3. Мотивация выбора профессии
Чем привлекла учащихся выбранная ими профессия, %
Интерес к профессии - доминирующий мотив ее выбора учащимися средних школ. Об этом свидетельствуют ответы не только школьников, но и учащихся 1-х курсов профессиональных образовательных учреждений (см. табл. 1).
Таблица 1
Мотивы выбора профессии |
Учащихся 8—11-х классов средних школ |
Учащихся училища, лицея |
Учащихся техникума, колледжа |
студентов вуза |
Интерес к профессии |
52,4 |
54,1 |
48,3 |
52,2 |
Высокий заработок |
9,2 |
14,1 |
9,2 |
7,3 |
Престижность |
10,2 |
7,3 |
13,0 |
16,1 |
Общественная значимость |
2,7 |
2,9 |
6,8 |
4,9 |
Семейная традиция |
2,7 |
2,4 |
3,4 |
2,0 |
Перспективность (карьера) |
3,0 |
3,9 |
7,2 |
17,6 |
Легко устроится на работу |
4,0 |
7,3 |
7,2 |
4,9 |
Иные мотивы |
- |
6,3 |
5,9 |
5,4 |
Хотя интерес к профессии в составе мотивов доминирует, он характерен только для каждого второго учащегося. По этому показателю была бы желательна величина 75-80%, так как совпадение личного интереса и профиля профессии, специальности гарантирует в будущем профессиональную конкурентоспособность выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Роль школы в профессиональной ориентации, согласно ответам опрошенных учащихся, в целом низкая. Слабо ориентировать учащихся на выбор профессии - это не органическое свойство средней школы. Проблема в ином. Сегодня структура рынка труда, тем более интеллектуального, не сформирована. Многие предприятия простаивают, уровень заработной платы и технической, и гуманитарной интеллигенции невысок. Ни престижность, ни общественная значимость профессии не совпадают с ее прибыльностью. Например, быть врачом или преподавателем общественно значимо, однако не прибыльно. На что ориентировать учащихся? На престижную бедность или на девиантный достаток? Становление прогрессивной структуры рынка труда, рост спроса со стороны предприятий и учреждений на квалифицированные профессии и специальности способны стимулировать повышение качества профессиональной ориентации учащихся в средней школе. Пока же большинство учащихся старших классов средней школы в выборе своей будущей специальности или профессии большей частью предоставлены сами себе, и им еще помогают родители (см. табл. 2).
Судя по показателям последних трех строк табл. 2, в профессиональной ориентации образовательные учреждения играют слабую роль.
Полностью уверены в том, что выбор ими специальности или профессии правильный, среди учащихся 9-11 классов 47,9%; учащихся первых курсов ПТУ - 72,2%, техникумов - 65,7%, вузов - 65,4%.
Больше всего профессионального «балласта» среди студентов экономических, юридических, естественнонаучных, аграрных факультетов вузов. С началом обучения в вузе у многих студентов аграрных, естественнонаучных, экономических факультетов, педагогических вузов закрадывается сомнение в правильности выбора специализации (см. рис. 1).
Таблица 2
Кто посоветовал учащимся 1-х курсов профессиональных образовательных учреждений выбрать профессию, специальность, %
Кто посоветовал |
Учащимся училища, лицея |
Учащимся техникума, колледжа |
студентам вуза |
Родители |
34,6 |
36,7 |
36,6 |
Брат или сестра |
5,9 |
2,9 |
4,4 |
Друзья, знакомые |
15,1 |
14,0 |
9,3 |
Школа (учитель) |
2,0 |
1,9 |
4,4 |
Представители вуза, техникума, ПТУ |
2,9 |
3,4 |
5,9 |
Убедили рекламные проспекты |
0,5 |
3,4 |
0,0 |
Выбрали самостоятельно, без всякой «подсказки» |
47,8 |
47,3 |
51,2 |
Иная ситуация |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
Суммарные величины: |
|
|
|
1. Посоветовали родные, друзья, знакомые |
55,6 |
53,6 |
50,3 |
2. Посоветовали представители образовательных учреждений, СМИ, проспекты |
5,3 |
8,7 |
10,3 |
3. Выбрали сами |
47,8 |
47,3 |
51,2 |
Кто дает совет учащимся 9-11-х классов школы выбрать ту или иную профессию, специальность, %
Характер профессионального самоопределения учащихся идентичен с 9-го по 11-й класс средней школы (см. табл. 3).
