Молодежь России: социологический портрет - Спрос на специальности - прогнозы экспертов

    Содержание материала

    Спрос на специальности - прогнозы экспертов

    Хотя и не рос, однако сохранялся высоким спрос на такие специальности, как менеджмент, информатика. Имел место невысокий спрос на психологов; был неустойчив спрос на специалистов страхового дела.

    На ближайшие 5 лет эксперты прогнозируют:

    а)  большой рост спроса со стороны абитуриентов на следующие специальности: менеджмент, маркетинг, информатика, налоги и налогообложение, страхование;

    б) умеренный рост спроса на специальности: психология, управление персоналом, управление собственностью;

    в) умеренное снижение спроса на две специальности: информатика и маркетинг.

    Со стороны предприятий и учреждений эксперты ожидают на ближайшие 5 лет:

    а)  большой рост спроса по специальностям: управление собственностью, страхование, налоги и налогообложение;

    б) сохранится высокий рост, но может иметь место и колебание спроса на специальности: менеджмент, маркетинг, информатика;

    в) умеренный рост спроса на специальности: психология, управление персоналом.

    Спрос на специальности гуманитарного профиля со стороны молодежи будет большим, если выпускники вузов не столкнутся с отсутствием спроса со стороны предприятий и учреждений. По мнению экспертов, по большинству про

    фессий, кроме психологов, такой проблемы пока не наблюдается.

    Как отмечалось ранее, большинству выпускников вуза недостаточно базовых знаний для успешной (конкурентоспособной) профессиональной деятельности.

    В среднем спустя 4 года после окончания вуза не менее половины среди молодых специалистов гуманитарного профиля прошли повышение квалификации в системе дополнительного образования25. Формы прохождения ДПО разнообразные. Примем 51,3% опрошенных, прошедших ДПО, за 100%. В этом случае институциональная структура прошедших ДПО следующая (см. рис. 28).

    На рис. 28 видно, что две трети (62%) рынка ДПО обслуживают государственные учреждения. Учитывая их долю в системе высшего образования (61,7%) - это адекватно.

    Рисунок 28

    Где проходили переобучение выпускники гуманитарно-социальных факультетов вузов, %


    Однако на долю негосударственных вузов приходится только 15,3% проходивших ДПО, хотя доля негосударственных вузов - 38,3%.

    Относительно велика доля использующих форму самообразования. Их можно привлечь к относительно недорогой форме дистантного образования, если у них имеется компьютер. Для дистантного образования в регионах целесообразно создать компьютерные классы, не требующие больших помещений и

    25 См.: Мосичева И.А., Шестак В.П., Гуров В.Н. Высшая школа и дополнительное образование: проблемы и решения. Ставрополь: Федеральное агентство по образованию, Ставропольский государственный университет, 2007; Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. Отв. ред. Г.А. Ключа- рев. М.: ИС РАН, 2008.

    штата. Что касается гуманитарного ДПО, то оно имеет идентичную структуру как в государственной, так и негосударственной системах образования.

    Правомерно предположить, что очень много желающих переобучиться будет в числе тех, кто получил дипломы о высшем образовании в 1980-х и 1990-х годах. В первом случае была несоответствующей адресность образования, во втором - качество образования.

    Обследованные окончили вуз в 2004-2008 годы, однако знаний по профессии им сегодня не хватает. Большинство из тех, кому не хватает специальных знаний по профессии, трудятся в основном в сфере образования, здравоохранении, экономики и финансов, коммерции. Те, кому не хватает общих гуманитарных знаний, заняты прежде всего в образовании и здравоохранении, а также, кому не хватает знаний в области деловых отношений и социального общения - в образовании, коммерции, здравоохранении.

    Занятые в образовании и здравоохранении за счет государства могут пройти ДПО только раз в 5 лет и то по основному профилю своей деятельности. Поэтому любые знания не по профилю своей основной профессии они могут усвоить либо самостоятельно, либо на коммерческих условиях.

    Имеются четыре основных мотива, стимулирующих молодых специалистов гуманитарного профиля к обучению в системе ДПО (см. рис. 29).

    Рисунок 29

    Почему молодые специалисты гуманитарно-социального профиля намерены в ближайшие 5 лет обучаться в ДПО, %


    Необходимость усвоения иностранного языка присутствует при любой мотивации необходимости обучения в системе ДПО.

    Для повышения шансов на рынке труда многие хотят усвоить менеджмент, экономику, психологию, право; для карьерного роста - экономику, менеджмент, право, психологию; для углубления профессиональных знаний - экономику, психологию, право, менеджмент, информатику; для смены профессии - психологию, менеджмент, маркетинг, право, информатику (см. табл. 23).

