Отношение молодежи к предпринимательству
У современной молодежи в значительно большей степени, по сравнению со старшим поколением, развиты достижительные мотивации, что соответствует типу личности, готовой к индивидуальному риску в условиях конкурентной среды. Они не боятся ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны.
Согласно исследованию, проведенному в мае 2009 г., отношение не менее 80% молодежи к предпринимателям и предпринимательству однозначно положительное. По мнению 66,1% опрошенных, предприниматели создают рабочие места, ещё 18,5% указали, что предприниматели способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке, 6% - что они ведут благотворительную деятельность.
Есть и такие (менее 20%), кто относится к предпринимателям отрицательно, так как по их мнению, предприниматели «грабят работников» - 11,3%, «отбирают последнее» - 6%.
Доля молодежи, относящейся к предпринимателям положительно, велика независимо от её идеологических предпочтений (см. табл. 2) или возраста (см. табл. 3).
Отрицательные высказывания о предпринимателях чаще других встречаются лишь у молодых работников предприятий и строек (19%) и работников сферы бытовых услуг и торговли (10,4%, см. табл. 4).
Таблица 2
Отношение к предпринимателям молодежи, являющейся сторонником тех или иных идейно-политических течений, %
Отношение к предпринимателям |
Сторонники идейно-политических течений |
||||||
Радикальных рыночных реформ |
коммунистической идеологии |
социал-демократической идеологии |
Русского национального возрождения |
сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы) |
другого идейно-политического течения |
не являются сторонниками никакого идейно- политического течения |
|
Предприниматели создают рабочие места |
73,5 |
65,9 |
64,3 |
62,8 |
70,1 |
69,2 |
65,6 |
Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке |
15,7 |
7,3 |
20,9 |
12,4 |
21,9 |
30,8 |
19,5 |
Ведут благотворительную деятельность |
10,8 |
7,3 |
6,1 |
4,7 |
10,2 |
7,7 |
4,8 |
Отбирают последнее |
10,8 |
12,2 |
4,3 |
8,5 |
1,5 |
0,0 |
3,9 |
Грабят работников |
9,6 |
19,5 |
9,6 |
11,6 |
6,6 |
7,7 |
12,3 |
Таблица 3
Отношение представителей различных возрастных групп молодежи к предпринимателям, %
отношение к предпринимателям |
возрастные группы |
|||
14-17 лет |
18-20 лет |
21-24 года |
25-30 лет |
|
Предприниматели создают рабочие места |
64,1 |
64,3 |
66,5 |
67,9 |
Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке |
17,8 |
16,6 |
17,4 |
20,7 |
Ведут благотворительную деятельность |
4,3 |
4,7 |
5,4 |
8,1 |
Отбирают последнее |
4,7 |
5,3 |
4,0 |
4,5 |
Грабят работников |
9,8 |
12,2 |
9,9 |
12,6 |
Таблица 4
|
Социальные группы молодежи |
||||||||||
Отношение к предпринимателям |
Учащиеся школы |
Учащиеся профессионального училища |
Учащиеся техникума |
Студенты вуза |
Рабочие предприятия, стройки, шахты |
Инженерно-техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы) |
Гуманитарная интеллигенция (преподаватели, учителя, научные сотрудники, врачи) |
Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта |
Предприниматели, руководители в сфере малого бизнеса, финансов, страхования |
Профессиональные военные, сотрудники МВД |
Работники сельского хозяйства |
Предприниматели создают рабочие места |
63,7 |
67,2 |
63,3 |
69,4 |
66,8 |
64,6 |
76,3 |
66,9 |
89,1 |
63,1 |
55,7 |
Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке |
18,1 |
17,2 |
20,3 |
19,0 |
15,4 |
18,3 |
18,3 |
14,7 |
42,2 |
20,0 |
17,8 |
Ведут благотворительную деятельность |
5,3 |
3,1 |
8,9 |
5,4 |
7,0 |
6,1 |
5,4 |
3,7 |
18,8 |
6,2 |
3,7 |
Отбирают последнее |
4,0 |
7,8 |
1,3 |
4,1 |
6,4 |
2,4 |
2,2 |
3,1 |
0,0 |
6,2 |
7,3 |
Грабят работников |
11,1 |
6,3 |
7,6 |
7,5 |
19,1 |
8,5 |
5,4 |
10,4 |
0,0 |
6,2 |
15,5 |
Отношение к предпринимателям представителей различных социальных групп молодежи, %
Что касается благотворительной деятельности бизнеса, в общественном мнении россиян, в том числе молодежи, нет единодушия, более того, имеют место и отрицательные суждения. Очень многие - 47,4% - относятся к благотворительным акциям бизнеса с благодарностью. Но есть и скептики - 17,9%, которые считают, что «им всё равно деньги некуда девать», а также отличающиеся подозрительностью, то есть полагающие, что «через благотворительность бизнес отмывает деньги, незаконные доходы».
