Направленность досуга
Главным типологизирующим фактором60, определяющим специфику и качество свободного времени населения России в целом, является направленность его досуговой активности. В зависимости от того, проводит человек свое свободное время дома или вне его, может ли позволить себе заплатить за собственный отдых и развлечения или довольствуется тем, что общедоступно, занимается дома ничегонеделанием («просто отдыхает») или увлечен поиском новой информации - и будет зависеть тип избираемого им досуга.
Изменения досуговых практик, происходящие за последние годы, проходят с различной степенью интенсивности для разных социальных групп, разных возрастных категорий. Преимущественная направленность досуга разных поколений россиян, в том числе молодежи, сегодня следующая (см. рис. 1).
Рисунок 1
Преимущественная направленность досуга представителей старшего поколения |
Преимущественная направленность досуга представителей молодого поколения |
60 Данная типология разработана сотрудниками ИС РАН Н.М. Давыдовой и Н.Н. Седовой.
Две трети досуга российской молодежи по форме социально активны, интересны, разнообразны, внедомашние по своей сути, тогда как свободное время поколения отцов в лучшем случае направлено на расслабление внутри дома. Межпоколенческая ситуация выглядит крайне неравнозначной. Естественно, различия в форме проведения досуга чаще всего не гарантируют объективной информации о его содержании.
Удовлетворение культурных потребностей в период досуга - это не только условия физической и психической рекреации, но и условия развития духовной и соматической культуры молодежи. Большая часть досуга молодые расходуют пассивно, в основном на просмотр телепередач (64%), прослушивание музыки (58%). В качестве доминирующих активных форм досуга молодежи следует назвать общение (встречи) с друзьями, прогулки на природе (46%). Велика доля молодежи, проводящей досуг за компьютером (45,9%), что является новой формой в структуре ее досуга.
Присущ молодежи и пассивный отдых («ничегонедела- нье») - 49,6%.
Стала относительно большой доля молодежи, в свободное время посещающей церковь - 8,1%.
Далее в предпочтениях молодежи следуют чтение прессы, журналов, книг; посещение дискотек, спортклубов, кино; занятие домашним хозяйством, хобби (рукоделие, моделирование, уход за животными).
Из досуга молодежи стали исчезать такие формы, как участие в работе кружков по интересам, в работе общественных и политических организаций (см. перечень 1).
Перечень 1
Чем молодежь в возрасте 14-30 лет обычно занимается в свободное время (2009 г.), %
65.1 - Встречаются и общаются с друзьями дома или в гостях 64,3 - Смотрят телевизор, слушают радиопередачи
58.2 - Слушают музыку, читают книги, смотрят видео 49,6 - Просто отдыхают, расслабляются
46,1 - Проводят время на природе, гуляют
45,9 - Увлекаются компьютером, Интернетом, играют в компьютерные игры
29,1 - Занимаются домашним хозяйством, детьми, дачей
28.3 - Читают газеты, журналы
28,1 - Посещают кафе, бары, рестораны
26,5 - Посещают дискотеки, ночные клубы, другие развлекательные мероприятия
26.5 - Посещают театры, концерты, кино
20,3 - Посещают спортклубы, секции, тренировки
12.6 - Занимаются дополнительно для получения образования,
повышения квалификации 11,5 - Имеют хобби и занимаются им дома (рукоделие, фотография, моделирование) 8,1 - Посещаю церковь, другие религиозные собрания 6,8 - Посещают музеи, выставки, вернисажи 3,7 - Занимаются в различных кружках, клубах по интересам
(музыкой, танцами.) 2,5 - Участвуют в работе общественных организаций, собраний, ассоциаций
0,9 - Посещают политические организации, собрания, митинги
Как свидетельствуют высказывания, прозвучавшие из уст 87% молодежи, в пределах доступности (близко) находится большое число различных объектов культурного и спортивного предназначения. В частности, на тот факт, что в своём микрорайоне (или в посёлке), относительно близко от места проживания, находятся кинотеатр, указали 43,3%, клуб, где проводят занятия по интересам - 37,9%, библиотека - 57,4%, парк с аттракционами - 18,8% опрошенной молодежи.
Основная масса молодежи в возрасте 11-24 года (46,7%) каникулы и отпуск проводят дома, и часть - 9,3% - на даче (в совокупности это 56%, т.е. 16 млн. человек). Еще 17,3% (4,9 млн. человек) и в этот период работают или подрабатывают. То есть в каникулы и в отпуск не меняют привычных условий проживания 73,3% молодежи в возрасте 11-24 года, или 20,9 млн. человек.
Уезжают к родственникам, с друзьями на природу - 24,1%, в дом отдыха, пансионат, путешествуют - 8,2%, в лагерь, в том числе в спортивный или образовательный - 7,2% (см. табл. 2-3).
