Молодежь России: социологический портрет - Отношение молодежи к предпринимательству

    Содержание материала

    Отношение молодежи к предпринимательству

    У современной молодежи в значительно большей степени, по сравнению со старшим поколением, развиты достижительные мотивации, что соответствует типу личности, готовой к индивидуальному риску в условиях конкурентной среды. Они не боятся ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны.

    Согласно исследованию, проведенному в мае 2009 г., отношение не менее 80% молодежи к предпринимателям и предпринимательству однозначно положительное. По мнению 66,1% опрошенных, предприниматели создают рабочие места, ещё 18,5% указали, что предприниматели способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке, 6% - что они ведут благотворительную деятельность.

    Есть и такие (менее 20%), кто относится к предпринимателям отрицательно, так как по их мнению, предприниматели «грабят работников» - 11,3%, «отбирают последнее» - 6%.

    Доля молодежи, относящейся к предпринимателям положительно, велика независимо от её идеологических предпочтений (см. табл. 2) или возраста (см. табл. 3).

    Отрицательные высказывания о предпринимателях чаще других встречаются лишь у молодых работников предприятий и строек (19%) и работников сферы бытовых услуг и торговли (10,4%, см. табл. 4).

    Таблица 2

    Отношение к предпринимателям молодежи, являющейся сторонником тех или иных идейно-политических течений, %

    Отношение к предпринимателям

    Сторонники идейно-политических течений

    Радикальных рыночных реформ

    коммунистической идеологии

    социал-демократической идеологии

    Русского национального возрождения

    сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы)

    другого идейно-политического течения

    не являются сторонниками никакого идейно- политического течения

    Предприниматели создают рабочие места

    73,5

    65,9

    64,3

    62,8

    70,1

    69,2

    65,6

    Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке

    15,7

    7,3

    20,9

    12,4

    21,9

    30,8

    19,5

    Ведут благотворительную деятельность

    10,8

    7,3

    6,1

    4,7

    10,2

    7,7

    4,8

    Отбирают последнее

    10,8

    12,2

    4,3

    8,5

    1,5

    0,0

    3,9

    Грабят работников

    9,6

    19,5

    9,6

    11,6

    6,6

    7,7

    12,3



    Таблица 3

    Отношение представителей различных возрастных групп молодежи к предпринимателям, %

    отношение к предпринимателям

    возрастные группы

    14-17 лет

    18-20 лет

    21-24 года

    25-30 лет

    Предприниматели создают рабочие места

    64,1

    64,3

    66,5

    67,9

    Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке

    17,8

    16,6

    17,4

    20,7

    Ведут благотворительную деятельность

    4,3

    4,7

    5,4

    8,1

    Отбирают последнее

    4,7

    5,3

    4,0

    4,5

    Грабят работников

    9,8

    12,2

    9,9

    12,6

    Таблица 4


    Социальные группы молодежи

    Отношение к предпринимателям

    Учащиеся школы

    Учащиеся профессионального училища

    Учащиеся техникума

    Студенты вуза

    Рабочие предприятия, стройки, шахты

    Инженерно-техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы)

    Гуманитарная интеллигенция (преподаватели, учителя, научные сотрудники, врачи)

    Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта

    Предприниматели, руководители в сфере малого бизнеса, финансов, страхования

    Профессиональные военные, сотрудники МВД

    Работники сельского хозяйства

    Предприниматели создают рабочие места

    63,7

    67,2

    63,3

    69,4

    66,8

    64,6

    76,3

    66,9

    89,1

    63,1

    55,7

    Способствуют переменам в лучшую сторону в городе, поселке

    18,1

    17,2

    20,3

    19,0

    15,4

    18,3

    18,3

    14,7

    42,2

    20,0

    17,8

    Ведут благотворительную деятельность

    5,3

    3,1

    8,9

    5,4

    7,0

    6,1

    5,4

    3,7

    18,8

    6,2

    3,7

    Отбирают последнее

    4,0

    7,8

    1,3

    4,1

    6,4

    2,4

    2,2

    3,1

    0,0

    6,2

    7,3

    Грабят работников

    11,1

    6,3

    7,6

    7,5

    19,1

    8,5

    5,4

    10,4

    0,0

    6,2

    15,5

    Отношение к предпринимателям представителей различных социальных групп молодежи, %

    Что касается благотворительной деятельности бизнеса, в общественном мнении россиян, в том числе молодежи, нет единодушия, более того, имеют место и отрицательные суждения. Очень многие - 47,4% - относятся к благотворительным акциям бизнеса с благодарностью. Но есть и скептики - 17,9%, которые считают, что «им всё равно деньги некуда девать», а также отличающиеся подозрительностью, то есть полагающие, что «через благотворительность бизнес отмывает деньги, незаконные доходы».

