Молодежь России: социологический портрет - Социальный состав студентов

    Содержание материала

    Социальный состав студентов

    Рассмотрим далее социальный состав студентов российских вузов в 2005 г. (см. перечень 1 и 2).

    Перечень 1

    Социальный статус отцов студентов российских вузов, %

    20,1 - Руководящий (административный) работник (директор,

    главный инженер, зав. отделом, политик и др.) 18,1 - Специалист с высшим образованием, не занимающий руководящей должности (учитель, преподаватель, врач, инженер, журналист и др.) 12,4 - Рабочий на промышленном предприятии, на стройке,

    в шахте 10,9 - Предприниматель 8,6 - Работник сферы торговли, бытовых услуг, транспорта 8,4 - Служащий без высшего образования (техник, лаборант, оператор и др.)

    7.4        - Профессиональный военный, сотрудник МВД, иных сило

    вых структур 4,9 - Занятый в сельском хозяйстве 0,3 - Временно не работающий 8,9 - Из неполной семьи (профессии отца не знают)

    Перечень 2

    Социальный статус матерей студентов российских вузов, %

    37,3 - Специалист с высшим образованием, не занимающая руководящей должности (учитель, преподаватель, врач, инженер, журналист и др.) 15,3 - Служащая без высшего образования (техник, лаборант, оператор и др.)

    13,1 - Руководящий (административный) работник (директор,

    главный инженер, зав. отделом, политик и др.) 12,1 - Работник сферы торговли, бытовых услуг, транспорта 6,0 - Предприниматель

    3.5        - Рабочая на промышленном предприятии, на стройке,

    в шахте

    2,0 - Работник сферы силовых структур 3,0 - Занятая в сельском хозяйстве

    3.3        - Домохозяйка или временно не работает

    4.4        - Из неполной семьи (профессии матери не знают)

    Из перечней 1 и 2 следует, что отцы у 56,5% студентов вузов были представителями интеллигенции (в основном руководящие работники, государственные служащие, предприниматели, профессиональные военные). Аналогичный статус занимали матери у 58,4% студентов вузов.

    В основном рабочие должности: в сфере производства, услуг, сельского хозяйства занимали отцы у 34,6% студентов вузов. Такой же социальный статус был у матерей 37,2% студентов.

    В итоге доля студентов, у которых и отец, и мать относились к сословию интеллигенции, составляла 40,6%, а у которых и отец, и мать относились к сословию «рабочих и крестьян» - 20,4%. Если социальный статус семьи учитывать только по отцу, то оказывается, что доля студентов, у которых отец относился к сословию интеллигенции - 56,5%, вдвое превышала долю студентов, у которых отец относился к сословию рабочих и крестьян (25,3%). Это приводило к интенсивному расширенному воспроизводству интеллигенции в социальной структуре населения страны, за счет самой же интеллигенции.

    Более подробный анализ социальной структуры студентов российских вузов показал, что, судя по статусу отцов, среди них почти треть составляли выходцы из семей административных руководителей и бизнесменов (см. рис. 4).

    Такая картина наблюдалась на всех «элитных» факультетах вузов (см. рис. 5).

    Рисунок4

    Социальная структура студентов российских вузов по социальному статусу их отцов, %

    Социальная структура студентов различных факультетов вузов по социальному статусу отцов, %

    Эту тенденцию нельзя однозначно назвать положительной или отрицательной ни с позиции равной доступности высшего профессионального образования для всех социальных групп молодежи, ни с позиции качества воспроизводства работников интеллектуального труда. Качество выпускников вузов как профессионалов зависит не только от социального статуса родителей, но и от индивидуальных способностей студента. Естественно, выходцы из семей интеллигенции имеют больше навыков интеллектуального труда, знания специфики, традиций той или иной интеллектуальной профессии (например, юриста, врача, учителя, журналиста и др.), чем выходцы из рабочих и крестьянских семей, но это не означает, что только из семей интеллигентов выходят хорошие профессионалы.

    В высокой степени ущемленными были интересы молодежи, оканчивавшей сельскую школу. Ее доля в составе студентов вузов в начале 1990-х годов снизилась до минимума. После принятия ряда административных мер ситуация стала исправляться. Так, Министерство образования РФ «намекнуло» вузам о возможности лишения их части государственной дотации, если они не увеличат прием выпускников сельских школ и школ малых городов, в результате чего ряд вузов даже посылали комиссии в районы для проведения приемных экзаменов. Происходило это прежде всего в национальных республиках. В итоге в 1994 году произошел значительный рост доли выпускников сельских школ среди студентов российских вузов (см. рис. 6). Дальнейший рост доли выпускников сельских школ среди студентов вузов в 2005 году был обусловлен действием введенного в 2002-2003 годах в виде эксперимента ЕГЭ. Этот фактор продолжил свое действие и в дальнейшем.

    Тем не менее, согласно данным Росстата по состоянию на 01.01.2008 г., сегодня доля сельской молодежи в возрасте 1824 года среди студентов вузов России все еще в два раза ниже, чем ее доля среди аналогичной возрастной группы в целом по Российской Федерации - 26%.Доля закончивших сельские школы среди студентов вузов Российской Федерации, %


    Please publish modules in offcanvas position.