12. Ориентация на труд
Сфера экономики - одна из основных, где молодежь призвана реализовать свои знания, способности и трудовые навыки. В общесоциальном аспекте включение молодежи в процесс самореализации в трудовых отношениях есть воспроизводство социально-профессиональной, а в конечном итоге - социально-классовой структуры общества. Становление последней предопределяется тем, что процесс включения молодежи в производственно-экономические отношения одновременно есть процесс включения в распределительные отношения. Этим объясняется тот факт, что своё профессиональное становление молодежь оценивает как по уровню социального признания (престижности) профессии, так и по уровню её прибыльности. Естественно, оценки по этим двум критериям не совпадают. Степень несовпадения оценок есть индикатор остроты противоречия между индивидуальными ожиданиями, запросами молодежи и потребностями или возможностями общества. Какова острота этого противоречия в современной России? Для ответа на вопрос соотнесем оценки, высказанные молодежью в отношении основных профессий по критериям «престижность» и «прибыльность» (см. рис. 1).
Судя по данным рис. 1, противоречие между общественными запросами и личными ожиданиями молодежи в наибольшей степени проявляются в следующих профессиях:
• наиболее высоко оценивает молодежь прибыльность такого вида экономической деятельности, как предприниматель, однако общественное признание этой деятельности (престижность) ниже, чем профессии госчиновника, юриста, экономиста, представителей творческих профессий или банковских работников;
• общественный престиж таких профессий, как юрист, менеджер, экономист - наиболее высок, однако острая конкуренция в этой области снизила их прибыльность в глазах молодежи;
Рисунок 1
Оценка молодежью основных профессий по критериям «престижность»
и «прибыльность», %
• очень низка престижность профессии инженера, ученого, преподавателя, компьютерщика, врача, что связано в немалой степени с низкой оплатой труда представителей этих профессий, снижением качества труда и проникновением в эти сферы коррупции (особенно в образование, здравоохранение, науку);
• низка престижность и, по мнению молодежи, прибыльность рабочих профессий, хотя по прибыльности даже эти профессии молодежь оценивает выше, чем профессии преподавателя, ученого, инженера.
Основные требования, выдвигаемые молодежью к работе, которая бы её устроила, можно свести в три группы:
• высокий заработок;
• интересное содержание работы, хорошие условия труда, наличие социальных гарантий;
• гарантия профессионального роста.
Остальные требования носят второстепенный характер (см. перечень 1).
Перечень 1
Какой должна быть работа, чтобы удовлетворить запросы молодежи, %
79,2 - Хорошо оплачиваемой
48.2 - Интересной
39,7 - Должны быть хорошие условия труда
30.4 - Должны быть хорошие социальные гарантии
27,0 - Обеспечить возможность профессионального роста
18,6 - Разнообразной, творческой, предполагающей инициативу
18.5 - Престижной
14.3 - Обеспечивающей возможность сделать быструю карьеру 14,2 - Оставлять много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы)
12,5 - Полезной обществу
8,6 - Не утомительной
Большинство молодых людей считают, что получить хорошую работу помогает в первую очередь наличие высокой квалификации и знаний. Второе требование - наличие связей и знакомств. И только после этого следует такое качество, как готовность трудиться с полной отдачей сил (см. перечень 2).
Перечень 2
Мнение молодежи о том, что в первую очередь помогает получить хорошую работу, %
50,4 - Наличие высокой квалификации, знаний
39,7 - Связи и знакомства
28,1 - Готовность трудиться с полной отдачей сил
22.7 - Инициативность, предприимчивость
22,3 - Обладание специальностью, которая сейчас высоко ценится
19.8 - Умение ладить с начальством
19,6 - Дисциплинированность, исполнительность, ответственность
Что изменилось за прошедшие 13 лет? Прежде всего значительно уменьшилась доля тех, кто считает важными для получения хорошей работы опору на связи и знакомства: с 62%
в 1997 г. до 53% в 2007 г. и до 40% в 2009 г. Меньше также уверенности в том, что спросом пользуется специальность, которая высоко ценится обществом. Причиной, по-видимому, является тот факт, что большая часть молодежи занята не по своей основной профессии, даже если она представляет общественную ценность. Все менее верят молодые в то, что для получения хорошей работы следует быть инициативным и предприимчивым, иметь высокую квалификацию и знания. Пессимизм проистекает от невостребованности по основной профессии как результата застоя в экономике и стагнации многих предприятий. Об этом свидетельствуют данные о том, насколько соответствует работа молодых россиян полученным ими специальностям и насколько часто условия заставляют их менять свою специальность (см. рис. 2).
Рисунок 2
Работает ли молодежь по специальности, указанной в дипломе, %
Анализ представлений молодежи показывает, что в целом она чутко реагирует на изменения ценности различных качеств работника. Так, за последние 13 лет молодежь стала рассматривать как более значимые для получения хорошей работы те навыки и качества, которые в той или иной степени характерны для профессионалов. Иными словами, она сильнее отреагировала на смещение по сравнению с запросами работодателей конца 1990-х их нынешних запросов в сторону работников с большим человеческим капиталом и высокой профессиональной компетенцией. И это при том, что уже в 1997 году 62% молодых респондентов считали, что одним из необходимых условий, которое помогает получить хорошую работу, является наличие высокой квалификации, знаний (см. рис. 3).Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, %
Чаще по специальности работает молодежь, которая получила высшее техническое или естественнонаучное образование (71% из них работают по специальности, указанной в дипломе). Среди тех, кто получил высшее гуманитарное или экономическое образование, таких меньше - 60%. Еще меньше их среди получивших среднее специальное и общее среднее образование (44% и 32% соответственно).