Молодежь России: социологический портрет - Представления молодежи о престижности и привлекательности тех или иных позиций на рынке труда

    Содержание материала

    Представления молодежи о престижности и привлекательности тех или иных позиций на рынке труда

    более рациональны и разнообразны, чем гласят общественные стереотипы. В своих представлениях о престижности профессии молодежь отталкивается не только от того, насколько она высокооплачиваема, но и от того, какой статус приобретает человек, занимающийся данной деятельностью, насколько работа интересна, а также насколько перспективно то или иное направление профессиональной деятельности в долгосрочной перспективе.

    Наиболее значимая тенденция - значительное расширение спектра престижных профессий. Если в 1997 году 46% молодых среди наиболее престижных профессий называли специальности юриста и финансиста, то через десять лет эти показатели уменьшились в среднем до 30%, а в 2009 году составили менее 20%. Да и в целом, по критерию престижность к 2009 году молодое поколение стало оценивать профессии с некоторым скепсисом (см. табл. 1). По-видимому, решающим при функциональной оценке молодежью тех или иных профессий является не этот критерий.

    Иная ситуация складывается, когда молодежь оценивает профессии по прибыльности. Наиболее прибыльными считаются профессии предпринимателя, финансиста, юриста. Однако в условиях нового кризиса прибыльность почти всех профессий оценивается низко (см. табл. 2).

    Сравнение представлений о престижной профессии молодежи и старшего поколения показало, что молодежь быстро реагирует на изменения в стране и на рынке труда, а старшее поколение во многом следует стереотипам, усвоенным в разные периоды жизни. Так, у старшего поколения большим авторитетом пользуются профессионалы в области финансов (финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники), профессии в области медицины, а также научные работники. В то же время, среди старшего поколения менее популярна работа в органах государственного управления. Непривлекательна

    Таблица 1

    Наиболее престижные профессии в оценках российской молодежи, %

    Профессии

    Годы

    1997

    2007

    2009

    Адвокат, юрист, прокурор, нотариус

    43

    32

    18

    Финансист, экономист, бухгалтер, банковский работник

    46

    28

    12

    Госслужащий

    10

    17

    9

    Руководитель, менеджер

    10

    6

    12

    Работник культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, модельного бизнеса, телеведущий

    5

    11

    9

    Военнослужащий, работник МВД, ГАИ

    3

    3

    5

    Врач

    9

    10

    7

    Предприниматель, бизнесмен

    13

    9

    8

    Программист

    0

    7

    4

    Научный работник

    0

    3

    4

    Таблица 2

    Наиболее прибыльные профессии в оценках российской молодежи, %

    Профессии

    годы

    1997

    2007

    2009

    Предприниматель, бизнесмен

    37

    25

    18

    Адвокат, юрист, прокурор, нотариус

    22

    18

    10

    Финансист, экономист, бухгалтер, банковский работник

    37

    29

    8

    Руководитель, менеджер

    8

    7

    9

    Госслужащий

    10

    11

    7

    Работник культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, телеведущий

    2

    6

    7

    Врач

    2

    6

    5

    Программист

    0

    6

    2


    для них также работа в области торговли и менеджмента, искусства, спорта и шоу-бизнеса.

    В целом взгляды относительно той работы, которую хотела бы получить молодежь, достаточно устойчивые, и, к тому же, передаются от поколения к поколению. Например, для молодого поколения, равно как и для старшего, хорошие условия труда являются одним из важнейших требований к рабочему

    месту: такое мнение высказали среди первых - 40%, среди вторых - 42%.

    С дискриминацией по месту работы по возрастному признаку сталкивались 33% работающей молодежи. Это прежде всего проявляется в занижении оплаты труда, с чем сталкивались 23,5%, торможение профессионального роста - 6,9%, искусственное торможение карьеры - 5,7%, преднамеренное удерживание на непрестижной работе - 4,3% работающей молодежи.

    У 35,2% работающей молодежи имеются трудности в профессиональной конкуренции.

    На заниженную оплату труда жалуются прежде всего молодые рабочие предприятий и строек - 37,8%, работники сферы бытовых услуг и торговли - 32,2%, сельского хозяйства - 54,1%. На искусственное торможение профессионального роста карьеры - молодые представители технической интеллигенции - 27,4%, военнослужащие - 23,1%, гуманитарная интеллигенция - 19,5%, работники бытовых услуг и торговли - 13,5%.

