Молодежь России: социологический портрет - 3. Мотивация выбора профессии

    Содержание материала

    3. Мотивация выбора профессии

    Чем привлекла учащихся выбранная ими профессия, %

    Интерес к профессии - доминирующий мотив ее выбора учащимися средних школ. Об этом свидетельствуют ответы не только школьников, но и учащихся 1-х курсов профессиональных образовательных учреждений (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Мотивы выбора профессии

    Учащихся 8—11-х классов средних школ

    Учащихся училища, лицея

    Учащихся техникума, колледжа

    студентов вуза

    Интерес к профессии

    52,4

    54,1

    48,3

    52,2

    Высокий заработок

    9,2

    14,1

    9,2

    7,3

    Престижность

    10,2

    7,3

    13,0

    16,1

    Общественная значимость

    2,7

    2,9

    6,8

    4,9

    Семейная традиция

    2,7

    2,4

    3,4

    2,0

    Перспективность (карьера)

    3,0

    3,9

    7,2

    17,6

    Легко устроится на работу

    4,0

    7,3

    7,2

    4,9

    Иные мотивы

    -

    6,3

    5,9

    5,4


    Хотя интерес к профессии в составе мотивов доминирует, он характерен только для каждого второго учащегося. По этому показателю была бы желательна величина 75-80%, так как совпадение личного интереса и профиля профессии, специальности гарантирует в будущем профессиональную конкурентоспособность выпускников профессиональных образовательных учреждений.

    Роль школы в профессиональной ориентации, согласно ответам опрошенных учащихся, в целом низкая. Слабо ориентировать учащихся на выбор профессии - это не органическое свойство средней школы. Проблема в ином. Сегодня структура рынка труда, тем более интеллектуального, не сформирована. Многие предприятия простаивают, уровень заработной платы и технической, и гуманитарной интеллигенции невысок. Ни престижность, ни общественная значимость профессии не совпадают с ее прибыльностью. Например, быть врачом или преподавателем общественно значимо, однако не прибыльно. На что ориентировать учащихся? На престижную бедность или на девиантный достаток? Становление прогрессивной структуры рынка труда, рост спроса со стороны предприятий и учреждений на квалифицированные профессии и специальности способны стимулировать повышение качества профессиональной ориентации учащихся в средней школе. Пока же большинство учащихся старших классов средней школы в выборе своей будущей специальности или профессии большей частью предоставлены сами себе, и им еще помогают родители (см. табл. 2).

    Судя по показателям последних трех строк табл. 2, в профессиональной ориентации образовательные учреждения играют слабую роль.

    Полностью уверены в том, что выбор ими специальности или профессии правильный, среди учащихся 9-11 классов 47,9%; учащихся первых курсов ПТУ - 72,2%, техникумов - 65,7%, вузов - 65,4%.

    Больше всего профессионального «балласта» среди студентов экономических, юридических, естественнонаучных, аграрных факультетов вузов. С началом обучения в вузе у многих студентов аграрных, естественнонаучных, экономических факультетов, педагогических вузов закрадывается сомнение в правильности выбора специализации (см. рис. 1).

    Таблица 2

    Кто посоветовал учащимся 1-х курсов профессиональных образовательных учреждений выбрать профессию, специальность, %

    Кто посоветовал

    Учащимся училища, лицея

    Учащимся техникума, колледжа

    студентам вуза

    Родители

    34,6

    36,7

    36,6

    Брат или сестра

    5,9

    2,9

    4,4

    Друзья, знакомые

    15,1

    14,0

    9,3

    Школа (учитель)

    2,0

    1,9

    4,4

    Представители вуза, техникума, ПТУ

    2,9

    3,4

    5,9

    Убедили рекламные проспекты

    0,5

    3,4

    0,0

    Выбрали самостоятельно, без всякой «подсказки»

    47,8

    47,3

    51,2

    Иная ситуация

    1,5

    1,4

    1,0

    Суммарные величины:




    1. Посоветовали родные, друзья, знакомые

    55,6

    53,6

    50,3

    2. Посоветовали представители образовательных учреждений, СМИ, проспекты

    5,3

    8,7

    10,3

    3. Выбрали сами

    47,8

    47,3

    51,2


    Кто дает совет учащимся 9-11-х классов школы выбрать ту или иную профессию, специальность, %

    Характер профессионального самоопределения учащихся идентичен с 9-го по 11-й класс средней школы (см. табл. 3).

