13. Отношение молодежи к предпринимательству
Опыт социальных конфликтов, межпоколенческих и политических противоречий последних 15 лет показал, что в качестве индикаторов степени остроты этих противоречий всегда выступало отношение к двум экономико-политическим системам - социально-административной и рыночной. На уровне массового сознания этот индикатор выражался (и по сей день выражается) в форме отношения к предпринимательству и предпринимателям.
В настоящее время малое предпринимательство стало органическим явлением экономической и социальной жизни Российской Федерации, хотя темпы роста числа этого вида экономической деятельности россиян за 2002-2007 годы были не очень большими: приходилось на 10 000 населения малых предприятий в 2002 г. - 61, в 2007 г. - 80. Медленным был также рост в них среднесписочной численности работников (см. рис. 1). Однако даже нынешняя массовость малого предпринимательства оказалась достаточной для того, чтобы по критерию «состояние массового сознания» к 2007 году Россия прошла «разделительный рубеж» социально-экономического противоречия в пользу рыночных отношений (см. табл. 1). Это резуль
тат не только и не столько трансформации массового сознания старшего поколения, сколько смены поколений. В активную жизнь вступило новое поколение, имеющее иной социальный опыт, иное мировоззрение и виды на свою самореализацию в рыночном государстве. Новое поколение более индивидуалистично, в меньшей степени апеллирует к попечительской роли государства и в большей - делает ставку на собственные усилия, возможности и способности.
Рисунок 1
Число малых предприятий и среднесписочная численность работников в них57
Таблица 1
Удалось ли представителям различных возрастных групп приспособиться к жизни в условиях рынка (2007 г.), %
Удалось ли приспособиться |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Удалось не только приспособиться, но и улучшить условия своей жизни |
12,1 |
6,7 |
3,7 |
В целом удалось приспособиться, хотя жизнь в этих условиях требует чрезмерных усилий |
36,4 |
29,6 |
20,1 |
Частично удалось приспособиться, частично нет |
32,3 |
33,7 |
29,6 |
57 Малое предпринимательство в России: 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008, стр. 14.
Окончание табл. 1
Удалось ли приспособиться |
Молодое поколение (18-30 лет) |
Среднее поколение (31-50 лет) |
Старшее поколение (старше 50 лет) |
Приспособиться не удалось, но надежды на улучшение жизни сохраняются |
9,1 |
14,4 |
14,6 |
Не удалось приспособиться и вряд ли удастся |
3,6 |
12,3 |
35,1 |
Затруднились ответить |
6,5 |
3,3 |
3,1 |
Итого доля тех, кому не удалось приспособиться к жизни в условиях рынка |
12,7 |
16,5 |
49,7 |