Молодежь России: социологический портрет - Подготовка ученых в аспирантуре

    Содержание материала

    Подготовка ученых в аспирантуре

    традиционно аспирантура - это подготовка преподавателей для университетов. Однако в СССР аспирантура, наряду с вузами, была учреждена и при большинстве исследовательских институтов, прежде всего академических. Подразумевалось, что аспирантура готовит не только преподавателей, но и исследователей для научных учреждений. В меньшей степени это касалось отраслевой науки, где склонность к научному творчеству выявлялась в условиях научного эксперимента или реального производства, и в большей степени - тех отраслей, где конечный результат завершается в основном публикацией.

    Предназначение аспирантуры как «кузницы» педагогических и научных кадров сохранилось по сей день, поэтому рассмотрим деятельность аспирантуры под углом зрения подготовки научных кадров.

    С середины 1990-х годов в России наблюдается быстрый рост численности аспирантов за счет увеличения приема в аспирантуру, а также открытия новых аспирантур, в основном в университетах (см. рис. 24). За период с 1993 г. по 2008 г. численность аспирантов выросла в целом в 2,9 раза, в том числе в вузах - в 3,4 раза, в НИИ - в 1,4 раза (см. рис. 25). Однако рост численности аспирантов не сопровождался ростом эффективности аспирантуры, основной формальный критерий которой - доля защитивших диссертацию (см. рис. 26).

    Интенсивный рост численности аспирантов в вузах, с одной стороны, и низкая доля защищающих диссертацию выпускников аспирантуры - с другой, приводит к выводу о том, что аспирантура все более обретает функцию магистратуры.Число организаций, ведущих подготовку аспирантов19


     Источник: Высшее и послевузовское образование в России. М.: Центр исследований и статистики. 2004, стр. 126; Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. М.: ЦИСН, 2005, стр. 12; Индикаторы образования: 2008. М.: Министерство образования и науки РФ, Росстат, ГУ - ВШЭ, 2008, стр. 84; Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. M.: Росстат, 2009, стр. 355.

    Численность аспирантов, человек21

     Источник: Высшее и послевузовское образование в России. М.: Центр исследований и статистики. 2004, стр. 127;


    Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. М.: ЦИСН, 2005, стр. 13; Индикаторы образования: 2008. М.: Министерство образования и науки РФ, Росстат, ГУ ВШЭ, 2008, стр. 84.

    Доля защитивших диссертацию относительно выпускников аспирантуры в соответствующем году, %21

    36,0


     Рассчитано по источнику: Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. М.: ЦИСН, 2005, стр. 13; Индикаторы образования: 2008. М.: Министерство образования и науки РФ, Росстат, ГУ - ВШЭ, 2008, стр. 84; Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2009, стр. 355.Если говорить об аспирантуре как о «кузнице» научных кадров, то с точки зрения экономической потребности налицо дисбаланс: доля аспирантов по социально-гуманитарным дисциплинам за десять лет существенно возросла, и теперь они составляют примерно половину всех аспирантов (см. рис. 27), в то время как доля исследователей в социально-гуманитарной области составляет всего 5% от общей численности исследователей, занятых в российской науке.

    Рисунок 27

    Структура аспирантов по научным отраслям, %22


    Если в момент поступления в аспирантуру каждый второй ныне обучающийся в аспирантуре имел намерение в будущем заниматься научной работой, то учеба в аспирантуре и подготовка диссертации существенным образом изменили эти планы. По прошествии некоторого времени обучения лишь каждый десятый планирует после окончания аспирантуры связать свою судьбу с научным поприщем. Каждый четвертый предполагает заниматься преподавательской деятельностью, а более трети - стать специалистом по профилю диссертации (врачом, инженером, конструктором, агрономом, ветеринаром и т.п.). Каждый пятый аспирант во время обучения в аспирантуре не в состоянии определиться однозначно, чем он будет заниматься в будущем.

    Более детальный анализ профессиональных планов аспирантов в различных областях наук свидетельствует о том, что

     Посчитано по источнику: Подготовка научных кадров высшей квалификации в России, стр. 42; Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2009, стр. 356.

    среди аспирантов-политологов, юристов, педагогов и историков, как правило, единицы изъявляют желание заняться после защиты диссертации научной работой. Зато такое намерение имеют 41,9% аспирантов-биологов и генетиков, 20% — химиков, 15,7% — физиков и математиков, 14,3% — медиков и иммунологов. Доля желающих стать научным работником после окончания аспирантуры среди аспирантов остальных специализаций не превышает 10%.

    Проблема трудоустройства аспирантов очной формы обучения после защиты ими диссертации становится все более актуальной. У многих аспирантов профессиональное будущее вызывает тревогу. Они полагают, что их трудоустройство после окончания аспирантуры не гарантировано. Больше всего опасаются остаться безработными аспиранты-химики и социологи, гораздо увереннее смотрят в будущее юристы, экономисты, педагоги.

    Сегодня процесс обучения в аспирантуре направлен прежде всего на формирование преподавателя вуза. По окончании обучения это ощущают и сами выпускники аспирантуры. Подготовить собственно научную диссертацию у большинства не получается. И это естественно - наука по заказу не делается, тем более, если заведомо не известно, обладает ли начинающий исследователь природными способностями аналитического и эвристического мышления. У большинства аспирантов получается только «научная компиляция», дающая представление об умении аналитически мыслить и логически излагать свои мысли, грамотно формулировать гипотезы и находить логически или экспериментально аргументированные ответы в научной литературе. Это и есть процесс подготовки преподавателей. Что касается подготовки исследователей, то целесообразность прохождения ими аспирантской подготовки до начала активной научной работы мировым опытом деятельности научных организаций не доказана, скорее наоборот, большинство талантливых и продуктивных исследователей и конструкторов не обременяли себя процессом обучения в аспирантуре.

    Среди причин, по которым многие аспиранты не изъявляют желания работать в качестве ученого, доминируют одна главная и три дополнительные. Главная причина - низкая оплата труда. Дополнительные причины: отсутствие в НИИ материальной базы для эффективного выполнения исследований или разработок; чрезмерная забюрократизированность организации научной работы, на что указывают и многие исследователи; низкий престиж научной работы.


    Please publish modules in offcanvas position.