4. Гражданская идентичность молодежи
Процесс становления гражданской идентичности молодого поколения включает в себя совокупность социальных ролей и норм поведения, характер которых обусловлен его представлениями о взаимоотношениях с государством. Это и ожидания, и эквивалентные им обязательства личности. Первичный уровень взаимоотношения личности и государства - её идентичность системообразующей модели государства. Если эта модель устойчивая, «прозрачная» и в представлениях личности соответствует принципам социальной справедливости, то имеет место баланс индивидуальных и общественных интересов, стимулирующих прогресс общества и устойчивость (перспективность) качества и образа жизни индивида.
Отсутствие устойчивого мировоззрения, ясного образа модели государства в массовом сознании молодежи ведет к конфликтности ее социального поведения, напряжениям во взаимоотношениях с социальными институтами. Представления молодежи о предпочитаемой модели государства базируются на выбранных жизненных стратегиях, в результате чего, как иногда кажется, одна часть молодежи представляет для себя приемлемой преимущественно социально-попечительскую модель государства, а другая, меньшая часть - преимущественно рыночную, с полной свободой экономической конкуренции. Однако, опираясь на данные исследования, приходится констатировать, что в массовом сознании молодежи модель нынешнего российского государства представлена не менее чем в шести вариантах, и, кроме этого, 15,1% молодежи не имеет однозначного представления о модели нынешней российской государственности.
Посмотрим, какое массовое поведение молодежи потенциально способны стимулировать доминирующие в ее представлении модели государства:
• первая группа (28,4%), в массовом сознании которой Россия представлена как демократическое рыночное государство, потенциально ориентируется на свой индивидуальный потенциал для конкуренции в условиях равенства шансов, гарантированных законом;
• вторая группа (16,7%), представляя Россию как государство с системой госкапитализма, отчасти ориентируется на свой конкурентоспособный потенциал, но при «патронаже» со стороны государства;
• третья группа (15,7%), считающая, что администрирование государства ослаблено и в нем доминирует спекулятивный рынок, потенциально может направить свое поведение на коррумпированные формы первоначального накопления капитала;
• четвертая группа (11,3%), считающая российское государство полусоциалистическим-полурыночным, потенциально может предпочесть попечительские функции государства и не делать ставку на свою индивидуальность, конкурентоспособность;
• пятая группа (6,6%), считающая государство авторитарным, в случае мнения об ущемленности своих прав может стать «оппозиционной» государственной власти;
• шестая группа (6,2%), склонная оценивать нынешний государственный строй в России как анархический, потенциально может и сама следовать принципу анархии в процессе своей гражданской самореализации;
• седьмая группа (15,1%), затруднившаяся определить свою позицию по поводу модели нынешней российской государственности, может и в дальнейшем сохранить роль пассивной массы, либо частично распределиться по первым шести группам.
На основании приведенных данных правомерно построить следующую типологию потенциального индивидуального поведения нынешней российской молодежи (см. рис. 1).
Рисунок 1
Поведенческие типы российской молодежи в соответствии с ее гражданской идентичностью
Относительно представленных на рис. 1 групп молодёжи как потенциальных поведенческих социальных типов можно предположить следующее:
• инициативные - 10,5 млн. человек - это та часть молодежи, которая склонна участвовать в бизнесе, брать на себя предпринимательский риск, участвовать в гражданских и политических инициативах и даже становиться лидерами;
• исполнительные - 6,2 млн. человек - законопослушные «ведомые», предпочитающие участвовать в жизни общества как квалифицированные специалисты-исполнители;
• спекулятивные - 5,8 млн. человек - ориентированы на трудовую жизнь, но не за счёт профессиональной конкуренции, а за счёт «доходной» должности (в том числе бюрократа) или вида деятельности (типа торговли, посредничества, в качестве маклера, рантье и др.);
• социально-зависимые - 4,2 млн. человек - склонные исполнять посильную работу или функцию, при этом не проявляя индивидуальной инициативы и рассчитывая на социальную защиту и гарантии со стороны государства;
• оппозиционные - 2,4 млн. человек - пока не находят собственного места в общественных отношениях нынешней России и склонны к активному или пассивному социальному протесту;
• анархические - 2,3 млн. человек - настроенные индивидуалистично, скептически относящиеся к принципу за- конопослушания, склонные к маргинальному поведению (рокеры, скинхеды, фанаты и др.);
• пассивные - 5,6 млн. человек - правомерно предположить, что это законопослушная, но пока окончательно не определившаяся в своей жизненной траектории молодежь, которая свой жизненный выбор в итоге сделает, но под влиянием какого-то лидера общественного мнения (родные, друзья, СМИ, кумиры и др.).