    Доля ощущающих трудности в профессиональной конкуренции немногим выше среди работающих юношей - 37,8%, чем среди работающих девушек - 32,7%, и одинакова среди представителей всех групп работающей молодежи (см. рис. 4).

    Доля ощущающих трудности в профессиональной конкуренции среди представителей различных профессиональных групп молодежи, %

    Рисунок 4


    Согласно высказываниям тех, кто имеет трудности в профессиональной конкуренции, причинами этого являются: отсутствие возможности повысить квалификацию - 33,4%, отсутствие необходимых трудовых навыков - 30%, необходимой квалификации - 26,1%, отсутствие возможности получить необходимое профессиональное образование - 15%. Эти причины назвали многие представители различных профессиональных групп молодежи (см. табл. 3).

    Таблица 3

    Причины недостаточной конкурентоспособности в сфере труда у представителей различных профессиональных групп молодежи, %

    Причины

    Социальные группы молодежи

    Рабочие предприятия, стройки, шахты

    инженерно-техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы)

    Гуманитарная интеллигенция (преподаватели, учителя, научные сотрудники, врачи)

    Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта

    предприниматели, руководители в сфере малого бизнеса, финансов, страхования

    профессиональные военные, сотрудники Мвд

    Работники сельского хозяйства

    Отсутствие необходимой квалификации

    32,1

    19,4

    29,6

    31,1

    25,0

    35,3

    13,2

    Отсутствие необходимых трудовых навыков

    26,6

    45,2

    29,6

    32,8

    40,0

    23,5

    22,4

    Отсутствие возможности повысить квалификацию

    33,9

    19,4

    40,7

    29,5

    20,0

    41,2

    43,4

    Отсутствие возможности получить необходимое профессиональное образование

    11,9

    16,1

    3,7

    14,8

    20,0

    5,9

    25,0


    Достаточно высокую степень гарантированности равенства шансов большинство видят только в доступе к получению среднего начального и среднего профессионального образования. Доступ к получению высшего профессионального образования, по мнению 44% молодежи, гарантирован лишь частично либо не гарантирован (32,1%).

    Молодежь считает негарантированным трудоустройство по своей основной профессии, специальности; лишь частично гарантированным доступ к приобщению к ценностям культуры, условиям для реализации своих талантов, политических устремлений (см. табл. 4).

    Таблица 4

    Мнение молодежи о наличии гарантий для своей самореализации, %


    гарантировано полностью

    гарантировано частично

    не гарантировано

    Получение начального профессионального образования

    68,3

    26,1

    5,6

    Получение среднего профессионального образования

    57,1

    35,3

    7,6

    Получение высшего среднего профессионального образования

    23,8

    44,1

    32,1

    Трудоустройство по полученной в результате образования профессии, специальности

    10,2

    37,5

    52,3

    Приобщение к ценностям культуры

    25,5

    51,3

    23,3

    Реализация своих природных талантов

    16,7

    51,2

    32,1

    Реализация своих политических устремлений

    15,1

    47,7

    37,3


    Подобную оценку своих гарантий высказали представители всех социальных групп молодежи (см. табл. 5 и 6).Таблица 5

    Мнение представителей различных социальных групп молодежи о том, какие условия самореализации им

    гарантированы полностью, %

    Гарантировано полностью

    Социальные группы молодежи

    Учащиеся школы

    Учащиеся профессионального училища

    Учащиеся техникума

    Студенты вуза

    Рабочие предприятия, стройки, шахты

    Инженерно- техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы)

    Гуманитарная интеллигенция (преподаватели, учителя, научные сотрудники, врачи)

    Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта

    Предприниматели, руководители в сфере малого бизнеса, финансов, страхования

    Профессиональные военные, сотрудники МВД

    Работники сельского хозяйства

    Получение начального профессионального образования

    69,5

    73,4

    83,5

    68,0

    62,8

    73,2

    79,6

    66,9

    76,6

    75,4

    58,0

    Получение среднего профессионального образования

    61,5

    60,9

    65,8

    55,8

    53,0

    64,6

    62,4

    55,8

    64,1

    64,6

    46,6

    Получение высшего профессионального образования

    27,4

    31,3

    36,7

    24,5

    20,1

    29,3

    22,6

    18,4

    28,1

    43,1

    13,2

    Трудоустройство по полученной в результате образования профессии, специальности

    17,7

    12,5

    20,3

    6,1

    9,1

    6,1

    6,5

    7,4

    9,4

    21,5

    4,6

    Приобщение к ценностям культуры

    28,3

    15,6

    41,8

    28,6

    23,8

    29,3

    28,0

    22,7

    31,3

    36,9

    14,2

    Реализация своих природных талантов

    22,6

    10,9

    26,6

    21,1

    15,4

    11,0

    15,1

    14,7

    14,1

    30,8

    8,7

    Реализация своих политических устремлений

    19,0

    15,6

    20,3

    10,9

    16,1

    18,3

    19,4

    7,4

    17,2

    26,2

    9,1


    Мнение представителей различных социальных групп молодежи о том, какие условия самореализации им не гарантированы, %

    Не гарантировано

    Социальные группы молодежи

    Учащиеся школы

    Учащиеся профессионального училища

    Учащиеся техникума

    Студенты вуза

    Рабочие предприятия, стройки, шахты

    Инженерно- техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы)

    Гуманитарная интеллигенция (преподаватели, учителя, научные сотрудники, врачи)

    Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта

    Предприниматели, руководители в сфере малого бизнеса, финансов, страхования

    Профессиональные военные, сотрудники МВД

    Работники сельского хозяйства

    Получение начального профессионального образования

    4,9

    4,7

    3,8

    7,5

    7,0

    6,1

    2,2

    8,6

    4,7

    1,5

    4,6

    Получение среднего профессионального образования

    6,6

    4,7

    6,3

    6,8

    9,4

    8,5

    6,5

    8,0

    4,7

    3,1

    10,0

    Получение высшего профессионального образования

    26,1

    37,5

    24,1

    28,6

    33,2

    28,0

    28,0

    35,0

    35,9

    13,8

    46,1

    Трудоустройство по полученной в результате образования профессии, специальности

    46,0

    48,4

    44,3

    54,4

    53,4

    59,8

    54,8

    51,5

    48,4

    41,5

    61,2

    Приобщение к ценностям культуры

    20,4

    26,6

    19,0

    25,9

    23,8

    18,3

    19,4

    25,2

    14,1

    13,8

    32,0

    Реализация своих природных талантов

    26,5

    35,9

    26,6

    23,8

    35,9

    29,3

    34,4

    31,9

    34,4

    20,0

    42,0

    Реализация своих политических устремлений

    31,0

    34,4

    35,4

    36,1

    37,2

    40,2

    36,6

    42,3

    39,1

    26,2

    44,3

    Большинство населения Российской Федерации считает экономику кризисной, но не считает это положение безвыходным. Иными словами, россиянам сегодня уже не присуще чувство растерянности, безвыходности из критической ситуации, полного «коллапса» экономики. Население не только видит пути выхода экономики из кризиса (естественно, по-своему), но считает, что российская экономика в состоянии создать условия для общего развития государства. С позиции значимости для современной модернизированной экономики, россияне выстраивают приоритеты её отраслей по вполне научному принципу. Так, отвечая на вопрос, что сегодня для экономики России может быть «локомотивом», опрошенные выстроили следующие приоритеты (см. перечень 3).

    Перечень 3

    Мнение респондентов о том, что может быть сегодня «локомотивом» экономики Российской Федерации, %

    54.7       - Современные наукоемкие технологии 38,9          - Машиностроение

    36.8       - Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) 33,8  - Строительство автодорог

    29,4       - Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

    25,7       - Экспорт полезных ископаемых и энергоресурсов (цветные

    металлы, нефть, газ)

    18,7       - Автомобилестроение

    3,0      - Сельское хозяйство.

    Итак, четыре главных фактора, способных выполнить роль «локомотива» для экономики России: современные наукоёмкие технологии (наука), машиностроение (производство средств производства), оборонно-промышленный комплекс и строительство дорог. такое мнение характерно для представителей всех возрастных групп населения (см. табл. 7).


    Please publish modules in offcanvas position.