Виды потребляемых наркотиков
Определим структуру интереса молодых потребителей к тем или иным видам наркотиков. Для полноты учета тенденций рассмотрим ситуацию среди всего контингента пробовавших и потребляющих (20,3% от всей молодежи в возрасте 11-24 года), а также среди тех, кто потребляет с определенной регулярностью (2-3 раза в месяц и чаще). Информация о потребляющих важна прежде всего потому, что это постоянные покупатели, формирующие структуру спроса на рынке наркотиков.
Потребляет молодежь прежде всего препараты каннабиса (конопли), препараты опийной группы и психостимуляторы (см. перечень 2).
Перечень 2
Доля и численность пробовавших или потребляющих различные виды наркотиков14
Тыс. человек |
Доля |
5974,4 |
76,8% - Препараты конопли (анаша, гашиш, марихуана, план) |
995,7 |
12,8% - Препараты опийной группы (героин, опиум, морфий) |
645,7 |
8,3% - Психостимуляторы (экстази, амфетамин, первитин, эфедрон, синтетические наркопрепараты) |
404,5 |
5,2% - Лекарственные препараты (демидрол, тарен, фенозипам, реланиум, седуксен, элениум, трамал, промедол, теофедрин, барбитураты, кодеин, фенобарбитал) |
311,2 |
4,0% - Кокаин (кокаин, крэк) |
186,7 |
2,4% - Галлюциногены (ЛСД, галлюциногенные грибы) |
116,7 |
1,5% - Ингалянты (клей, ацетон, растворители, чистящие средства) |
381,2 |
4,9% - Иные виды наркотических и наркотических веществ, в т.ч. «самоделки» |
14 Базу 100% расчета составляют те, кто пробовали или потребляют наркотики, т.е. 27,2% от общего числа опрошенных.
Учитывая, что общая численность пробовавших и потребляющих наркотики - 7779,2 тыс. человек в возрасте 11-24 года - на 13,7% меньше, чем суммарная численность пробовавших или потребляющих различные виды наркотиков, приведенная в перечне 2 - 9016,1 тыс. упоминаний - правомерно утверждать, что не более 15% пробовавших или потребляющих наркотики используют 2 или более видов наркотиков, а 85% потребляют один из видов наркотика.
Анализ частоты потребления наркотиков дает некоторое представление об изменении привычек и о категории потребителей (см. табл. 12):
• бросается в глаза всеядность пробовавших, что свидетельствует об отсутствии у них целенаправленности в потреблении, влиянии «совета посторонних»;
• во всех случаях - от пробы до потребления - доминируют препараты каннабиса;
• присутствие психостимуляторов в основном (у пробовавших 2-3 раза и потребляющих 2-3 раза в месяц) говорит о том, что их потребление осуществляется преимущественно на массовых «тусовках», дискотеках;
■ специфично потребление и кокаина - преимущественно раз в неделю, что, скорее всего, связано с его «ритуальным» потреблением в казино, ночных клубах, тем более, что у потребляющих кокаин раз в неделю резко сокращается потребление препаратов опийной группы;
• препараты опийной группы начинают доминировать при потреблении 2-3 раза в месяц и становятся предметом постоянного потребления у больных наркоманией;
• лекарственные препараты используются преимущественно теми, кто потребляет 2-3 раза в месяц и до становления больными наркоманией, а также теми, кто пробовал наркотическое вещество впервые;
• на стадии становления больными наркоманией частым является потребление «самоделок», по-видимому из-за недостатка средств для покупки «классических» наркотиков;
• больные наркоманией ориентированы на потребление в основном двух видов наркотиков: препаратов конопли и препаратов опийной группы.
Таблица 12
Виды наркотиков, потребляемых молодежью в возрасте 11-24 года, в зависимости от частоты потребления, %
|
Характер и частота потребления |
|||||
Группы наркотиков |
Пробовали 1 раз |
Пробовали 2-3 раза |
Потребляют не чаще 2-3 раза в месяц |
Потребляют в среднем 1 раз в неделю |
Потребляют в среднем 2-3 раза в неделю |
Потребляют ежедневно |
Препараты конопли |
57,9 |
68,6 |
59,4 |
64,3 |
55,6 |
50,0 |
Препараты опийной группы |
10,5 |
28,6 |
40,6 |
21,4 |
55,6 |
50,0 |
Кокаин |
2,6 |
2,9 |
12,5 |
21,4 |
0,0 |
0,0 |
Галлюциногены |
2,6 |
2,9 |
3,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Психостимуляторы |
5,3 |
11,4 |
18,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ингалянты |
7,9 |
2,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Лекарственные препараты |
7,9 |
2,9 |
12,5 |
7,1 |
11,1 |
0,0 |
Прочие, включая «самоделки» |
5,3 |
2,9 |
0,0 |
14,3 |
0,0 |
0,0 |