Таблица 3
Кто дает совет |
Классы |
||
9 кл. |
10 кл. |
11 кл. |
|
Родные, друзья, знакомые |
30,9 |
30,8 |
42,1 |
Представители образовательных учреждений, СМИ, проспекты |
1,8 |
3,1 |
4,8 |
Выбирают сами |
43,9 |
46,9 |
48,8 |
Что явилось решающим в выборе учащимися специальности, профессии? Речь здесь идет уже не о том, кто посоветовал выбрать профессию, а о том, какие аргументы, приводимые
Рисунок 1
Доля студентов 1-х курсов различных факультетов, обучающихся по той специальности, которую выбрали еще в школе, а также доля считающих свой выбор правильным, %
советующими, убедили учащихся выбрать специальность, профессию. Названы в основном четыре аргумента: 1) авторитет убеждающих, 2) убедительность приводимых доводов,
3) прибыльность или престижность профессии, специальности
4) совпадение индивидуальных наклонностей и характера выбранной профессии, специальности (см. табл. 4).
Помощь в профессиональном самоопределении школа может оказать двумя способами: либо занятия построены так, что они стимулируют правильный выбор профессии, специальности, либо в школе ведется целенаправленная профессиональная ориентация. И то, и другое сегодня в школе присутствует частично (см. табл. 5).
Таблица 4
Что явилось решающим в выборе учащимися специальности, профессии, %
Факторы, повлиявшие на выбор |
У учащихся учреждений нпо |
У студентов учреждений спо |
У студентов вузов |
Авторитет и убедительность доводов тех, кто убеждал в пользу профессии, специальности |
31,7 |
36,7 |
31,7 |
Престижность профессии, специальности |
24,1 |
38,2 |
24,4 |
Прибыльность профессии, специальности |
17,4 |
17,4 |
15,6 |
Возможность, владея такой профессией, специальностью, уехать работать за рубеж |
6,2 |
1,9 |
6,8 |
Полное совпадение индивидуальных наклонностей и характера выбранной профессии, специальности |
29,3 |
21,7 |
32,2 |
Семейная традиция |
2,7 |
3,9 |
7,3 |
Удобный «путь в жизнь» |
5,7 |
9,2 |
6,3 |
Затруднились ответить |
6,0 |
13,5 |
8,3 |
Таблица 5
Мнение учащихся о том, представляет ли школа достаточно возможностей для того, чтобы правильно выбрать будущую профессию,
специальность, %
Мнения |
Учащиеся |
|||
9—11-х классов средних школ |
Учреждений нпо |
Учреждений спо |
Вузов |
|
Учебные занятия построены так, что они стимулируют правильный выбор профессии |
23,6 |
14,6 |
11,6 |
17,6 |
В школе ведется специальная рабо |
|
|
|
|
та с учащимися по профессиональ- |
21,6 |
20,0 |
15,9 |
20,0 |
ному самоопределению |
|
|
|
|
Окончание табл. 5
|
Учащиеся |
|||
Мнения |
п н g ЕЕ |
>3 и н |
>3 и н |
|
|
и S тЧ и 7 Я 1 ft 05 О |
0IIH |
011Э |
Вузов |
Учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению |
31,0 |
28,8 |
32,9 |
23,4 |
В школе специальной работы по профессиональной ориентации учащихся не ведется |
23,8 |
36,6 |
39,6 |
39,0 |
1. Итого профессиональная ориентация имеет место |
45,2 |
34,6 |
27,5 |
37,6 |
2. Итого профессиональной ориентации нет |
54,8 |
65,4 |
72,5 |
62,4 |
Тот факт, что в школе слабо поставлена работа по профессиональной ориентации, выпускники школ осознают тогда, когда начинают учиться в профессиональных образовательных учреждениях. Вновь подчеркнем, что не школа виновата, что в ней профориентация ведется слабо. Для школы не ясно, кого и куда ориентировать, ибо нет полной ясности в деятельности самих предприятий. Возможна только профильная ориентация, по укрупненной специализации.