Молодежь России: социологический портрет - Социальное настроение молодежи сегодня

    Содержание материала

    Социальное настроение молодежи сегодня

    во многом зависит от её опасений по поводу длительности кризиса во времени. Единого мнения здесь нет, скорее есть субъективное «гадание». Считают, что кризис продлится ещё год - 18,9%, два года - 19,8%, три года - 16,2%, четыре-пять лет - 7,1%, более пяти лет - 4,5% и затруднились ответить 33,5%. Получается, что молодежь определяет длительность кризиса в 2,5 года, и это близко к официальным оценкам экономистов.

    Слабо ориентируется молодежь и в вопросах, касающихся действия властей России по поводу выхода из кризиса. Считают эти действия правильными 21,1%, неправильными - 18,1%, ничего не знают о действиях власти - 29,5%, относятся к этим действиям безразлично - 6,6% и затруднились ответить - 24,7%.

    Оценивают отрицательно действия властей по поводу выхода из кризиса среди той части молодежи, которую кризис затронул в серьезной степени, - 24,9%, затронул в средней степени - 18,8%, не затронул - 12,3%.

    Посмотрим, как экономический кризис повлиял на настроение, жизненный тонус российской молодежи. Обычный жизненный тонус характерен для 39,5%, эмоциональный подъем - 7%, чувство тревоги - 18,8%, чувство апатии - 5,4%. Для остальной молодежи (29,3%) характерна вариабельность на

    строения. Следовательно, оптимистический жизненный тонус в условиях кризиса характерен для 46,5% российской молодежи, а пессимистический (сумма третьего и четвертого показателей) - для 24,2%.

    Итак, жизненный тонус российской молодежи в условиях кризиса следующий (см. рис. 5).

    Рисунок 5

    Жизненный тонус, характерный для российской молодежи в условиях экономического кризиса


    Для условий экономического и финансового кризиса - это неплохая картина.

    Жизненный тонус российской молодежи сегодня определяется в первую очередь тем, как она воспринимает экономическую ситуацию, складывающуюся в стране. Естественно, оптимистично настроенных больше среди той части молодежи, которая оценивает нынешнюю ситуацию в России как благоприятную, и меньше среди той, которая оценивает ситуацию как неблагоприятную (см. рис. 6).

    Рисунок6

    Изменение жизненного тонуса молодежи в зависимости от оценки ею ситуации в России, %

    Жизненный тонус представителей различных социальных групп молодежи, %

    Каков жизненный тонус

    Социальные группы молодежи

    Учащиеся школы

    Учащиеся профессионального училища

    Учащиеся техникума

    Студенты вуза

    Рабочие предприятия, стройки, шахты

    Инженерно-техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы)

    Гуманитарная интеллигенция (преподаватели,учителя, научные сотрудники, врачи)

    Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта

    Предприниматели, руководители в сфере малого бизнеса, финансов, страхования

    Профессиональные военные, сотрудники МВД

    Работники сельского хозяйства

    Устойчиво оптимистический

    56,7

    50,0

    55,7

    49,7

    39,9

    48,8

    45,2

    51,5

    53,1

    56,9

    31,5

    Устойчиво пессимистический

    20,4

    21,9

    20,2

    19,7

    23,5

    22,0

    32,3

    25,8

    21,9

    23,1

    31,5

    Вариабельный

    22,9

    28,1

    24,1

    30,6

    36,6

    29,2

    22,5

    22,7

    25,0

    20,0

    37,0

    Более всего настроенных пессимистично среди представителей молодой гуманитарной интеллигенции (32,3%) и работников сельского хозяйства (31,5%), а оптимистично - среди военных (56,9%), учащихся школ (56,7%), студентов техникумов (55,7%), предпринимателей (53,1%), (см. табл. 7).


    Please publish modules in offcanvas position.