Молодежь России: социологический портрет - 6. качество профессиональной подготовки

    Содержание материала

    6. качество профессиональной подготовки

    Мнение молодых специалистов, окончивших вузы

    Предприятия направляют ежегодно на обучение на технические факультеты 4250 человек, что в среднем составляет 3,5% от общей численности поступающих для обучения на технических факультетах российских вузов. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что ежегодно примерно 30% поступающих на технические факультеты - люди «случайные», выбравшие факультет (вуз) случайно или потому, что конкурс был низким. Речь идёт в среднем о 36500 человек. Доля этой категории особенно велика на факультетах наземных транспортных средств, химической технологии, авиационной техники и ракетостроения.

    Если бы пришлось принимать решение сегодня, то вновь свою нынешнюю специальность выбрали бы 78,1% молодых специалистов. Среди выпускников технических факультетов этот показатель выше - 83,2%. Значит, часть молодых специалистов разочаровалась в профессии уже во время работы. Этот показатель наиболее низкий среди тех, кто выбрал факультет потому, что был низким конкурс - 61,8%, по рекламе - 65,5%, совету друзей - 75,9%, случайно - 79,8%.

    Основные причины разочарования в своей специальности - отсутствие перспективы, неинтересное содержание труда, низкая оплата, отсутствие спроса на специалистов (см. рис. 1).

    Рисунок 1

    Причины, по которым часть молодых специалистов не выбрали бы вновь специальность, полученную в вузе (21,9% молодых специалистов, имеющих такую позицию, приняты за 100%), %


    На отсутствие перспективы жалуются прежде всего молодые специалисты, занятые в сфере разработки полезных ископаемых (42,9% из числа разочаровавшихся в своей профессии среди освоивших в вузе данную специализацию), обслуживанием морской техники (50%). На низкую оплату труда из категории «разочаровавшихся» в специальности жалуются прежде всего занятые в сфере технологии производственных продуктов (50%), электронной техники, радиотехники, связи (50%), электротехники (37,5%). На отсутствие спроса на специалистов сетуют занятые в обслуживании наземного транспорта (100%), в сфере химической технологии (44,4%), строительства и архитектуры (33,3%), информатики и вычислительной техники (42,9%), технологии товаров широкого потребления (50%).

    Разочарованы в содержании труда молодые специалисты, занятые в авиационной промышленности (45,5%), металлургии (33,3%), строительстве (33,3%).

    Практически все знания, полученные молодыми специалистами в вузе, пригодились им по месту нынешней работы. Однако не всегда знания, полученные в вузе, молодым специалистам удается реализовать на практике. Некоторым приходится переучиваться на работе. Молодые работники сферы торговли и услуг, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, военнослужащие, сотрудники МВД меньше всех смогли на практике реализовать знания, полученные в вузе. Велика доля тех, кто указал, что на нынешнем месте работы им не пригодились знания по гуманитарным дисциплинам - 30,9%.

    На нынешней работе знание компьютера необходимо 91,3% молодых специалистов, в том числе хорошее знание - 57%. Меньше всего используют в своей работе компьютер молодые специалисты в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере торговли, услуг, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства (см. табл. 1).

    Знания, полученные в вузе, не у всех молодых специалистов совпадают с содержанием выполняемой работы (см. рис. 2).

    Такая ситуация характерна для молодых специалистов независимо от их стажа работы (см. табл. 2). То есть не по профилю полученной в образовательном учреждении специальности работают в среднем четверть молодых специалистов.Необходимость знания молодыми специалистами компьютера в зависимости от профиля работы, %

    Необходимость знания компьютера на работе

    Профиль работы

    Инженеры

    Гуманитарная интеллигенция (в том числе научная и творческая)

