Бакалавриат и магистратура
Важнейшим элементом повышения качества профессионального образования является переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура. В настоящее время вместо одноуровневой подготовки дипломированных специалистов (5 лет) в вузах вводится двухуровневая подготовка специалистов: с дипломом бакалавра (4 года) и после этого с дипломом магистра (2 года). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ. В современных условиях для повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура призваны стать самостоятельными уровнями образования, выделение каждого из которых имеет определенные цели и задачи. Вместе с тем в настоящее время обучение в магистратуре рассматривается преимущественно лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат - как формальный уровень образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда.
Обучение в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России. Использование в образовательном процессе активных форм и современных технологий обучения, таких как решение реальных научно-исследовательских и проектных задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование реальных технологических и управленческих процессов на базе информационных систем позволяет реализовать в магистратуре концепцию практико-ориен- тированного образования.
В вузах технического профиля доля бакалавров сегодня не превышает 5%. И хотя потребность двухуровневой дифференциации подготовки специалистов в вузах вызвана объективными изменениями профессиональной структуры кадров производства, именно консерватизм менеджмента предприятий тормозит зарождение консенсуса в общественном мнении предпринимателей, молодых специалистов и администрации образовательных учреждений по поводу признания объективной данности иерархической дифференциации интеллектуального труда. В то же время следует констатировать, что процесс «легитимизации» двухуровневой подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях протекает в целом позитивно. В частности, большая часть опрошенных на предприятиях и в учреждениях руководителей служб подбора персонала считают, что проблемы по приему на работу молодых специалистов с дипломом бакалавра в целом не возникнут (см. табл. 8).
Таблица 8
Мнение руководителей служб подбора персонала предприятий и учреждений о том, возникнут ли проблемы в связи с введением в вузах двухуровневого образования, %
возникнут ли проблемы |
возникнут |
не возникнут |
затруднились ответить |
С определением профессиональной пригодности специалистов, имеющих диплом бакалавра |
17,0 |
43,3 |
39,7 |
С определением профессиональной пригодности специалистов имеющих диплом магистра |
6,3 |
53,8 |
39,9 |
Те, кто считает, что трудности возникнут, мотивируют свою позицию следующим.
Определение профессиональной пригодности выпускников, имеющих диплом бакалавра, будет затруднено по следующим причинам: недостаточность специальных знаний, неясность уровня подготовки, недостаточный профессиональный опыт, отсутствие ясности по поводу программы подготовки бакалавров по техническим специальностям, отсутствие ясности в том, следует ли считать бакалавриат высшим образованием, необходимость менять на предприятии должностные инструкции, так как в них не предусмотрена специальность «бакалавр».
Определение профессиональной пригодности выпускников, имеющих диплом магистра, будет затруднено по следующим причинам: непонятен образовательный статус, на производстве отсутствуют критерии оценки уровня знаний со степенью «магистра», практические профессиональные навыки будут ниже, а претензии со стороны молодого специалиста возрастут, необходимо подвести под специальность магистра правовую базу.