Мнение молодых квалифицированных рабочих, окончивших учреждения НПО
Не всегда знания, полученные в ПТУ (лицее), молодым квалифицированным рабочим и служащим удается использовать в работе. Большинству приходится переучиваться на работе, о чем свидетельствует большой процент (44,6%) не сумевших ответить на вопрос, какие знания, полученные в училище, лицее, им больше всего пригодились по месту нынешней работы (см. табл. 6-7).
Данные исследования свидетельствуют, что многие из числа даже работающих по узкому профилю молодых квалифицированных рабочих и служащих не могут использовать в своей работе профильные знания, полученные в училище, лицее. Особенно это касается работников образования и операторов ПВМ. Низкое использование в работе профильных знаний, полученных во время обучения в учреждении НПО, характерно для молодых квалифицированных рабочих и служащих независимо от стажа работы (см. табл. 8).
Велика доля тех, кто указал, что по нынешнему месту работы знания по гуманитарным предметам, полученные в училище, лицее им не пригодились.
На нынешней работе знание компьютера необходимо 33% молодых квалифицированных рабочих и служащих, в том числе хорошее знание - 13%. Меньше всего используют в своей работе компьютер молодые специалисты в сфере строительства, общественного питания и сварщики.
Знания, полученные в училище, лицее, не у всех молодых квалифицированных рабочих и служащих совпадают с содержанием выполняемой работы (см. рис. 4).
такая ситуация характерна для молодых квалифицированных рабочих и служащих независимо от стажа работы (см. табл. 9). То есть не по профилю полученной в образовательном учреждении профессии работает в среднем шестая часть молодых квалифицированных рабочих и служащих.В какой степени знания, полученные в училище (лицее), совпадают с содержанием выполняемой работы, в зависимости от профиля работы, %
Степень совпадения |
Профиль работы |
||||||||||
Здравоохранение |
Легкая промышленность |
Электрика, механика |
Торговля, общественное питание, сфера бытовых услуг |
Финансы, экономика |
Образование |
Вычислительная техника, информатика |
Строительство |
Транспорт |
Электроника |
Дизайн |
|
Совпадают в полной степени |
66,1 |
83,3 |
48,9 |
50,0 |
39,9 |
48,6 |
47,1 |
55,0 |
71,4 |
28,6 |
72,7 |
Совпадают частично |
19,6 |
0,0 |
35,3 |
15,0 |
28,0 |
21,6 |
38,2 |
25,0 |
14,3 |
57,1 |
18,2 |
Не совпадают, но полученные знания могут применять |
5,4 |
0,0 |
7,9 |
25,0 |
14,7 |
16,2 |
2,9 |
10,0 |
14,3 |
0,0 |
0,0 |
Полностью не совпадают |
8,9 |
16,7 |
7,9 |
10,0 |
17,5 |
13,5 |
11,8 |
10,0 |
0,0 |
14,3 |
9,1 |
Итого в целом совпадают |
85,7 |
83,3 |
84,2 |
65,0 |
67,9 |
70,2 |
85,3 |
80,0 |
85,7 |
85,7 |
90,9 |
со to to
Какие знания, полученные в ПТУ, лицее, больше всего пригодились молодым квалифицированным рабочим и служащим разного профиля по месту нынешней работы, %
Какие знания больше всего пригодились |
Профиль работы |
|||||||||||
Сфера бытовых услуг |
Сфера общественного питания |
Слесари, механики |
Строительство |
Энергетика |
Электроника |
Здравоохранение |
Образование |
Сварщики |
Легкая промышленность |
Культура |
Операторы ПВМ |
|
