6. качество профессиональной подготовки
Мнение молодых специалистов, окончивших вузы
Предприятия направляют ежегодно на обучение на технические факультеты 4250 человек, что в среднем составляет 3,5% от общей численности поступающих для обучения на технических факультетах российских вузов. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что ежегодно примерно 30% поступающих на технические факультеты - люди «случайные», выбравшие факультет (вуз) случайно или потому, что конкурс был низким. Речь идёт в среднем о 36500 человек. Доля этой категории особенно велика на факультетах наземных транспортных средств, химической технологии, авиационной техники и ракетостроения.
Если бы пришлось принимать решение сегодня, то вновь свою нынешнюю специальность выбрали бы 78,1% молодых специалистов. Среди выпускников технических факультетов этот показатель выше - 83,2%. Значит, часть молодых специалистов разочаровалась в профессии уже во время работы. Этот показатель наиболее низкий среди тех, кто выбрал факультет потому, что был низким конкурс - 61,8%, по рекламе - 65,5%, совету друзей - 75,9%, случайно - 79,8%.
Основные причины разочарования в своей специальности - отсутствие перспективы, неинтересное содержание труда, низкая оплата, отсутствие спроса на специалистов (см. рис. 1).
Рисунок 1
Причины, по которым часть молодых специалистов не выбрали бы вновь специальность, полученную в вузе (21,9% молодых специалистов, имеющих такую позицию, приняты за 100%), %
На отсутствие перспективы жалуются прежде всего молодые специалисты, занятые в сфере разработки полезных ископаемых (42,9% из числа разочаровавшихся в своей профессии среди освоивших в вузе данную специализацию), обслуживанием морской техники (50%). На низкую оплату труда из категории «разочаровавшихся» в специальности жалуются прежде всего занятые в сфере технологии производственных продуктов (50%), электронной техники, радиотехники, связи (50%), электротехники (37,5%). На отсутствие спроса на специалистов сетуют занятые в обслуживании наземного транспорта (100%), в сфере химической технологии (44,4%), строительства и архитектуры (33,3%), информатики и вычислительной техники (42,9%), технологии товаров широкого потребления (50%).
Разочарованы в содержании труда молодые специалисты, занятые в авиационной промышленности (45,5%), металлургии (33,3%), строительстве (33,3%).
Практически все знания, полученные молодыми специалистами в вузе, пригодились им по месту нынешней работы. Однако не всегда знания, полученные в вузе, молодым специалистам удается реализовать на практике. Некоторым приходится переучиваться на работе. Молодые работники сферы торговли и услуг, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, военнослужащие, сотрудники МВД меньше всех смогли на практике реализовать знания, полученные в вузе. Велика доля тех, кто указал, что на нынешнем месте работы им не пригодились знания по гуманитарным дисциплинам - 30,9%.
На нынешней работе знание компьютера необходимо 91,3% молодых специалистов, в том числе хорошее знание - 57%. Меньше всего используют в своей работе компьютер молодые специалисты в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере торговли, услуг, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства (см. табл. 1).
Знания, полученные в вузе, не у всех молодых специалистов совпадают с содержанием выполняемой работы (см. рис. 2).