    Доля тех, кому не хватает специальных знаний, велика среди имеющих экономическое, психологическое, социологическое образование; получивших специальность в области менеджмента, маркетинга, информатики.

    Таблица 23

    Какие дисциплины планируют изучать в рамках ДПО, работающие по разным специальностям, %


    к какой сфере деятельности относится профессия, по которой сейчас работают

    Какие дисциплины хотят изучать в системе ДПО

    Экономика, финансы

    Международные отношения, внешняя политика

    иностранный язык

    педагогика

    психология

    социология

    Филология

    Философия

    Экономика, финансы

    30,2

    0,0

    12,5

    10,4

    6,7

    7,7

    5,3

    0,0

    Международные отношения, вне

    4,8

    0,0

    12,5

    0,9

    6,7

    7,7

    0,0

    0,0

    шняя политика









    Иностранный язык

    27,8

    100,0

    20,8

    35,7

    23,3

    34,6

    21,1

    33,3

    Педагогика

    0,0

    0,0

    8,3

    19,1

    3,3

    0,0

    5,3

    0,0

    Психология

    15,1

    0,0

    25,0

    24,3

    53,3

    23,1

    0,0

    0,0

    Социология

    2,4

    0,0

    4,2

    10,4

    10,0

    26,9

    5,3

    0,0

    Филология

    0,0

    0,0

    12,5

    1,7

    0,0

    0,0

    26,3

    0,0

    Философия

    0,0

    0,0

    4,2

    6,1

    0,0

    3,8

    0,0

    33,3


    Продолжение табл. 23

    Какие дисциплины хотят изучать в системе ДПО

    к какой сфере деятельности относится профессия, по которой сейчас работают

    Экономика, финансы

    Международные отношения, внешняя политика

    иностранный язык

    педагогика

    психология

    социология

    Филология

    Философия

    История

    0,8

    0,0

    4,2

    5,2

    3,3

    7,7

    5,3

    33,3

    Политология

    0,0

    0,0

    0,0

    0,9

    0,0

    15,4

    0,0

    0,0

    Право

    23,0

    0,0

    8,3

    7,8

    10,0

    23,1

    0,0

    0,0

    Массовые коммуникации

    0,0

    0,0

    4,2

    5,2

    3,3

    11,5

    0,0

    0,0

    Управление, менеджмент

    19,8

    0,0

    20,8

    13,0

    23,3

    19,2

    15,8

    0,0

    Реклама, маркетинг

    1,6

    0,0

    16,7

    7,0

    3,3

    11,5

    10,5

    0,0

    Информатика

    6,3

    0,0

    8,3

    16,5

    0,0

    15,4

    21,1

    0,0

    Искусство, культура

    0,8

    0,0

    12,5

    10,4

    0,0

    3,8

    10,5

    0,0

    Здравоохранение

    0,0

    0,0

    0,0

    6,1

    6,7

    0,0

    0,0

    0,0

    Биология, экология, сельское хозяйство

    0,0

    0,0

    0,0

    2,6

    3,3

    0,0

    0,0

    0,0

    Математика, физика

    0,8

    0,0

    0,0

    1,7

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    Промышленное производство, строительство, транспорт, связь

    0,8

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    Торговля, коммерция, сфера услуг