По профильным предметам |
48,8 |
41,5 |
48,1 |
61,7 |
47,4 |
56,3 |
36,4 |
19,0 |
61,5 |
35,3 |
45,5 |
21,7 |
Владение компьютером, информатика, программирование |
2,4 |
1,9 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
33,3 |
0,0 |
0,0 |
9,1 |
0,0 |
По естественным наукам |
2,4 |
1,9 |
3,9 |
3,7 |
7,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
По гуманитарным наукам |
2,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,3 |
По экономике |
2,4 |
0,0 |
3,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5,9 |
0,0 |
34,8 |
Не смогли ответить |
41,5 |
54,7 |
45,7 |
34,6 |
50,0 |
43,8 |
63,6 |
52,4 |
38,5 |
58,8 |
45,5 |
39,1 |
Таблица 8
Какие знания, полученные в ПТУ, лицее, больше всего пригодились молодым квалифицированным рабочим и служащим по месту нынешней работы, в зависимости от стажа работы, %
Какие знания больше всего пригодились |
Стаж работы |
||||
До 1 года |
2 года |
3 года |
4 года |
5 лет |
|
По профильным предметам |
47,8 |
42,0 |
46,9 |
51,5 |
45,0 |
Владение компьютером, информатика, программирование |
2,9 |
2,5 |
2,1 |
1,9 |
4,6 |
По естественным наукам |
1,4 |
7,4 |
1,0 |
2,9 |
3,3 |
По гуманитарным наукам |
1,4 |
0,0 |
0,0 |
1,9 |
0,0 |
По экономике |
5,8 |
4,9 |
2,1 |
2,9 |
4,0 |
Не смогли ответить |
43,5 |
44,4 |
50,0 |
40,8 |
44,4 |
Рисунок 4
В какой степени знания, полученные в ПТУ (лицее), совпадают с содержанием выполняемой работы, %
Больше всего работающих без использования знаний, полученных в ПТУ, лицее среди молодых квалифицированных рабочих в сфере услуг (см. табл. 10).
Таблица 9
В какой степени знания молодых квалифицированных рабочих и служащих, полученные в ПТУ, лицее, совпадают с содержанием выполняемой работы, в зависимости от стажа работы, %
Степень совпадения |
Стаж работы |
||||
До 1 года |
2 года |
3 года |
4 года |
5 лет |
|
Совпадают в полной степени |
55,1 |
56,8 |
60,4 |
68,0 |
45,7 |
Совпадают частично |
27,5 |
30,9 |
19,8 |
16,5 |
23,2 |
Не совпадают, но полученные знания могут применять |
2,9 |
3,7 |
7,3 |
3,9 |
9,9 |
Полностью не совпадают |
14,5 |
8,6 |
12,5 |
11,7 |
21,2 |
Итого в целом совпадают |
82,6 |
87,7 |
80,2 |
84,5 |
68,9 |
Таблица 10
В какой степени знания молодых квалифицированных рабочих и служащих, полученные в ПТУ, лицее, совпадают с содержанием выполняемой ими работы в зависимости от профиля работы, %
Степень совпадения |
Профиль работы |
|||||||||||
сфера бытовых услуг |
сфера общественного питания |
слесари, механики |
строительство |
Энергетика |
Электроника |
здравоохранение |
образование |
сварщики |
легкая промышленность |
культура |
операторы пвМ |
|
Совпадают в полной степени |
40,6 |
66,7 |
57,9 |
69,4 |
75,0 |
81,3 |
72,7 |
52,6 |
60,6 |
58,3 |
75,0 |
41,4 |
Совпадают частично |
21,9 |
23,1 |
23,0 |
19,4 |
21,4 |
12,5 |
18,2 |
36,8 |
30,3 |
25,0 |
25,0 |
27,6 |
Не совпадают, но полученные знания могут применять |
9,4 |
2,6 |
7,1 |
5,6 |
0,0 |
6,3 |
0,0 |
0,0 |
3,0 |
8,3 |
0,0 |
13,8 |
Полностью не совпадают |
28,1 |
7,7 |
11,9 |
5,6 |
3,6 |
0,0 |
9,1 |
10,5 |
6,1 |
8,3 |
0,0 |
17,2 |
Итого в целом совпадают |
62,5 |
89,8 |
80,9 |
88,8 |
96,4 |
93,8 |
90,9 |
89,4 |
90,9 |
83,3 |
100,0 |
69,0 |