Молодежь России: социологический портрет - Направленность досуга

    Содержание материала

    Направленность досуга

    Главным типологизирующим фактором60, определяющим специфику и качество свободного времени населения России в целом, является направленность его досуговой активности. В зависимости от того, проводит человек свое свободное время дома или вне его, может ли позволить себе заплатить за собственный отдых и развлечения или довольствуется тем, что общедоступно, занимается дома ничегонеделанием («просто отдыхает») или увлечен поиском новой информации - и будет зависеть тип избираемого им досуга.

    Изменения досуговых практик, происходящие за последние годы, проходят с различной степенью интенсивности для разных социальных групп, разных возрастных категорий. Преимущественная направленность досуга разных поколений россиян, в том числе молодежи, сегодня следующая (см. рис. 1).

    Рисунок 1

    Преимущественная направленность досуга представителей старшего поколения

    Преимущественная направленность досуга представителей молодого поколения

    60 Данная типология разработана сотрудниками ИС РАН Н.М. Давыдовой и Н.Н. Седовой.


    Две трети досуга российской молодежи по форме социально активны, интересны, разнообразны, внедомашние по своей сути, тогда как свободное время поколения отцов в лучшем случае направлено на расслабление внутри дома. Межпоколенческая ситуация выглядит крайне неравнозначной. Естественно, различия в форме проведения досуга чаще всего не гарантируют объективной информации о его содержании.

    Удовлетворение культурных потребностей в период досуга - это не только условия физической и психической рекреации, но и условия развития духовной и соматической культуры молодежи. Большая часть досуга молодые расходуют пассивно, в основном на просмотр телепередач (64%), прослушивание музыки (58%). В качестве доминирующих активных форм досуга молодежи следует назвать общение (встречи) с друзьями, прогулки на природе (46%). Велика доля молодежи, проводящей досуг за компьютером (45,9%), что является новой формой в структуре ее досуга.

    Присущ молодежи и пассивный отдых («ничегонедела- нье») - 49,6%.

    Стала относительно большой доля молодежи, в свободное время посещающей церковь - 8,1%.

    Далее в предпочтениях молодежи следуют чтение прессы, журналов, книг; посещение дискотек, спортклубов, кино; занятие домашним хозяйством, хобби (рукоделие, моделирование, уход за животными).

    Из досуга молодежи стали исчезать такие формы, как участие в работе кружков по интересам, в работе общественных и политических организаций (см. перечень 1).

    Перечень 1

    Чем молодежь в возрасте 14-30 лет обычно занимается в свободное время (2009 г.), %

    65.1       -     Встречаются и общаются с друзьями дома или в гостях 64,3       -              Смотрят телевизор, слушают радиопередачи

    58.2       -     Слушают музыку, читают книги, смотрят видео 49,6       -              Просто отдыхают, расслабляются

    46,1       -     Проводят время на природе, гуляют

    45,9       -     Увлекаются компьютером, Интернетом, играют в компьютерные игры

    29,1       -     Занимаются домашним хозяйством, детьми, дачей

    28.3        -    Читают газеты, журналы

    28,1       -     Посещают кафе, бары, рестораны

    26,5 - Посещают дискотеки, ночные клубы, другие развлекательные мероприятия

    26.5        - Посещают театры, концерты, кино

    20,3 - Посещают спортклубы, секции, тренировки

    12.6        - Занимаются дополнительно для получения образования,

    повышения квалификации 11,5 - Имеют хобби и занимаются им дома (рукоделие, фотография, моделирование) 8,1 - Посещаю церковь, другие религиозные собрания 6,8 - Посещают музеи, выставки, вернисажи 3,7 - Занимаются в различных кружках, клубах по интересам

    (музыкой, танцами.) 2,5 - Участвуют в работе общественных организаций, собраний, ассоциаций

    0,9 - Посещают политические организации, собрания, митинги

    Как свидетельствуют высказывания, прозвучавшие из уст 87% молодежи, в пределах доступности (близко) находится большое число различных объектов культурного и спортивного предназначения. В частности, на тот факт, что в своём микрорайоне (или в посёлке), относительно близко от места проживания, находятся кинотеатр, указали 43,3%, клуб, где проводят занятия по интересам - 37,9%, библиотека - 57,4%, парк с аттракционами - 18,8% опрошенной молодежи.

    Основная масса молодежи в возрасте 11-24 года (46,7%) каникулы и отпуск проводят дома, и часть - 9,3% - на даче (в совокупности это 56%, т.е. 16 млн. человек). Еще 17,3% (4,9 млн. человек) и в этот период работают или подрабатывают. То есть в каникулы и в отпуск не меняют привычных условий проживания 73,3% молодежи в возрасте 11-24 года, или 20,9 млн. человек.

