Молодежь России: социологический портрет - Тенденция потребления наркотиков в Российской Федерации

    Содержание материала

    Тенденция потребления наркотиков в Российской Федерации

    (см. рис. 27) представляется достоверной, если сослаться на мнение, высказанное директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН): «Почти 90% наркоманов в нашей стране зависят от афганских опиатов... В Россию героин попадает через Таджикистан, Киргизию, Узбекистан и Казахстан».

    Анализ структуры спроса несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года, пробовавших и потребляющих различные виды наркотиков, выявил следующее:

    •  стабильность величины сегмента препаратов каннабисной группы в общем спросе несовершеннолетних и молодежи на наркотические средства;

    •  снижение в среде несовершеннолетних и молодежи спроса на лекарственные препараты, ингалянты, галлюциногены;

    •  относительно невысокий спрос со стороны несовершеннолетних и молодежи на кокаин;

    •  устойчивый рост сегмента психостимуляторов и небольшой рост, по сравнению с 2004 годом, спроса на препараты опийной группы.

    Здесь речь идет о тенденции потребления, и приведенные данные не дают точных количественных показателей финансового состояния и весового оборота рынка наркотиков. Из данных табл. 15 однозначно ясно, что приобщение молодежи к наркотикам происходит преимущественно через пробу кажущихся безобидными препаратов конопли, в связи с чем в исследовании уделено также внимание «традиции» курения, о чем речь пойдет далее.

    Характеристика рынка наркотических средств за последние 9 лет претерпела некоторые изменения (см. табл. 15):

    •  после резкого давления на опийный рынок, предпринятого силовыми структурами, доля данного вида наркотических препаратов к 2004 году, в сравнении с 2001 годом, снизилась в 3 раза и сохранила за собой примерно десятую часть рынка розничного оборота наркотиков;

    •  место вытесненной с рынка части препаратов опийной группы заняли препараты каннабиса, к 2004 году, в сравнении с 2001 годом, увеличив свою долю на розничном наркорынке в 1,2 раза и удерживая доминирующую роль и в 2009 году;

    Таблица 15

    Нормированный показатель спроса со стороны молодежи в возрасте 11-24 года на различные группы наркотических веществ за исключением «самоделок» (за 100% приняты пробовавшие и потребляющие), %

    Группы наркотиков

    Годы

    2001

    2002

    2003

    2004

    2006

    2009

    Препараты конопли

    58,9

    63,0

    70,3

    72,0

    71,4

    69,1

    Препараты опийной группы

    24,9

    16,1

    10,9

    9,5

    11,1

    11,5

    Галлюциногены

    3,2

    4,9

    3,9

    4,5

    2,3

    2,2

    Психостимуляторы

    6,7

    4,1

    6,7

    6,6

    9,1

    7,5

    Ингалянты

    0,7

    4,1

    3,1

    2,4

    1,7

    1,4

    Лекарственные препараты

    3,2

    4,7

    3,9

    4,9

    2,5

    4,7

    Кокаин

    2,4

    3,1

    1,2

    0,1

    1,9

    3,6

    Итого

    100

    100

    100

    100

    100

    100


    ■ роль на рынке остальных групп наркотических препаратов в целом подвержена незначительному конъюнктурному колебанию.

    Способы потребления наркотиков так как основная разновидность потребляемого наркотика - каннабиоиды, естественно, что большинство молодежи потребляют наркотики в форме «курева». Однако среди злоупотребляющих наркотиками возрастает доля потребляющих наркотики внутривенно (см. перечень 3). Каждый десятый использует два или более способов потребления наркотических веществ.

    Примерно 290 тыс. молодежи в возрасте 11-24 года, потребляющих наркотические вещества внутривенно, являются группой риска с точки зрения ВИЧ-инфицирования. Серьезность такой опасности подтверждается статистикой роста численности ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации (см. рис. 28).

    Перечень 3

    Способы потребления молодежью наркотиков

    Тыс. человек

    Доля, потребляющих

    1955,0

    74,3%

    - Курят

    386,8

    14,7%

    - Принимают вовнутрь

    289,4

    11,0%

    - Внутривенно

    142,1

    5,8%

    - Путем ингаляции (вдыхают ртом)

    113,1

    4,3%

    - Путем ингаляции (вдыхают ноздрями)

    Рисунок 28


    Динамика численности ВИЧ-инфицированных, тыс. человек21


    Если нормировать данные, приведенные в абсолютных числах в перечне 3, то становится ясным, что структура по способу потребления молодежью наркотиков эквивалентна структуре спроса на наркотики. То есть, спрос на препараты каннабиса и героин составляют в сумме 77,3% от общего рыночного спроса на все виды наркотиков, соответственно, такие способы потребления наркотиков, как курение и внутривенное, составляют 77,7% от общей численности потребления наркотиков всеми основными способами.

    По сравнению с лицами 11-40 лет, в возрастной группе 1124 года более велика доля курящих препараты конопли. В первой группе чаще используются такие способы, как внутривенное введение наркотика и ингаляция (см. рис. 29 и 30).

    21 Источник: Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Росстат, 2009, стр. 269.

    Рисунок 29

    Нормированная структура способов потребления наркотиков в возрастной группе 11-24 года, %


    Рисунок 30

    Нормированная структура способов потребления наркотиков в возрастной группе 11-40 лет, %


    Если первая проба наркотика начинается, как правило, с курева, то на стадии частого потребления завершается внутривенным введением (см. табл. 16).

    Таблица 16

    Характер потребления наркотиков

    Частота потребления наркотиков

    Пробовали всего 1 раз

    Пробовали 2-3 раза

    Потребляют не чаще 2-3 раза в месяц

    Потребляют в среднем 1 раз в неделю

    Потребляют в среднем 2-3 раза в неделю

    Потребляют ежедневно

    В виде курева

    78,8

    81,3

    75,0

    76,0

    52,6

    33,3

    Вдыхают ртом

    7,4

    3,6

    4,7

    12,0

    10,5

    0,0

    Вдыхают ноздрями

    1,1

    3,6

    10,9

    8,0

    0,0

    0,0

    Вводят внутривенно

    2,1

    6,3

    20,3

    16,0

    42,1

    66,7

    Принимают вовнутрь

    10,6

    14,3

    17,2

    24,0

    26,3

    0,0



    Please publish modules in offcanvas position.