    Велика доля относящихся к благотворительности бизнеса с благодарностью среди представителей всех возрастных групп, хотя доля относящихся со скепсисом также не мала (см. табл. 5).

    Таблица 5

    Отношение представителей различных возрастных групп к благотворительности со стороны бизнеса, %

    Отношение

    Молодое поколение (18-30 лет)

    Среднее поколение (31-50 лет)

    Старшее поколение (старше 50 лет)

    С благодарностью

    50,9

    47,0

    45,7

    Им все равно некуда деньги девать

    16,5

    18,7

    17,7

    Через такие фонды в основном происходит «отмывание» денег бизнеса, незаконных доходов

    26,2

    28,8

    31,3

    Затруднились ответить

    6,4

    5,5

    5,3

    Итого скептиков

    42,7

    47,5

    49,0


    Свой бизнес хотели бы наладить 52,7% опрошенной молодежи. Лишь 16,5% однозначно не изъявляют желания заниматься собственным бизнесом, и 24,9% не задумывались над этим (оставшиеся 5,9% - это действующие молодые бизнесмены, попавшие в выборку).

    Желание создать свой бизнес изъявили большинство молодых респондентов, независимо от их идеологических предпочтений (см. табл. 10).

    Отношение молодежи к предпринимателям и их желание создать собственный бизнес свидетельствует, что новое поколение в большинстве своем «вписалось» в рыночные отношения и благосклонно относится к частной собственности.

    В середине 1990-х годов, когда предпринимательство, в том числе такая его массовая форма, как малое предпринимательство, для молодежи была мало известна, и, кроме того, шел процесс накопления первоначального капитала, банковские кредиты были «не в моде» поскольку не было четкого законодательного регулирования (залога, ипотеки), молодежь с некоторым опасением включалась в рыночные отношения. К 2007 году интерес к предпринимательству со стороны молодежи возрос, чему способствовало как наличие у многих первоначального капитала, так и развитость инвестиционного кредитования и благоприятная рыночная конъюнктура. В 2009 году, в условиях обострения экономического кризиса и ухудшения возможности получить инвестиционный кредит, доля молодежи, занимающейся предпринимательством, уменьшилась до уровня 1997 года, однако установки на занятие предпринимательством в случае улучшения экономической конъюнктуры не только сохранились, но и стали характерными еще для большей части молодежи (см. рис. 6). Короче говоря, в России окончательно сформировалось «рыночное» поколение.

    Естественно, создать бизнес хотели бы меньшее число представителей молодежи, чем добиться успехов в работе. И все же следует отметить, что предпочтения молодежи в сфере работы за последние 10-12 лет несколько изменились. Ее представители стали чаще рассчитывать на создание собственного бизнеса, независимо от идеологических воззрений (см. табл. 7).

    Таблица 6

    Представители различных возрастных групп, имеющих или не имеющих установку на создание собственного бизнеса, %

    Отношение к созданию собственного бизнеса

    Молодое поколение (18-30 лет)

    Среднее поколение (31-50 лет)

    Старшее поколение (старше 50 лет)

    Готовы создать свой бизнес при наличии возможности

    45,4

    27,6

    7,1

    Уже планируют (создают) свой бизнес

    4,8

    2,0

    0,5

    Уже имеют свой бизнес

    6,0

    9,2

    2,2

    Не собираются заниматься бизнесом

    22,3

    42,9

    70,2

    Не задумывались над этим

    21,5

    18,3

    20,0

    Итого имеют склонность к созданию своего бизнеса

    56,2

    38,8

    9,8


    Таблица 7

    Наличие у сторонников различных идейно-политических течений желания наладить собственный бизнес, %