    Уезжают к родственникам, с друзьями на природу - 24,1%, в дом отдыха, пансионат, путешествуют - 8,2%, в лагерь, в том числе в спортивный или образовательный - 7,2% (см. табл. 2-3).

    Потенциальные условия для занятия молодежи спортом достаточно обширны. От места проживания близко находятся либо стадион (на это указали 40,1% опрошенной молодежи), либо спортивная площадка - 35,1%, либо спортивный зал - 32,4%, либо спорткомплекс - 24,9%, либо бассейн - 22,1%. Естественно, понятие «близости» субъективно и разными людьми понимается по-разному, но главное, что перечисленные объекты культуры и спорта находятся в пределах доступности, приемлемой для части молодежи.Как проводят каникулы и отпуск представители различных возрастных групп молодежи, %

    Как проводят каникулы и отпуск

    Возраст

    11 лет

    12 лет

    13 лет

    14 лет

    15 лет

    16 лет

    17 лет

    18 лет

    19 лет

    20 лет

    21 год

    22 года

    23 года

    24 года

    В основном находятся дома

    45,2

    52,8

    45,5

    48,9

    56,2

    60,3

    58,9

    50,0

    46,0

    43,2

    36,0

    43,0

    36,2

    38,9

    В основном находятся на даче

    16,7

    17,0

    20,0

    9,1

    12,4

    12,3

    5,3

    12,2

    4,6

    5,8

    8,8

    4,7

    8,5

    7,4

    Уезжают отдыхать в лагерь, в том числе в спортивный, образовательный

    28,6

    22,6

    18,2

    19,3

    18,0

    12,3

    2,1

    2,4

    2,3

    0,7

    1,6

    0,0

    2,1

    0,0

    Уезжают к родственникам, с друзьями на природу

    16,7

    30,2

    21,8

    26,1

    23,6

    27,4

    26,3

    24,4

    24,1

    25,2

    32,0

    20,9

    22,3

    11,6

    Уезжают отдыхать в дом отдыха, пансионат, путешествуют

    4,8

    3,8

    9,1

    13,6

    5,6

    8,2

    7,4

    4,9

    8,0

    9,4

    8,0

    8,1

    10,6

    8,4

    Работают, подрабатывают

    0,0

    0,0

    3,6

    4,5

    5,6

    0,0

    13,7

    17,1

    24,1

    25,9

    23,2

    24,4

    35,1

    30,5

    Итого находятся, дома., на даче или работают

    61,9

    69,8

    69,1

    62,5

    73,1

    72,6

    77,9

    79,3

    74,7

    74,9

    68,0

    72,1

    79,8

    76,8

    Таблица 3

    Как проводят каникулы и отпуск молодежь в возрасте 11-24 года, по видам основных занятий, %


    Вид занятия

    Как проводят каникулы и отпуск

    Учатся в школе, гимназии

    Учатся в птУ, лицее

    Учатся в

    техникуме,

    колледже

    Учатся в вузе

    Работают

    не работают и не учатся

    В основном находятся дома

    51,8

    69,2

    45,6

    36,5

    41,1

    54,3

    В основном находятся на даче

    13,1

    9,0

    6,1

    11,5

    4,4

    5,7

    Уезжают отдыхать в лагерь, в том числе в спортивный, об

    18,4

    3,8

    1,8

    0,4

    1,6

    0,0

    разовательный







    Уезжают к родственникам, с друзьями на природу

    25,2

    12,8

    30,7

    29,5

    20,7

    8,6

    Уезжают отдыхать в дом отдыха, пансионат, путешест-

    8,0

    1,3

    8,8

    13,1

    6,3

    5,7

    вуют







    Работают, подрабатывают

    4,1

    14,1

    24,6

    24,2

    26,0

    25,7

    Итого находятся дома, на даче или работают

    69,0

    92,3

    76,3

    72,2

    71,5

    85,7


    Если все перечисленные долевые показатели (проценты), свидетельствующие о близком расположении объектов культуры и спорта от места проживания, просуммировать и приравнять к 100%, то есть «нормировать», то получим условный показатель плотности учреждений культурного и спортивного назначения, находящихся на доступном расстоянии от места проживания молодежи в микрорайонах (посёлках). Согласно нормированному показателю плотности, на учреждения и сооружения культуры приходится 50,3%, а на спортивные учреждения и сооружения - 49,7% культурно-спортивного базового потенциала микрорайонов (поселков). Проще говоря, с позиций предложения различных видов услуг для молодежи в шаговой доступности, потенциал массовой культуры и массового спорта сегодня эквивалентны - 50,3%:49,7%, иное дело, в таком ли эквиваленте находится и спрос со стороны молодежи на предлагаемые услуги.


    Please publish modules in offcanvas position.