Потенциальные условия для занятия молодежи спортом достаточно обширны. От места проживания близко находятся либо стадион (на это указали 40,1% опрошенной молодежи), либо спортивная площадка - 35,1%, либо спортивный зал - 32,4%, либо спорткомплекс - 24,9%, либо бассейн - 22,1%. Естественно, понятие «близости» субъективно и разными людьми понимается по-разному, но главное, что перечисленные объекты культуры и спорта находятся в пределах доступности, приемлемой для части молодежи.Как проводят каникулы и отпуск представители различных возрастных групп молодежи, %
Как проводят каникулы и отпуск |
Возраст |
|||||||||||||
11 лет |
12 лет |
13 лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
18 лет |
19 лет |
20 лет |
21 год |
22 года |
23 года |
24 года |
|
В основном находятся дома |
45,2 |
52,8 |
45,5 |
48,9 |
56,2 |
60,3 |
58,9 |
50,0 |
46,0 |
43,2 |
36,0 |
43,0 |
36,2 |
38,9 |
В основном находятся на даче |
16,7 |
17,0 |
20,0 |
9,1 |
12,4 |
12,3 |
5,3 |
12,2 |
4,6 |
5,8 |
8,8 |
4,7 |
8,5 |
7,4 |
Уезжают отдыхать в лагерь, в том числе в спортивный, образовательный |
28,6 |
22,6 |
18,2 |
19,3 |
18,0 |
12,3 |
2,1 |
2,4 |
2,3 |
0,7 |
1,6 |
0,0 |
2,1 |
0,0 |
Уезжают к родственникам, с друзьями на природу |
16,7 |
30,2 |
21,8 |
26,1 |
23,6 |
27,4 |
26,3 |
24,4 |
24,1 |
25,2 |
32,0 |
20,9 |
22,3 |
11,6 |
Уезжают отдыхать в дом отдыха, пансионат, путешествуют |
4,8 |
3,8 |
9,1 |
13,6 |
5,6 |
8,2 |
7,4 |
4,9 |
8,0 |
9,4 |
8,0 |
8,1 |
10,6 |
8,4 |
Работают, подрабатывают |
0,0 |
0,0 |
3,6 |
4,5 |
5,6 |
0,0 |
13,7 |
17,1 |
24,1 |
25,9 |
23,2 |
24,4 |
35,1 |
30,5 |
Итого находятся, дома., на даче или работают |
61,9 |
69,8 |
69,1 |
62,5 |
73,1 |
72,6 |
77,9 |
79,3 |
74,7 |
74,9 |
68,0 |
72,1 |
79,8 |
76,8 |
Таблица 3
Как проводят каникулы и отпуск молодежь в возрасте 11-24 года, по видам основных занятий, %
|
Вид занятия |
|||||
Как проводят каникулы и отпуск |
Учатся в школе, гимназии |
Учатся в птУ, лицее |
Учатся в техникуме, колледже |
Учатся в вузе |
Работают |
не работают и не учатся |
В основном находятся дома |
51,8 |
69,2 |
45,6 |
36,5 |
41,1 |
54,3 |
В основном находятся на даче |
13,1 |
9,0 |
6,1 |
11,5 |
4,4 |
5,7 |
Уезжают отдыхать в лагерь, в том числе в спортивный, об |
18,4 |
3,8 |
1,8 |
0,4 |
1,6 |
0,0 |
разовательный |
|
|
|
|
|
|
Уезжают к родственникам, с друзьями на природу |
25,2 |
12,8 |
30,7 |
29,5 |
20,7 |
8,6 |
Уезжают отдыхать в дом отдыха, пансионат, путешест- |
8,0 |
1,3 |
8,8 |
13,1 |
6,3 |
5,7 |
вуют |
|
|
|
|
|
|
Работают, подрабатывают |
4,1 |
14,1 |
24,6 |
24,2 |
26,0 |
25,7 |
Итого находятся дома, на даче или работают |
69,0 |
92,3 |
76,3 |
72,2 |
71,5 |
85,7 |
Если все перечисленные долевые показатели (проценты), свидетельствующие о близком расположении объектов культуры и спорта от места проживания, просуммировать и приравнять к 100%, то есть «нормировать», то получим условный показатель плотности учреждений культурного и спортивного назначения, находящихся на доступном расстоянии от места проживания молодежи в микрорайонах (посёлках). Согласно нормированному показателю плотности, на учреждения и сооружения культуры приходится 50,3%, а на спортивные учреждения и сооружения - 49,7% культурно-спортивного базового потенциала микрорайонов (поселков). Проще говоря, с позиций предложения различных видов услуг для молодежи в шаговой доступности, потенциал массовой культуры и массового спорта сегодня эквивалентны - 50,3%:49,7%, иное дело, в таком ли эквиваленте находится и спрос со стороны молодежи на предлагаемые услуги.