    2,4

    0,0

    4,2

    0,0

    3,3

    0,0

    0,0

    0,0


    Продолжение таблицы 23

    Какие дисциплины хотят изучать в системе ДПО

    к какой сфере деятельности относится профессия, по которой сейчас работают

    история

    политология

    право

    Массовые коммуникации

    Управление, менеджмент

    Реклама, маркетинг

    информатика

    искусство, культура

    Экономика, финансы

    5,0

    14,3

    25,6

    4,1

    19,2

    17,9

    28,3

    4,5

    Международные отношения, внешняя политика

    10,0

    0,0

    7,0

    6,1

    2,7

    7,7

    5,0

    4,5

    Иностранный язык

    40,0

    14,3

    25,6

    38,8

    31,5

    35,9

    30,0

    22,7

    Педагогика

    10,0

    0,0

    0,0

    2,0

    2,7

    0,0

    3,3

    3,4

    Психология

    15,0

    14,3

    18,6

    22,4

    17,8

    17,9

    5,0

    20,5

    Социология

    0,0

    14,3

    0,0

    10,2

    5,5

    7,7

    0,0

    2,3

    Филология

    0,0

    0,0

    0,0

    2,0

    1,4

    0,0

    0,0

    1,1

    Философия

    15,0

    0,0

    0,0

    4,1

    5,5

    2,6

    1,7

    2,3

    История

    50,0

    28,6

    3,5

    4,1

    1,4

    0,0

    0,0

    4,5

    Политология

    10,0

    14,3

    1,2

    4,1

    0,0

    2,6

    5,0

    1,1

    Право

    20,0

    14,3

    40,7

    14,3

    15,1

    12,8

    8,3

    6,8

    Массовые коммуникации

    0,0

    0,0

    1,2

    40,8

    9,6

    10,3

    8,3

    6,8

    Управление,менед- жмент

    10,0

    14,3

    19,8

    26,5

    35,6

    25,6

    20,0

    19,3

    Реклама, маркетинг

    0,0

    0,0

    0,0

    18,4

    12,3

    46,2

    11,7

    11,4

    Информатика

    25,0

    0,0

    4,7

    6,1

    5,5

    10,3

    33,3

    9,1

    Искусство, культура

    0,0

    0,0

    1,2

    10,2

    1,4

    2,6

    1,7

    29,5

    Здравоохранение

    0,0

    0,0

    1,2

    2,0

    0,0

    0,0

    0,0

    1,1

    Биология, экология, сельское хозяйство

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    1,4

    0,0

    0,0

    0,0

    Математика, физика

    0,0

    0,0

    0,0

    4,1

    1,4

    0,0

    5,0

    1,1

    Промышленное производство, строительство, транспорт, связь

    0,0

    0,0

    1,2

    0,0

    1,4

    0,0

    3,3

    1,1

    Торговля, коммерция, сфера услуг

    0,0

    0,0

    2,3

    2,0

    1,4

    2,6

    3,3

    4,5


    Окончание таблицы 23

    Какие дисциплины хотят изучать в системе ДПО

    к какой сфере деятельности относится профессия, по которой сейчас работают

    здравоохранение

    Биология, экология, сельское хозяйство

    Математика, физика

    промышленное

    производство,

    строительство,

    транспорт,

    связь

    торговля, коммерция, сфера услуг

    военное дело, охрана общественного порядка, таможня

    другая сфера

    Экономика, финансы

    11,8

    17,2

    15,4

    30,4

    29,7

    17,2

    22,2

    Международные отношения, внешняя политика

    1,6

    3,4

    0,0

    8,7

    3,1

    0,0

    3,7

    Иностранный язык

    29,9

    44,8

    30,8

    39,1

    32,8

    17,2

    40,7

    Педагогика

    2,4

    3,4

    7,7

    4,3

    1,6

    0,0

    3,7

    Психология

    19,7

    20,7

    7,7

    13,0

    9,4

    13,8

    22,2

    Социология

    0,8

    0,0

    7,7

    4,3

    1,6

    0,0

    11,1

    Филология

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    3,7

    Философия

    0,8

    3,4

    0,0

    0,0

    6,3

    0,0

    7,4

    История

    0,0

    0,0

    0,0

    0,0

    4,7

    0,0

    0,0

    Политология

    0,0

    0,0

    0,0

    4,3

    0,0

    3,4

    3,7

    Право

    7,1

    6,9

    7,7

    8,7

    18,8

    41,4

    22,2

    Массовые коммуникации

    2,4

    3,4

    7,7

    0,0

    3,1

    0,0

    7,4

    Управление, менеджмент

    17,3

    10,3

    23,1

    47,8

    21,9

    13,8

    22,2

    Реклама, маркетинг

    4,7

    3,4

    7,7

    13,0

    14,1

    0,0

    3,7

    Информатика

    7,1

    27,6

    46,2

    34,8

    4,7

    6,9

    22,2

    Искусство, культура

    1,6

    0,0

    0,0

    8,7

    1,6

    0,0

    3,7

    Здравоохранение

    58,3

    3,4

    0,0

    0,0

    1,6

    0,0

    0,0

    Биология, экология, сельское хозяйство

    2,4

    27,6

    0,0

    4,3

    1,6

    3,4

    0,0

    Математика, физика

    0,0

    3,4

    38,5

    0,0

    0,0

    0,0

    3,7

    Промышленное производство, строительство, транспорт, связь

    0,8

    0,0

    0,0

    8,7

    1,6

    0,0

    0,0

    Торговля, коммерция, сфера услуг

    0,0

    10,3

    0,0

    4,3

    3,1

    0,0

    3,7



    Please publish modules in offcanvas position.