Такая ситуация характерна для молодых специалистов независимо от их стажа работы (см. табл. 2). То есть не по профилю полученной в образовательном учреждении специальности работают в среднем четверть молодых специалистов.Необходимость знания молодыми специалистами компьютера в зависимости от профиля работы, %
Необходимость знания компьютера на работе |
Профиль работы |
||||||||||
Инженеры |
Гуманитарная интеллигенция (в том числе научная и творческая) |
Работники сферы торговли и услуг, транспорта, ЖКХ |
Представители малого бизнеса |
Военные, сотрудники МВД |
Работники сельского хозяйства |
Управленцы разного уровня |
Служащие |
Программисты |
Врачи |
Экономисты, банковские служащие |
|
Необходимо хорошее знание компьютера |
63,2 |
34,9 |
28,8 |
55,6 |
44,4 |
16,7 |
58,0 |
55,8 |
89,4 |
20,7 |
81,7 |
Необходимы общие навыки владения |
32,9 |
45,8 |
42,3 |
33,3 |
44,4 |
33,3 |
37,4 |
32,6 |
8,5 |
63,8 |
16,7 |
компьютером |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такой необходимости нет |
3,9 |
19,3 |
28,9 |
11,1 |
11,2 |
50,0 |
4,6 |
11,6 |
2,1 |
15,5 |
1,6 |
Итого используют на работе компью |
96,1 |
80,7 |
71,1 |
88,9 |
88,8 |
50 |
95,4 |
88,4 |
97,9 |
84,5 |
98,4 |
тер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 2
В какой степени знания, полученные в вузе, совпадают с содержанием выполняемой работы, %
Таблица 2
В какой степени знания, полученные молодыми специалистами в вузе, совпадают с содержанием выполняемой ими работы в зависимости от стажа работы, %
степень совпадения |
стаж работы |
||||
до 1 года |
2 года |
3 года |
4 года |
5 лет |
|
Совпадают в полной степени |
37,2 |
39,2 |
40,2 |
48,6 |
45,1 |
Совпадают частично |
33,2 |
35,3 |
40,7 |
32,7 |
34,2 |
Не совпадают, но полученные знания могут применять |
19,9 |
18,7 |
13,4 |
11,2 |
12,0 |
Полностью не совпадают |
9,7 |
6,8 |
5,7 |
7,5 |
8,6 |
Итого в целом совпадают |
70,4 |
74,5 |
80,9 |
81,3 |
79,3 |
По истечении в среднем от 1 до 5 лет после окончания вуза в соответствии с приобретенной специализацией работают 63,9% молодых специалистов, по смежной специальности - 26% и не по своей специальности - 10,1%.
Среди тех, кто обучался за счёт государства, по специальности работают 65,5%, среди обучавшихся за плату - 54,7%.
Наиболее велика доля работающих не по специальности среди окончивших факультет металлургии, разработки полезных ископаемых, наземного транспорта, химической технологии,В какой степени знания, полученные в вузе, совпадают с содержанием выполняемой работы
в зависимости от профиля работы, %
|
Профиль работы |
||||||||||
Степень совпадения |
Инженеры |
Гуманитарная интеллигенция (в том числе научная и творческая) |
Работники сферы торговли и услуг, транспорта, ЖКХ |
Представители малого бизнеса |
Военные, сотрудники МВД |
Работники сельского хозяйства |
Управленцы разного уровня |
Служащие |
Программисты |
Медицинские работники |
Экономисты, банковские служащие |
Совпадают в полной степени |
40,3 |
60,8 |
17,3 |
11,1 |
44,4 |
83,3 |
25,6 |
18,6 |
48,9 |
93,1 |
47,3 |
Совпадают частично |
43,8 |
31,3 |
19,2 |
33,3 |
33,3 |
16,7 |
34,9 |
46,5 |
29,8 |
6,9 |
35,5 |
Не совпадают, но полученные знания могут применять |
12,1 |
6,6 |
30,8 |
44,4 |
11,1 |
0,0 |
26,5 |
25,6 |
14,9 |
0,0 |
11,8 |
Полностью не совпадают |
3,8 |
1,3 |
32,7 |
11,2 |
11,2 |
0,0 |
13,0 |
9,3 |
6,4 |
0,0 |
5,4 |
Итого в целом совпадают |
84,1 |
92,1 |
36,5 |
44,4 |
77,7 |
100,0 |
60,5 |
65,1 |
78,7 |
100,0 |
82,8 |
электротехники, технологии товаров широкого потребления. Доля работающих не по своей специальности достигает среди окончивших факультет разработки полезных ископаемых - 29%, металлургии - 27,3%, электротехники - 19,2%, технологии товаров широкого потребления - 20%.
Больше всего работающих без использования знаний, полученных в образовательном учреждении, среди представителей малого бизнеса, а также среди молодых специалистов, работающих в сфере управления (см. табл. 3).