8. Равенство шансов при поступлении в вуз
Региональный и социальный состав студентов вузов
Приступая к анализу регионального состава студентов российских вузов, рассмотрим их структуру по месту окончания базового среднего образования, по сути - месту постоянного проживания на момент официального введения в ряде субъектов РФ эксперимента по использованию ЕГЭ, т.е. в 2005 г. (см. рис. 1).
Где окончили студенты вузов среднюю школу
Рисунок 1
Рисунок 2
Структура российской молодежи в возрасте 18-25 лет по типам поселения (месту постоянного проживания)32
Из сопоставления показателей на рис. 1 и 2 следует, что доля жителей Москвы и Санкт-Петербурга в составе студентов российских вузов в 2005 г. была в 1,5 раза выше, чем доля проживающей в этих мегаполисах молодежи в возрасте 18-25 лет в составе аналогичной возрастной группы в целом по стране. Доля жителей районных центров среди студентов вузов в целом совпадала с долей молодежи районных центров среди аналогичной категории по стране. По аналогичному показателю доля жителей административных центров субъектов РФ среди студентов вузов была больше в 1,6 раза, а соответствующая доля жителей сел и поселков совместно - меньше в 2,5 раза. Таким образом, поселенческая структура студентовроссий-
Рассчитано по: Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: Минобразования и науки РФ, Федеральная служба госстатистики, Федеральное агентство по образованию, Госуниверситет Высшая школа экономики. 2005г., стр. 19-20.
ских вузов до всеобщего введения ЕГЭ была «ущербной» для жителей сел и поселков.
Судя по данным рис. 1, среди студентов российских вузов численность окончивших школу в Москве или Санкт- Петербурге была такой же, как и численность окончивших школу в селах и поселках Российской Федерации - соответственно по 871,5 тыс. человек. Среди студентов российских вузов выходцы из областных (краевых, республиканских) центров в 2005 г. составляли 2685,6 тыс. человек, выходцы из районных центров - 2027,1 человек33.
Для учебы в вузе примерно половине студентов (51,5%) пришлось сменить место жительства. Правда, только 15,5% из общего числа студентов приехали для учебы из других областей (краев, республик), в то время как для 36% миграция ограничилась пределами области (края, республики) прежнего проживания, а 48,5% студентов учились в том же городе, где жили до поступления в вуз (см. рис. 3).
Рисунок 3
Доля студентов, приехавших на учебу из других регионов и ранее проживавших в городе, где находится вуз
Вузы Москвы и Санкт-Петербурга привлекают больше студентов из других областей, краев, республик, при меньшем числе студентов из собственных областей, чем это имеет место в других регионах (см. табл. 1). Видимо, последнее связано с тем, что в городах Московской и Ленинградской областей имеется вузовская инфраструктура.
Между двумя мегаполисами имелось серьезное различие. Вузы Санкт-Петербурга привлекали значительно большее число «дальних» мигрантов из других областей, чем московские вузы
Рассчитано по: Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник..., стр. 85.
(39,7% против 22,5%). Миграция учащихся с целью получения высшего образования шла главным образом в направлении: село =>районный административный центр => областной, краевой, республиканский административный центр => мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург). Среди окончивших сельскую (поселковую) школу и ставших студентами только 5,5% смогли это сделать, не меняя региона проживания.
В Москве и Санкт-Петербурге картина прямо противоположная: среди окончивших здесь школу и поступивших в вуз 95,8% студентов после окончания школы не изменили места жительства. В административных центрах субъектов РФ студентами стали, не меняя места проживания (региона) - 71,5%, а в районных административных центрах - лишь 16,1%.
Таблица 1
Доля приезжих и местных студентов на различных факультетах вузов, %
Нз какого региона приехали |
Факультет |
||||||
технический, строительный |
Аграрный |
транспорта, связи |
Экономики, права |
Медицинский |
педагогический |
Гуманитарный |
|
Живут в этом же городе, где учатся |
51,0 |
30,1 |
60,8 |
49,8 |
37,3 |
48,2 |
49,0 |
Приехали из этой области (края, республики), где учатся |
33,3 |
43,8 |
33,3 |
30,3 |
35,3 |
43,6 |
33,0 |
Приехали из другой области (края, республики) |
15,7 |
26,1 |
5,9 |
19,9 |
27,4 |
8,2 |
18,0 |
Итого живут в данном регионе |
84,3 |
73,9 |
94,1 |
80,1 |
72,6 |
91,8 |
82,0 |
Наиболее часто переезд в другую область связан с получением специальности врача или агронома. Реже всего едут на учебу в вуз в другие города или регионы те, кто выбрал педагогический факультет, а также транспорта, связи (см. табл. 2).
Вузы, предполагающие 6-летний срок обучения, в наибольшей степени притягивают студентов из областных административных центров, в том числе из областей других территориально-экономических регионов. Так, среди студентов 6-го курса только 14,3% тех, кто учится в городе своего проживания.
Приехавших из области, к которой относится данный город - 57,1%, из других областей, краев, республик - 28,6%. Это в 1,5-2 раза больше, чем среди студентов с 1-го по 5-й курс.