Социальное настроение молодежи сегодня
во многом зависит от её опасений по поводу длительности кризиса во времени. Единого мнения здесь нет, скорее есть субъективное «гадание». Считают, что кризис продлится ещё год - 18,9%, два года - 19,8%, три года - 16,2%, четыре-пять лет - 7,1%, более пяти лет - 4,5% и затруднились ответить 33,5%. Получается, что молодежь определяет длительность кризиса в 2,5 года, и это близко к официальным оценкам экономистов.
Слабо ориентируется молодежь и в вопросах, касающихся действия властей России по поводу выхода из кризиса. Считают эти действия правильными 21,1%, неправильными - 18,1%, ничего не знают о действиях власти - 29,5%, относятся к этим действиям безразлично - 6,6% и затруднились ответить - 24,7%.
Оценивают отрицательно действия властей по поводу выхода из кризиса среди той части молодежи, которую кризис затронул в серьезной степени, - 24,9%, затронул в средней степени - 18,8%, не затронул - 12,3%.
Посмотрим, как экономический кризис повлиял на настроение, жизненный тонус российской молодежи. Обычный жизненный тонус характерен для 39,5%, эмоциональный подъем - 7%, чувство тревоги - 18,8%, чувство апатии - 5,4%. Для остальной молодежи (29,3%) характерна вариабельность на
строения. Следовательно, оптимистический жизненный тонус в условиях кризиса характерен для 46,5% российской молодежи, а пессимистический (сумма третьего и четвертого показателей) - для 24,2%.
Итак, жизненный тонус российской молодежи в условиях кризиса следующий (см. рис. 5).
Рисунок 5
Жизненный тонус, характерный для российской молодежи в условиях экономического кризиса
Для условий экономического и финансового кризиса - это неплохая картина.
Жизненный тонус российской молодежи сегодня определяется в первую очередь тем, как она воспринимает экономическую ситуацию, складывающуюся в стране. Естественно, оптимистично настроенных больше среди той части молодежи, которая оценивает нынешнюю ситуацию в России как благоприятную, и меньше среди той, которая оценивает ситуацию как неблагоприятную (см. рис. 6).
Рисунок6
Изменение жизненного тонуса молодежи в зависимости от оценки ею ситуации в России, %
Жизненный тонус представителей различных социальных групп молодежи, %
Каков жизненный тонус |
Социальные группы молодежи |
||||||||||
Учащиеся школы |
Учащиеся профессионального училища |
Учащиеся техникума |
Студенты вуза |
Рабочие предприятия, стройки, шахты |
Инженерно-техническая интеллигенция (инженеры, конструкторы) |
Гуманитарная интеллигенция (преподаватели,учителя, научные сотрудники, врачи) |
Работники без высшего образования в сфере услуг, торговли и транспорта |
Предприниматели, руководители в сфере малого бизнеса, финансов, страхования |
Профессиональные военные, сотрудники МВД |
Работники сельского хозяйства |
|
Устойчиво оптимистический |
56,7 |
50,0 |
55,7 |
49,7 |
39,9 |
48,8 |
45,2 |
51,5 |
53,1 |
56,9 |
31,5 |
Устойчиво пессимистический |
20,4 |
21,9 |
20,2 |
19,7 |
23,5 |
22,0 |
32,3 |
25,8 |
21,9 |
23,1 |
31,5 |
Вариабельный |
22,9 |
28,1 |
24,1 |
30,6 |
36,6 |
29,2 |
22,5 |
22,7 |
25,0 |
20,0 |
37,0 |
Более всего настроенных пессимистично среди представителей молодой гуманитарной интеллигенции (32,3%) и работников сельского хозяйства (31,5%), а оптимистично - среди военных (56,9%), учащихся школ (56,7%), студентов техникумов (55,7%), предпринимателей (53,1%), (см. табл. 7).