    Работники сферы торговли и услуг, транспорта, ЖКХ

    Представители малого бизнеса

    Военные, сотрудники МВД

    Работники сельского хозяйства

    Управленцы разного уровня

    Служащие

    Программисты

    Врачи

    Экономисты, банковские служащие

    Необходимо хорошее знание компьютера

    63,2

    34,9

    28,8

    55,6

    44,4

    16,7

    58,0

    55,8

    89,4

    20,7

    81,7

    Необходимы общие навыки владения

    32,9

    45,8

    42,3

    33,3

    44,4

    33,3

    37,4

    32,6

    8,5

    63,8

    16,7

    компьютером












    Такой необходимости нет

    3,9

    19,3

    28,9

    11,1

    11,2

    50,0

    4,6

    11,6

    2,1

    15,5

    1,6

    Итого используют на работе компью

    96,1

    80,7

    71,1

    88,9

    88,8

    50

    95,4

    88,4

    97,9

    84,5

    98,4

    тер












    Рисунок 2

    В какой степени знания, полученные в вузе, совпадают с содержанием выполняемой работы, %

    Таблица 2

    В какой степени знания, полученные молодыми специалистами в вузе, совпадают с содержанием выполняемой ими работы в зависимости от стажа работы, %



    степень совпадения

    стаж работы

    до 1 года

    2 года

    3 года

    4 года

    5 лет

    Совпадают в полной степени

    37,2

    39,2

    40,2

    48,6

    45,1

    Совпадают частично

    33,2

    35,3

    40,7

    32,7

    34,2

    Не совпадают, но полученные знания могут применять

    19,9

    18,7

    13,4

    11,2

    12,0

    Полностью не совпадают

    9,7

    6,8

    5,7

    7,5

    8,6

    Итого в целом совпадают

    70,4

    74,5

    80,9

    81,3

    79,3


    По истечении в среднем от 1 до 5 лет после окончания вуза в соответствии с приобретенной специализацией работают 63,9% молодых специалистов, по смежной специальности - 26% и не по своей специальности - 10,1%.

    Среди тех, кто обучался за счёт государства, по специальности работают 65,5%, среди обучавшихся за плату - 54,7%.

    Наиболее велика доля работающих не по специальности среди окончивших факультет металлургии, разработки полезных ископаемых, наземного транспорта, химической технологии,В какой степени знания, полученные в вузе, совпадают с содержанием выполняемой работы

    в зависимости от профиля работы, %


    Профиль работы

    Степень совпадения

    Инженеры

    Гуманитарная интеллигенция (в том числе научная и творческая)

    Работники сферы торговли и услуг, транспорта, ЖКХ

    Представители малого бизнеса

    Военные, сотрудники МВД

    Работники сельского хозяйства

    Управленцы разного уровня

    Служащие

    Программисты

    Медицинские работники

    Экономисты, банковские служащие

    Совпадают в полной степени

    40,3

    60,8

    17,3

    11,1

    44,4

    83,3

    25,6

    18,6

    48,9

    93,1

    47,3

    Совпадают частично

    43,8

    31,3

    19,2

    33,3

    33,3

    16,7

    34,9

    46,5

    29,8

    6,9

    35,5

    Не совпадают, но полученные знания могут применять

    12,1

    6,6

    30,8

    44,4

    11,1

    0,0

    26,5

    25,6

    14,9

    0,0

    11,8

    Полностью не совпадают

    3,8

    1,3

    32,7

    11,2

    11,2

    0,0

    13,0

    9,3

    6,4

    0,0

    5,4

    Итого в целом совпадают

    84,1

    92,1

    36,5

    44,4

    77,7

    100,0

    60,5

    65,1

    78,7

    100,0

    82,8

    электротехники, технологии товаров широкого потребления. Доля работающих не по своей специальности достигает среди окончивших факультет разработки полезных ископаемых - 29%, металлургии - 27,3%, электротехники - 19,2%, технологии товаров широкого потребления - 20%.

    Больше всего работающих без использования знаний, полученных в образовательном учреждении, среди представителей малого бизнеса, а также среди молодых специалистов, работающих в сфере управления (см. табл. 3).


    Please publish modules in offcanvas position.