Велика доля относящихся к благотворительности бизнеса с благодарностью среди представителей всех возрастных групп, хотя доля относящихся со скепсисом также не мала (см. табл. 5).
Таблица 5
Отношение представителей различных возрастных групп к благотворительности со стороны бизнеса, %
Отношение |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
С благодарностью |
50,9 |
47,0 |
45,7 |
Им все равно некуда деньги девать |
16,5 |
18,7 |
17,7 |
Через такие фонды в основном происходит «отмывание» денег бизнеса, незаконных доходов |
26,2 |
28,8 |
31,3 |
Затруднились ответить |
6,4 |
5,5 |
5,3 |
Итого скептиков |
42,7 |
47,5 |
49,0 |
Свой бизнес хотели бы наладить 52,7% опрошенной молодежи. Лишь 16,5% однозначно не изъявляют желания заниматься собственным бизнесом, и 24,9% не задумывались над этим (оставшиеся 5,9% - это действующие молодые бизнесмены, попавшие в выборку).
Желание создать свой бизнес изъявили большинство молодых респондентов, независимо от их идеологических предпочтений (см. табл. 10).
Отношение молодежи к предпринимателям и их желание создать собственный бизнес свидетельствует, что новое поколение в большинстве своем «вписалось» в рыночные отношения и благосклонно относится к частной собственности.
В середине 1990-х годов, когда предпринимательство, в том числе такая его массовая форма, как малое предпринимательство, для молодежи была мало известна, и, кроме того, шел процесс накопления первоначального капитала, банковские кредиты были «не в моде» поскольку не было четкого законодательного регулирования (залога, ипотеки), молодежь с некоторым опасением включалась в рыночные отношения. К 2007 году интерес к предпринимательству со стороны молодежи возрос, чему способствовало как наличие у многих первоначального капитала, так и развитость инвестиционного кредитования и благоприятная рыночная конъюнктура. В 2009 году, в условиях обострения экономического кризиса и ухудшения возможности получить инвестиционный кредит, доля молодежи, занимающейся предпринимательством, уменьшилась до уровня 1997 года, однако установки на занятие предпринимательством в случае улучшения экономической конъюнктуры не только сохранились, но и стали характерными еще для большей части молодежи (см. рис. 6). Короче говоря, в России окончательно сформировалось «рыночное» поколение.
Естественно, создать бизнес хотели бы меньшее число представителей молодежи, чем добиться успехов в работе. И все же следует отметить, что предпочтения молодежи в сфере работы за последние 10-12 лет несколько изменились. Ее представители стали чаще рассчитывать на создание собственного бизнеса, независимо от идеологических воззрений (см. табл. 7).
