судя по данным рис. 1, противоречие между общественными запросами и личными ожиданиями молодежи в наибольшей степени проявляются в следующих профессиях:

    •  наиболее высоко оценивает молодежь прибыльность такого вида экономической деятельности, как предприниматель, однако общественное признание этой деятельности (престижность) ниже, чем профессии госчиновника, юриста, экономиста, представителей творческих профессий или банковских работников;

    •  общественный престиж таких профессий, как юрист, менеджер, экономист - наиболее высок, однако острая конкуренция в этой области снизила их прибыльность в глазах молодежи;

    Рисунок 1

    Оценка молодежью основных профессий по критериям «престижность»

    и «прибыльность», %


    •  очень низка престижность профессии инженера, ученого, преподавателя, компьютерщика, врача, что связано в немалой степени с низкой оплатой труда представителей этих профессий, снижением качества труда и проникновением в эти сферы коррупции (особенно в образование, здравоохранение, науку);

    •  низка престижность и, по мнению молодежи, прибыльность рабочих профессий, хотя по прибыльности даже эти профессии молодежь оценивает выше, чем профессии преподавателя, ученого, инженера.

    Основные требования, выдвигаемые молодежью к работе, которая бы её устроила, можно свести в три группы:

    •  высокий заработок;

    •  интересное содержание работы, хорошие условия труда, наличие социальных гарантий;

    •  гарантия профессионального роста.

    Остальные требования носят второстепенный характер (см. перечень 1).

    Перечень 1

    Какой должна быть работа, чтобы удовлетворить запросы молодежи, %

    79,2       - Хорошо оплачиваемой

    48.2        - Интересной

    39,7       - Должны быть хорошие условия труда

    30.4        - Должны быть хорошие социальные гарантии

    27,0       - Обеспечить возможность профессионального роста

    18,6       - Разнообразной, творческой, предполагающей инициативу

    18.5        - Престижной

    14.3      - Обеспечивающей возможность сделать быструю карьеру 14,2        - Оставлять много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы)

    12,5       - Полезной обществу

    8,6       - Не утомительной

    Большинство молодых людей считают, что получить хорошую работу помогает в первую очередь наличие высокой квалификации и знаний. Второе требование - наличие связей и знакомств. И только после этого следует такое качество, как готовность трудиться с полной отдачей сил (см. перечень 2).

    Перечень 2

    Мнение молодежи о том, что в первую очередь помогает получить хорошую работу, %

    50,4       -     Наличие высокой квалификации, знаний

    39,7       -     Связи и знакомства

    28,1       -     Готовность трудиться с полной отдачей сил

    22.7        -    Инициативность, предприимчивость

    22,3       -     Обладание специальностью, которая сейчас высоко ценится

    19.8        -    Умение ладить с начальством

    19,6       -     Дисциплинированность, исполнительность, ответственность

    Что изменилось за прошедшие 13 лет? Прежде всего значительно уменьшилась доля тех, кто считает важными для получения хорошей работы опору на связи и знакомства: с 62%

    в 1997 г. до 53% в 2007 г. и до 40% в 2009 г. Меньше также уверенности в том, что спросом пользуется специальность, которая высоко ценится обществом. Причиной, по-видимому, является тот факт, что большая часть молодежи занята не по своей основной профессии, даже если она представляет общественную ценность. Все менее верят молодые в то, что для получения хорошей работы следует быть инициативным и предприимчивым, иметь высокую квалификацию и знания. Пессимизм проистекает от невостребованности по основной профессии как результата застоя в экономике и стагнации многих предприятий. Об этом свидетельствуют данные о том, насколько соответствует работа молодых россиян полученным ими специальностям и насколько часто условия заставляют их менять свою специальность (см. рис. 2).

    Рисунок 2

    Работает ли молодежь по специальности, указанной в дипломе, %


    Анализ представлений молодежи показывает, что в целом она чутко реагирует на изменения ценности различных качеств работника. Так, за последние 13 лет молодежь стала рассматривать как более значимые для получения хорошей работы те навыки и качества, которые в той или иной степени характерны для профессионалов. Иными словами, она сильнее отреагировала на смещение по сравнению с запросами работодателей конца 1990-х их нынешних запросов в сторону работников с большим человеческим капиталом и высокой профессиональной компетенцией. И это при том, что уже в 1997 году 62% молодых респондентов считали, что одним из необходимых условий, которое помогает получить хорошую работу, является наличие высокой квалификации, знаний (см. рис. 3).Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, %

    Чаще по специальности работает молодежь, которая получила высшее техническое или естественнонаучное образование (71% из них работают по специальности, указанной в дипломе). Среди тех, кто получил высшее гуманитарное или экономическое образование, таких меньше - 60%. Еще меньше их среди получивших среднее специальное и общее среднее образование (44% и 32% соответственно).


    Please publish modules in offcanvas position.