    Желание наладить собственный бизнес

    Сторонники идейно-политических течений

    Радикальных рыночных реформ

    коммунистической идеологии

    социал-демократической идеологии

    Русского национального возрождения

    сочетания различных идей, но избегающих крайностей (центристы)

    другого идейно-политического течения

    не являются сторонниками никакого идейно-политического течения

    Готовы создать свой бизнес при наличии возможности

    59,0

    53,7

    52,2

    55,8

    59,9

    61,5

    49,3

    Уже планируют (создают) свой бизнес

    7,2

    4,9

    7,0

    6,2

    6,6

    0,0

    6,0

    Уже имеют свой бизнес

    15,7

    24,4

    18,3

    18,6

    16,1

    23,1

    16,8

    Не собираются заниматься бизнесом

    18,1

    17,1

    22,6

    19,4

    17,5

    15,4

    27,8


    Нормированное соотношение молодежи, относящейся к предпринимателям положительно и относящейся к ним отрицательно, - 92% :8% (среди тех, кто старше 60 лет - 58% :42%). Отсюда следует ряд выводов:

    1) противоречия между поколениями по поводу социально- ориентированной или рыночной экономики всё ещё сохранились, однако они не носят той остроты, как в 1990-е годы;

    2) на нынешней стадии развития российской экономики к предпринимателям относятся положительно даже большинство представителей старшего поколения;

    3) сегодня в Российской Федерации нет ни одной социальной группы, включая пенсионеров и безработных, представители которой в большинстве своём относились бы отрицательно к предпринимателям, наоборот, все проявляют к предпринимателям положительное отношение;

    4) сегодня в России в целом произошла трансформация экономического сознания масс из социалистической в рыночную (как минимум - «госкапиталистическую»). Это характерно прежде всего для большинства молодежи, причем такая тенденция усиливается.

    В то же время создание своего бизнеса часто упирается в различные рода трудности. Большинство молодежи, имеющей желание создать или создающих свой бизнес, в качестве основной трудности называют отсутствие авансового капитала. Есть и другие проблемы: коррупция, невозможность получить кредит, боязнь рэкета. Среди перечисленных проблем названы и бюрократические помехи, но они - меньшее зло (см. табл. 8-9).

    Таблица 8

    Мнение молодежи, проживающей в поселениях разного типа о том, что именно мешает создать свой бизнес, %

    Что именно мешает

    Тип поселения

    Мегаполисы

    Административные центры субъектов РФ

    Районные центры

    села, поселки

    Отсутствие личных средств

    90,9

    76,1

    80,7

    84,0

    Невозможность получить кредит

    36,4

    7,1

    11,0

    8,5

    Бюрократические помехи

    9,1

    3,8

    12,8

    10,4

    Существующая систем налогообложения

    58,8

    52,7

    44,3

    41,6

    Коррупция (взяточничество чиновников)

    30,3

    28,8

    18,3

    20,8

    Конкуренция

    9,1

    19,0

    15,6

    13,2

    Боязнь преступных группировок, рэкета

    15,2

    11,4

    16,5

    15,1

    Другая причина (высокая арендная плата, отсутствие автодороги до областного центра)

    3,0

    3,2

    0,9

    0,0


    Таблица 9

    Доля представителей различных возрастных групп, считающих, что нельзя заниматься бизнесом в России, не нарушая те или иные правила, %

    Условия

    Молодое поколение (18-30 лет)

    среднее поколение (31-50 лет)

    старшее поколение (старше 50 лет)

    Не нарушая правил и норм налогообложения

    58,3

    57,5

    45,8

    Не имея «крыши» в лице представителей местных административных и правоохранительных органов

    58,0

    61,8

    51,5

    Не нарушая установленных стандартов на качество продукции

    26,9

    29,6

    28,2

    Не выплачивая взяток представителям административных властей и правоохранительных органов

    55,3

    58,8

    47,9

    Не ведя заведомо недобросовестную рекламную кампанию

    20,2

    24,0

    19,0

    Не втягиваясь в криминальные взаимоотношения («разборки», «заказные дела» и т.д.)

    24,8

    27,2

    24,0

    Не принимая на реализацию некачественные или «левые» товары

    21,7

    26,5

    23,3

    Не нарушая таможенных правил и норм

    27,8

    30,9

    22,4

    Не скрывая прибыль

    58,4

    58,4

    46,3



    Please publish modules in offcanvas position.