Молодежь России: социологический портрет - Жизненный успех в понимании  молодежи

    Содержание материала

    Жизненный успех в понимании  молодежи

    Обедненное присутствие в массовом сознании в качестве идеалов героев литературы и фильмов свидетельствует о существенном изменении факторов, формирующих ценностные ориентации нынешней российской молодежи: это в большей степени интравертные ценности, предопределенные референтностью для личности близкого окружения, а не экстравертные, порождаемые в советское время идеализацией государственных институтов и «канонизацией» партийных лидеров настоящего и прошлого. О доминировании интравертных ценностей свидетельствует то, как молодежь определяет понятие «жизненный успех» (см. перечень 1).

    Перечень 1

    Как молодежь определяет понятие «жизненный успех», %

    60,2        -    Наличие крепкой семьи, детей

    40,2        -    Уважение окружающих

    38,1        -    Богатство

    30,5        -    Интересная работа

    28,4        -    Наличие надежных друзей

    15,9       -    Возможность быть самому себе хозяином

    12,8       -    Наличие престижной собственности (иномарка, коттедж и т.п.).

    12,7       -     Высокая должность

    11,1       -     Яркие жизненные впечатления

    9,3       -     Быть первым во всем, что кажется важным

    7,5       -     Честно прожитая жизнь

    6.2        -    Обладание властью

    2,9       -     Победа над своими врагами

    2.3        -    Достижение известности, популярности

    Структура ценностных ориентаций разных поколений в целом схожа, кроме двух моментов: моральные принципы в иерархии ценностей старшего поколения занимают 2-е место (после семьи), в то время как у молодого поколения только 8-е (у среднего поколения - 4-е); а наличие надежных друзей важно для молодого поколения (см. табл. 2).

    Таблица2

    Что включают представители разных поколений в понятие «жизненный успех», %

    Что включают в понятие «жизненный успех»

    возрастные группы (лет)

    Молодое поколение (18-30 лет)

    Среднее поколение (31-50 лет)

    Старшее поколение (старше 50 лет)

    Богатство

    17,2

    12,5

    5,3

    Уважение окружающих

    25,8

    24,5

    35,1

    Наличие семьи и детей

    57,4

    67,4

    62,7

    Интересную работу

    40,4

    39,5

    31,5

    Возможность быть самому себе хозяином

    24,9

    23,4

    17,8

    Быть первым во всем, что кажется важным

    6,2

    2,1

    1,7

    Высокую должность

    1,7

    1,4

    1,1

    Победу над своими врагами

    3,7

    2,2

    2,3

    Обладание властью

    3,0

    1,0

    0,8

    Яркие жизненные впечатления

    17,2

    7,6

    6,5

    Наличие престижной собственности (иномарка, коттедж и т.п.).

    5,2

    3,3

    1,8

    Достижение известности, популярности

    1,7

    1,3

    0,3

    Наличие надежных друзей

    46,5

    37,5

    27,9

    Честно прожитую жизнь

    15,9

    32,6

    59,9


    Таким образом, в массовом сознании российской молодежи «жизненный успех» - это прежде всего крепкая семья и дети, а также уважение окружающих. Вторая группа значимых жизненных целей - богатство (благополучие), интересная работа. И только после этого следует наличие надежных друзей, что свидетельствует о смене в условиях рынка приоритета пословицы советских времен: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

    Нынешняя российская молодежь в целом не индивидуалистична, не агрессивна, не стремится обладать властью, не честолюбива, она просто нормальная. Об этом убедительно свидетельствуют ее ответы на вопрос, какие качества она ценит в людях в наибольшей степени (см. перечень 2).

    Перечень 2

    Какие качества молодежь ценит в людях в наибольшей степени, %

    69,3

    - Ум

    31,7

    - Обязательность

    48,9

    - Целеустремленность

    30,1

    - Общительность

    48,7

    - Уверенность в себе

    24,1

    - Независимость

    46,7

    - Доброту

    23,8

    - Силу

    43,7

    - Чувство юмора

    17,5

    - Инициативность

    42,1

    - Отзывчивость

    14,7

    - Красоту

    33,1

    - Воспитанность

    11,4

    - Оригинальность


    Молодежь ценит в людях прежде всего ум, целеустремленность, уверенность в себе. Венчают ожидания молодежи к этическому облику людей - доброта, отзывчивость и чувство юмора. То есть в качестве идеала молодежь «нарисовала» образ человека умного и целеустремленного, уверенного в себе, которому свойственны доброта и отзывчивость и который отличается чувством юмора. Кстати, именно такими являлись идеальные герои Чарли Чаплина, не в юмористическом, а в высоком гуманистическом понимании. Это образ человека, готового реализовать свои жизненные цели в условиях рыночной конкуренции, не теряя при этом свой облик человека гуманистических ценностей. Конечно, не вся российская молодежь такая, но большинство.

    Доля ценящих в людях ум больше среди девушек - 71,8%, чем среди юношей - 66,8%. Среди них же больше ценящих инициативность - 55,2% (среди юношей - 38,4%), чувство юмора - 46,5% (среди юношей - 40,9%), отзывчивость - 50,1% (среди юношей - 34,1%), воспитанность - 41,8% (среди юношей - 24,4%).


    Please publish modules in offcanvas position.