Жизненный успех в понимании молодежи
Обедненное присутствие в массовом сознании в качестве идеалов героев литературы и фильмов свидетельствует о существенном изменении факторов, формирующих ценностные ориентации нынешней российской молодежи: это в большей степени интравертные ценности, предопределенные референтностью для личности близкого окружения, а не экстравертные, порождаемые в советское время идеализацией государственных институтов и «канонизацией» партийных лидеров настоящего и прошлого. О доминировании интравертных ценностей свидетельствует то, как молодежь определяет понятие «жизненный успех» (см. перечень 1).
Перечень 1
Как молодежь определяет понятие «жизненный успех», %
60,2 - Наличие крепкой семьи, детей
40,2 - Уважение окружающих
38,1 - Богатство
30,5 - Интересная работа
28,4 - Наличие надежных друзей
15,9 - Возможность быть самому себе хозяином
12,8 - Наличие престижной собственности (иномарка, коттедж и т.п.).
12,7 - Высокая должность
11,1 - Яркие жизненные впечатления
9,3 - Быть первым во всем, что кажется важным
7,5 - Честно прожитая жизнь
6.2 - Обладание властью
2,9 - Победа над своими врагами
2.3 - Достижение известности, популярности
Структура ценностных ориентаций разных поколений в целом схожа, кроме двух моментов: моральные принципы в иерархии ценностей старшего поколения занимают 2-е место (после семьи), в то время как у молодого поколения только 8-е (у среднего поколения - 4-е); а наличие надежных друзей важно для молодого поколения (см. табл. 2).
Таблица2
Что включают представители разных поколений в понятие «жизненный успех», %
Что включают в понятие «жизненный успех» |
возрастные группы (лет) |
||
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
|
Богатство |
17,2 |
12,5 |
5,3 |
Уважение окружающих |
25,8 |
24,5 |
35,1 |
Наличие семьи и детей |
57,4 |
67,4 |
62,7 |
Интересную работу |
40,4 |
39,5 |
31,5 |
Возможность быть самому себе хозяином |
24,9 |
23,4 |
17,8 |
Быть первым во всем, что кажется важным |
6,2 |
2,1 |
1,7 |
Высокую должность |
1,7 |
1,4 |
1,1 |
Победу над своими врагами |
3,7 |
2,2 |
2,3 |
Обладание властью |
3,0 |
1,0 |
0,8 |
Яркие жизненные впечатления |
17,2 |
7,6 |
6,5 |
Наличие престижной собственности (иномарка, коттедж и т.п.). |
5,2 |
3,3 |
1,8 |
Достижение известности, популярности |
1,7 |
1,3 |
0,3 |
Наличие надежных друзей |
46,5 |
37,5 |
27,9 |
Честно прожитую жизнь |
15,9 |
32,6 |
59,9 |
Таким образом, в массовом сознании российской молодежи «жизненный успех» - это прежде всего крепкая семья и дети, а также уважение окружающих. Вторая группа значимых жизненных целей - богатство (благополучие), интересная работа. И только после этого следует наличие надежных друзей, что свидетельствует о смене в условиях рынка приоритета пословицы советских времен: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Нынешняя российская молодежь в целом не индивидуалистична, не агрессивна, не стремится обладать властью, не честолюбива, она просто нормальная. Об этом убедительно свидетельствуют ее ответы на вопрос, какие качества она ценит в людях в наибольшей степени (см. перечень 2).
Перечень 2
Какие качества молодежь ценит в людях в наибольшей степени, %
69,3 |
- Ум |
31,7 |
- Обязательность |
48,9 |
- Целеустремленность |
30,1 |
- Общительность |
48,7 |
- Уверенность в себе |
24,1 |
- Независимость |
46,7 |
- Доброту |
23,8 |
- Силу |
43,7 |
- Чувство юмора |
17,5 |
- Инициативность |
42,1 |
- Отзывчивость |
14,7 |
- Красоту |
33,1 |
- Воспитанность |
11,4 |
- Оригинальность |
Молодежь ценит в людях прежде всего ум, целеустремленность, уверенность в себе. Венчают ожидания молодежи к этическому облику людей - доброта, отзывчивость и чувство юмора. То есть в качестве идеала молодежь «нарисовала» образ человека умного и целеустремленного, уверенного в себе, которому свойственны доброта и отзывчивость и который отличается чувством юмора. Кстати, именно такими являлись идеальные герои Чарли Чаплина, не в юмористическом, а в высоком гуманистическом понимании. Это образ человека, готового реализовать свои жизненные цели в условиях рыночной конкуренции, не теряя при этом свой облик человека гуманистических ценностей. Конечно, не вся российская молодежь такая, но большинство.
Доля ценящих в людях ум больше среди девушек - 71,8%, чем среди юношей - 66,8%. Среди них же больше ценящих инициативность - 55,2% (среди юношей - 38,4%), чувство юмора - 46,5% (среди юношей - 40,9%), отзывчивость - 50,1% (среди юношей - 34,1%), воспитанность - 41,8% (среди юношей - 24,4%).