    Таблица 3

    Кто дает совет

    Классы

    9 кл.

    10 кл.

    11 кл.

    Родные, друзья, знакомые

    30,9

    30,8

    42,1

    Представители образовательных учреждений, СМИ, проспекты

    1,8

    3,1

    4,8

    Выбирают сами

    43,9

    46,9

    48,8


    Что явилось решающим в выборе учащимися специальности, профессии? Речь здесь идет уже не о том, кто посоветовал выбрать профессию, а о том, какие аргументы, приводимые

    Рисунок 1

    Доля студентов 1-х курсов различных факультетов, обучающихся по той специальности, которую выбрали еще в школе, а также доля считающих свой выбор правильным, %


    советующими, убедили учащихся выбрать специальность, профессию. Названы в основном четыре аргумента: 1) авторитет убеждающих, 2) убедительность приводимых доводов,

    3) прибыльность или престижность профессии, специальности

    4) совпадение индивидуальных наклонностей и характера выбранной профессии, специальности (см. табл. 4).

    Помощь в профессиональном самоопределении школа может оказать двумя способами: либо занятия построены так, что они стимулируют правильный выбор профессии, специальности, либо в школе ведется целенаправленная профессиональная ориентация. И то, и другое сегодня в школе присутствует частично (см. табл. 5).

    Таблица 4

    Что явилось решающим в выборе учащимися специальности, профессии, %

    Факторы, повлиявшие на выбор

    У учащихся учреждений

    нпо

    У студентов учреждений

    спо

    У студентов вузов

    Авторитет и убедительность доводов тех, кто убеждал в пользу профессии, специальности

    31,7

    36,7

    31,7

    Престижность профессии, специальности

    24,1

    38,2

    24,4

    Прибыльность профессии, специальности

    17,4

    17,4

    15,6

    Возможность, владея такой профессией, специальностью, уехать работать за рубеж

    6,2

    1,9

    6,8

    Полное совпадение индивидуальных наклонностей и характера выбранной профессии, специальности

    29,3

    21,7

    32,2

    Семейная традиция

    2,7

    3,9

    7,3

    Удобный «путь в жизнь»

    5,7

    9,2

    6,3

    Затруднились ответить

    6,0

    13,5

    8,3



    Таблица 5

    Мнение учащихся о том, представляет ли школа достаточно возможностей для того, чтобы правильно выбрать будущую профессию,

    специальность, %

    Мнения

    Учащиеся

    9—11-х классов средних школ

    Учреждений

    нпо

    Учреждений

    спо

    Вузов

    Учебные занятия построены так, что они стимулируют правильный выбор профессии

    23,6

    14,6

    11,6

    17,6

    В школе ведется специальная рабо





    та с учащимися по профессиональ-

    21,6

    20,0

    15,9

    20,0

    ному самоопределению






    Окончание табл. 5


    Учащиеся

    Мнения

    п

    н

    g ЕЕ

    >3

    и н

    >3

    и н



    и S

    тЧ и

    7 Я 1 ft

    05 О

    0IIH

    011Э

    Вузов

    Учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению

    31,0

    28,8

    32,9

    23,4

    В школе специальной работы по профессиональной ориентации учащихся не ведется

    23,8

    36,6

    39,6

    39,0

    1. Итого профессиональная ориентация имеет место

    45,2

    34,6

    27,5

    37,6

    2. Итого профессиональной ориентации нет

    54,8

    65,4

    72,5

    62,4


    Тот факт, что в школе слабо поставлена работа по профессиональной ориентации, выпускники школ осознают тогда, когда начинают учиться в профессиональных образовательных учреждениях. Вновь подчеркнем, что не школа виновата, что в ней профориентация ведется слабо. Для школы не ясно, кого и куда ориентировать, ибо нет полной ясности в деятельности самих предприятий. Возможна только профильная ориентация, по укрупненной специализации.


    Please publish modules in offcanvas position.