Таблица 6
Представители различных возрастных групп, имеющих или не имеющих установку на создание собственного бизнеса, %
Отношение к созданию собственного бизнеса |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Готовы создать свой бизнес при наличии возможности |
45,4 |
27,6 |
7,1 |
Уже планируют (создают) свой бизнес |
4,8 |
2,0 |
0,5 |
Уже имеют свой бизнес |
6,0 |
9,2 |
2,2 |
Не собираются заниматься бизнесом |
22,3 |
42,9 |
70,2 |
Не задумывались над этим |
21,5 |
18,3 |
20,0 |
Итого имеют склонность к созданию своего бизнеса |
56,2 |
38,8 |
9,8 |
Таблица 7
Наличие у сторонников различных идейно-политических течений желания наладить собственный бизнес, %
Желание наладить собственный бизнес |
Сторонники идейно-политических течений |
||||||
Радикальных рыночных реформ |
коммунистической идеологии |
социал-демократической идеологии |
Русского национального возрождения |
сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы) |
другого идейно-политического течения |
не являются сторонниками никакого идейно-политического течения |
|
Готовы создать свой бизнес при наличии возможности |
59,0 |
53,7 |
52,2 |
55,8 |
59,9 |
61,5 |
49,3 |
Уже планируют (создают) свой бизнес |
7,2 |
4,9 |
7,0 |
6,2 |
6,6 |
0,0 |
6,0 |
Уже имеют свой бизнес |
15,7 |
24,4 |
18,3 |
18,6 |
16,1 |
23,1 |
16,8 |
Не собираются заниматься бизнесом |
18,1 |
17,1 |
22,6 |
19,4 |
17,5 |
15,4 |
27,8 |
Нормированное соотношение молодежи, относящейся к предпринимателям положительно и относящейся к ним отрицательно, - 92% :8% (среди тех, кто старше 60 лет - 58% :42%). Отсюда следует ряд выводов:
1) противоречия между поколениями по поводу социально- ориентированной или рыночной экономики всё ещё сохранились, однако они не носят той остроты, как в 1990-е годы;
2) на нынешней стадии развития российской экономики к предпринимателям относятся положительно даже большинство представителей старшего поколения;
3) сегодня в Российской Федерации нет ни одной социальной группы, включая пенсионеров и безработных, представители которой в большинстве своём относились бы отрицательно к предпринимателям, наоборот, все проявляют к предпринимателям положительное отношение;
4) сегодня в России в целом произошла трансформация экономического сознания масс из социалистической в рыночную (как минимум - «госкапиталистическую»). Это характерно прежде всего для большинства молодежи, причем такая тенденция усиливается.
В то же время создание своего бизнеса часто упирается в различные рода трудности. Большинство молодежи, имеющей желание создать или создающих свой бизнес, в качестве основной трудности называют отсутствие авансового капитала. Есть и другие проблемы: коррупция, невозможность получить кредит, боязнь рэкета. Среди перечисленных проблем названы и бюрократические помехи, но они - меньшее зло (см. табл. 8-9).
Таблица 8
Мнение молодежи, проживающей в поселениях разного типа о том, что именно мешает создать свой бизнес, %
Что именно мешает |
Тип поселения |
|||
Мегаполисы |
Административные центры субъектов РФ |
Районные центры |
села, поселки |
|
Отсутствие личных средств |
90,9 |
76,1 |
80,7 |
84,0 |
Невозможность получить кредит |
36,4 |
7,1 |
11,0 |
8,5 |
Бюрократические помехи |
9,1 |
3,8 |
12,8 |
10,4 |
Существующая систем налогообложения |
58,8 |
52,7 |
44,3 |
41,6 |
Коррупция (взяточничество чиновников) |
30,3 |
28,8 |
18,3 |
20,8 |
Конкуренция |
9,1 |
19,0 |
15,6 |
13,2 |
Боязнь преступных группировок, рэкета |
15,2 |
11,4 |
16,5 |
15,1 |
Другая причина (высокая арендная плата, отсутствие автодороги до областного центра) |
3,0 |
3,2 |
0,9 |
0,0 |
Таблица 9
Доля представителей различных возрастных групп, считающих, что нельзя заниматься бизнесом в России, не нарушая те или иные правила, %
Условия |
Молодое поколение (18-30 лет) |
среднее поколение (31-50 лет) |
старшее поколение (старше 50 лет) |
Не нарушая правил и норм налогообложения |
58,3 |
57,5 |
45,8 |
Не имея «крыши» в лице представителей местных административных и правоохранительных органов |
58,0 |
61,8 |
51,5 |
Не нарушая установленных стандартов на качество продукции |
26,9 |
29,6 |
28,2 |
Не выплачивая взяток представителям административных властей и правоохранительных органов |
55,3 |
58,8 |
47,9 |
Не ведя заведомо недобросовестную рекламную кампанию |
20,2 |
24,0 |
19,0 |
Не втягиваясь в криминальные взаимоотношения («разборки», «заказные дела» и т.д.) |
24,8 |
27,2 |
24,0 |
Не принимая на реализацию некачественные или «левые» товары |
21,7 |
26,5 |
23,3 |
Не нарушая таможенных правил и норм |
27,8 |
30,9 |
22,4 |
Не скрывая прибыль |
58,4 |
58,4 |
46,3 |