Молодежь России: социологический портрет - В рамках создания современной системы непрерывного образования:

    Содержание материала

    В рамках создания современной системы непрерывного образования:

    •  создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

    •  создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;

    •  создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.

    За последние 10 лет в системе профессионального образования произошел серьезный перекос в подготовке кадров в сторону резкого увеличения выпуска специалистов непроизводственных профессий. Так, с 2000 по 2008 год выпуск специалистов по специальности экономика и управление увеличился в 4,2 раза, по гуманитарно-социальным специальностям - в 3,1 раза, а по техническим - всего в 1,4 раза. По таким специальностям, как геология и разведка полезных ископаемых, авиационная и ракетно-космическая техника, морская техника, электронная техника, радиотехника и связь, технология товаров широкого потребления численность выпускников сократилась на 10-20%.

    Невостребованность специалистов отечественной промышленностью привела к тому, что до 40% выпускников технических факультетов вузов ежегодно трудоустраиваются не по той специальности, которую приобрели в вузе, уходят в торговый бизнес, а не менее 2% (примерно 2500 человек) уезжают работать за рубеж. Но и среди тех, кто трудоустраивается по специальности на российских предприятиях, в последующие 1-3 года в среднем 20% вынуждены пройти курсы повышения квалификации, и в среднем 10% - переподготовку по другой специальности.

    Основную нагрузку по подготовке специалистов для предприятий всё ещё берёт на себя государство. Справедливости ради следует отметить, что вузы постепенно снижают финансовую зависимость от государственного бюджета, увеличивая долю привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств на образование. Так, на протяжении последних пяти лет доля внебюджетных средств в общем бюджете в среднем по вузам возрастала: в 2005/2006 учебном году она составила 39,8%, в 2006/2007 учебном году - 44,2%, в 2007/2008 учебном году - 48%.

    Источники внебюджетных средств большинства вузов складываются преимущественно из коммерческой деятельности, частично - научной и в меньшей степени - из средств, поступающих в качестве оплаты обучения. Например, сегодня на технических факультетах российских вузов за плату обучаются в среднем 15% студентов, в том числе по контракту с предприятиями - не более 3-4%. В большинстве случаев за образование платят родители студентов. Образовательный кредит - явление редкое, в 2008 году его имели всего 243 (0,2%) выпускника технических вузов. Налицо серьезное социальное противоречие: основная масса промышленных предприятий приватизирована, однако продолжает получать от государства и общества дотацию в виде финансирования профессиональной подготовки специалистов.

    Экономика России находится на стадии перманентного и глубокого преобразования, в связи с чем для нее характерна высокая вариабельность номенклатуры продукции и быстрое увеличение доли интеллектуального труда в продукте. Это порождает две проблемы:

    1) частую смену профиля специальности и необходимость повышения квалификации специалистов;

    2)  иерархическую дифференциацию содержания интеллектуального труда, отказа от дихотомического разделения специалистов: специалист с невысшим и специалист с высшим образованием.

    С позиции образования, в первом случае речь идет о тесном взаимодействии промышленных предприятий с системой дополнительного образования, являющегося важным средством реализации принципа непрерывного образования, в том числе дистанционным методом. Эта область образования сегодня успешно взаимодействует с большинством отраслей экономики. Во втором случае речь идёт о том, что на предприятиях, в учреждениях резко возросла численность специалистов «широкого» интеллектуального профиля (операторы ЭВМ, социальные работники, помощники юристов, нотариусов, делопроизводители системы управления, менеджеры среднего звена и т.д.). Эта реальность выдвигает серьезные требования к структурным изменениям в системе высшего профессионального образования, а именно, перехода к двухуровневому образованию (бакалавриат, магистратура).


    Please publish modules in offcanvas position.