Молодежь России: социологический портрет - Специфика молодежного досуга сегодня

    Содержание материала

    Специфика молодежного досуга сегодня

    Чем отличается молодежь от представителей более старших поколений? Молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой на фоне предпочтений старшего поколения. И если в элементах «простого» отдыха поколения остаются во многом схожи (что естественно, исходя из большинства устоявшихся традиций просмотра телевидения, общения с друзьями, ничегонеделания или помощи родителям по хозяйству), то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени молодежь явно опережает своих родителей. Прежде всего это касается посещения ночных клубов, дискотек, музыкальных «тусовок» (здесь разрыв десятикратный), увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов. Относительно небольшую часть молодежи привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам). Сравнение данных по взрослому населению Российской Федерации за 2007 г. и по населению СССР в целом за 1982 г. свидетельствует о значительных различиях по ряду параметров (см. табл. 1). Во-первых, в советский период у населения не было компьютеров, советские люди не участвовали в работе партий, так как не было партийного, а следовательно и политического плюрализма; советские люди значительно больше времени уделяли чтению газет и журналов, книг; много времени уделяли просмотру телепередач и прослушыванию музыки, в основном по радио и магнитофонные записи. В советский период дискотек не было, но были вечера танцев в клубах, которые представители молодого и среднего поколения посещали охотно. Советские люди чаще, чем нынешнее поколение, общались с друзьями и знакомыми, довольно активно занимались физической культурой и спортом, чаще посещали кружки по интересам.

    Приверженность определенным формам заполнения свободного времени и выбор модели социального участия зависят не только от моды или общепринятых вкусовых стандартов, но и от культурного потенциала людей, в частности многие вкусы и запросы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. Межпоколенческое сравнение показывает, что в основе досуговой активности определенной доли российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения. И все же, это далеко не всегда так. Молодежь, как и все социальные слои, не является гомогенной, полностью

    Таблица 1

    Занятия

    Представители населения СССР в возрасте 18-60 лет (1982 г.)

    представители старшего поколения (2007 г., 40-60 лет)

    представители молодого поколения (1997 г., 17-26 лет)

    представители молодого поколения (2007 г., 17-26 лет)

    Просмотр телевидения

    85

    81

    55

    66

    Прослушивание музыки

    66

    29

    36

    62

    Чтение газет и журналов

    83

    43

    18

    28

    Общение с друзьями, знакомыми

    74

    56

    62

    65

    Чтение книг

    78

    50

    46

    39

    Домашние дела

    68

    69

    39

    46

    Просто отдых

    32

    45

    36

    40

    Посещение дискотек, клубов (в 1982 г. - посещение вечеров танцев в клубе)

    38

    3

    19

    33

    Посещение кинотеатров, концертов

    79

    20

    14

    28

    Занятия на компьютере

    *

    11

    12

    31

    Посещение кафе, баров

    -

    10

    17

    32

    Занятие спортом, фитне- сом

    38

    12

    14

    29

    Дополнительные образовательные занятия

    42

    10

    10

    14

    Хобби,увлечения

    30

    17

    9

    12

    Посещение музеев

    -

    10

    6

    7

    Посещение клубов, ассоциаций

    -

    1

    5

    2

    Посещение религиозных учреждений

    -

    9

    3

    6

    Посещение кружков по интересам

    12

    2

    2

    3

    Занятие политикой

    -

    1

    1

    2

    *Примечание. Тире означает, что в данном году этот показатель не изучался.

    Основные занятия представителей различных поколений в свободное время,%


    стандартизированной. Если рассмотреть развитие форм молодежного досуга в динамике, то выявится, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени, как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняют свою значимость и сегодня.

    Активный досуг, о котором идет речь как о параметре качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности. Одних увеселительных мероприятий для этого явно недостаточно. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ресторанов, кафе, включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат как материального, так и интеллектуального плана. Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» внедомашний тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен для продвинутых социальных слоев, включая образованную и социализированную молодежь.

    За последние годы наблюдаются некоторые позитивные изменения, в частности, явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению дополнительной информации. В молодежной среде возрос интерес к телевидению, растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга.

    В целом можно сказать, что российская молодежь почти полностью овладела компьютерной грамотностью и готова применять свои знания на практике, причем не только в игровых, но и в учебных целях.

    Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить не всегда у всех получается. Сегодня наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру. Это только повышает ценность свободного времени как такового. С другой стороны, необходимо обратить внимание и на прямо противоположную тенденцию, определяющую специфику молодежного досуга. В связи с увеличением продолжительности периода получения образования молодые люди (в первую очередь представители молодого среднего класса, формирующие костяк студенчества) имеют гораздо больше свободного времени, чем их отцы, что влияет на стиль их жизни, напрямую связываемый и диктуемый досугом.


    Please publish modules in offcanvas position.