Естественно, речь идёт не просто о семи автономных группах, а о том, является ли данная типология молодежи благоприятной для воспроизводства социальной структуры будущего российского общества. Любое реальное общество состоит из социальных групп, различающихся по своему мировоззрению и политическим взглядам, посему социальное равновесие государства отнюдь не должно означать создания «казарменной ситуации». Оно должно быть результатом разумного компромисса между основными структурными элементами общества.
Дихотомическое распределение групп молодежи с позиции благоприятности или неблагоприятности
Для более обобщенного представления потенциального поведения нынешней российской молодежи обратимся к простой дихотомии: социально-благоприятные и социально-неблагоприятные.
В первую группу включены следующие социальные типы: инициативные, исполнительные, спекулятивные, социально зависимые, пассивные. Это группы, установки и поведение которых распределены по широкой шкале социальных практик, органически характерных для общества рыночного типа и поэтому гарантирующих достижение социального компромисса и равновесия общества. В совокупности данная группа включает 32,2 млн. человек, то есть 87% от общей численности населения РФ в возрасте 14-30 лет.
Во вторую, с позиции гарантии социального равновесия не вполне благоприятную группу, включена молодежь с оппозиционными и анархическими представлениями. Применительно к ним речь не идет о полном негативе, а скорее о «помехах» гарантии общественного равновесия. Но это также граждане государства, представляющие собой объект для взаимодействия с различными социальными институтами, начиная с образовательных и вплоть до политических. Совокупная численности этой группы - 4,8 млн. человек, то есть 13% от общей численности населения РФ в возрасте 1430 лет.
Учитывая процентное соотношение двух групп - 87% :13%, - правомерно утверждать:
• массовое сознание молодежи России в целом адекватно отражает многоаспектность социальной структуры нынешнего российского общества и полифункциональность институтов государства, находящегося в стадии социально-экономической и идеологической трансформации;
• мировоззрение молодежи в аспекте гражданской идентичности в целом адекватно отражает структуру трансформирующегося общества и, по крайней мере, 87% молодежи способны интегрироваться в это общество без социальных коллизий;
• испытывающая трудности с вхождением в нынешнюю социальную структуру российского общества молодежь невелика по относительному показателю - 13%, однако достаточно велика по абсолютному показателю - 4,8 млн. человек, и в своей молодежной политике государству придется её учитывать. Проиллюстрируем, как распределяются упомянутые две дихотомические группы среди различных возрастных, социальных и этнических групп молодежи (см. рис. 2-4).
Рисунок 2
Дихотомическое распределение различных возрастных групп молодежи с позиции благоприятности или неблагоприятности для эволюционного воспроизводства российского общества, %
Рисунок 3
Дихотомическое распределение различных этнических групп молодежи с позиции благоприятности или неблагоприятности для эволюционного воспроизводства российского общества, %
Дихотомическое распределение представителей различных социальных групп молодежи с позиции благоприятности или неблагоприятности для эволюционного воспроизводства
российского общества, %
Сопоставление данных рис. 2-4 позволяет сделать следующие выводы:
• доля социально неблагоприятных наиболее велика среди возрастных групп 14-17 лет и 25-30 лет;
• социальный состав этих групп различается: среди возрастной группы 14-17 лет - учащиеся школ, для которых характерен юношеский максимализм, постепенно «затухающий» к моменту окончания школы - к 18 годам; а также учащиеся ПТУ, лицеев, среди которых всегда имеется немалая доля «маргиналов». В составе группы 25-30 лет прежде всего предприниматели, по-видимому, ущемленные в своей инвестиционной инициативе (из-за непомерного бремени налога, чрезмерно высокой арендной платы, высоких цен на сырье, энергоносители и др.); рабочих и инженеров предприятий и строек, которые не удовлетворены величиной заработной платы и нестабильностью трудовой занятости;
• представители отдельных этнических групп (например, малочисленных народов - 21%), переносящие свою неудовлетворенность социально-бытовыми проблемами на этническую почву.
Изложенное по поводу гражданской идентичности молодого поколения в аспекте ее представлений о модели российской государственности свидетельствует о том, что различия в потенциальных установках абсолютного большинства молодежи в целом не являются антисоциальными и не представляют собой тормоз для нормального воспроизводства российского общества в его нынешнем трансформирующемся социально-профессио-нальном и социально-классовом составе.
Если политическая власть выступает гарантом стабильности общества и благополучия семьи, то личность идентифицирует себя с государством как гражданин. Если такого соответствия нет, то не исключены эмиграционные намерения личности, вплоть до смены гражданства. Сказанное относится преимущественно к мононациональному государству. Если государство многонациональное, то на пути гражданской идентичности возникают и иные затруднения, носящие характер психологического раздвоения личности. Обе названные проблемные ситуации сегодня в России присутствуют, поэтому
гражданская идентичность российской молодежи не отличается однозначностью36.
Доминирующей тенденцией в плане гражданской идентичности молодых россиян в 1990-х годах являлась год от года затухающая ностальгия по СССР. Для молодежи, в силу ее возрастных качеств, этот процесс был менее болезненным, чем для представителей старшего поколения. тем не менее, доля считающих себя гражданами России в составе молодежи, как и населения в целом, возрастала медленно. Доля считающих себя гражданами Российской Федерации среди молодежи в возрасте 18-30 лет составляла в 1992 году всего 38%, но и после распада СССР этот показатель рос медленно, а в периоды кризиса даже снижался. Хотя по паспорту все опрошенные в мае 2009 года респонденты являлись гражданами Российской Федерации, однако по ответам ощущали себя таковыми только 69% (см. рис. 5).
Рисунок 5
Доля ощущающих себя гражданами Российской Федерации среди молодежи в возрасте 18-30 лет, %
Для 21% молодежи гражданская идентичность затруднена этнической принадлежностью, поэтому 11,1% из них ощущают себя «представителями своей национальности» и 9,9% - «гражданами своей республики». Есть и конформисты - 5,6% молодежи (2,1 млн. человек), считающие себя «гражданами
См.: Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. Материалы Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации ФС РФ. М., 2006.
мира» или «свободным человеком», а также неопределившиеся - 4,4% (1,6 млн. человек). Последние две группы по критерию «гражданская идентичность» в сумме составляют 10%, т.е. 3,7 млн. человек, что немало. В целом же среди населения Российской Федерации в возрасте 14-30 лет не идентифицируют себя со статусом гражданина Российской Федерации 31%, то есть 11,5 млн. человек, что очень много и может восприниматься как потенциальная социальная база эмиграции (4 млн. человек) или этнического сепаратизма (примерно 7,5 млн. человек).
Исследование свидетельствует, что с возрастом доля ощущающих себя гражданами Российской Федерации не увеличивается, а среди представителей этнических групп - сильно снижается (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1
Характер гражданской идентичности представителей различных возрастных групп молодежи (май 2009 г.), %
кем ощущают себя сегодня |
Возрастные группы |
|||
14-17 лет |
18-20 лет |
21-24 года |
25-30 лет |
|
Гражданином Российской Федерации |
68,8 |
70,8 |
71,6 |
66,2 |
Гражданином своей республики |
7,6 |
6,9 |
8,3 |
13,9 |
Представителем своей национальности |
10,9 |
12,5 |
11,3 |
10,3 |
Гражданином «мира» |
6,2 |
6,0 |
4,3 |
3,9 |
Затруднились ответить |
6,5 |
3,7 |
4,6 |
5,6 |
Итого не ощущают себя гражданами Российской Федерации |
31,2 |
29,2 |
28,4 |
33,8 |
Упомянутые ранее сложности гражданской идентичности не оказывают сколь-либо существенного влияния на чувство патриотизма молодежи. Так, среди считающих себя гражданином Российской Федерации не готовы жертвовать своими личными интересами, если это будет необходимо для блага страны - 24,9%, среди ощущающих себя «гражданином своей республики» - 29,1%, гражданином «мира» - 38,4%. Не оказывает существенного влияния на эту позицию молодежи и её приверженность той или иной идеологии (см. рис. 6).
Таблица 2
Характер гражданской идентичности представителей различных этнических групп молодежи (май 2009 г.), %
Кем ощущают себя сегодня |
Этническая принадлежность |
||||
Русские |
Украинцы, белорусы |
татары |
представители других этносов — последователей ислама |
представители малочисленных этносов |
|
Гражданином Российской Федерации |
71,9 |
33,3 |
45,6 |
46,7 |
48,9 |
Гражданином своей республики |
8,7 |
23,3 |
22,1 |
20,0 |
14,9 |
Представителем своей |
10,1 |
30,0 |
13,2 |
26,7 |
21,3 |
национальности |
|
|
|
|
|
Гражданином «мира» |
4,3 |
10,0 |
14,7 |
6,7 |
4,3 |
Затруднились ответить |
5,1 |
3,3 |
4,4 |
0,0 |
10,7 |
Итого не ощущают себя гражданами Российской Федерации |
28,1 |
66,7 |
54,4 |
53,3 |
51,1 |
Среди тех, кто считает Россию правовым государством, не готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства 22,2% (готовы - 14%), а среди тех, кто не считает Россию правовым государством, не готовы жертвовать 45,8% (готовы - 6,8%). Аналогично, среди тех, кто считает свои права в России полностью защищенными, готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства 28,8% (не готовы - 14,4%), кто считает свои права в России незащищенными, готовы жертвовать - 5,6% (не готовы - 50%).