Молодежь России: социологический портрет - 13. Отношение молодежи к предпринимательству

    Содержание материала

    13. Отношение молодежи к предпринимательству

    Опыт социальных конфликтов, межпоколенческих и политических противоречий последних 15 лет показал, что в качестве индикаторов степени остроты этих противоречий всегда выступало отношение к двум экономико-политическим системам - социально-административной и рыночной. На уровне массового сознания этот индикатор выражался (и по сей день выражается) в форме отношения к предпринимательству и предпринимателям.

    В настоящее время малое предпринимательство стало органическим явлением экономической и социальной жизни Российской Федерации, хотя темпы роста числа этого вида экономической деятельности россиян за 2002-2007 годы были не очень большими: приходилось на 10 000 населения малых предприятий в 2002 г. - 61, в 2007 г. - 80. Медленным был также рост в них среднесписочной численности работников (см. рис. 1). Однако даже нынешняя массовость малого предпринимательства оказалась достаточной для того, чтобы по критерию «состояние массового сознания» к 2007 году Россия прошла «разделительный рубеж» социально-экономического противоречия в пользу рыночных отношений (см. табл. 1). Это резуль

    тат не только и не столько трансформации массового сознания старшего поколения, сколько смены поколений. В активную жизнь вступило новое поколение, имеющее иной социальный опыт, иное мировоззрение и виды на свою самореализацию в рыночном государстве. Новое поколение более индивидуалистично, в меньшей степени апеллирует к попечительской роли государства и в большей - делает ставку на собственные усилия, возможности и способности.

    Рисунок 1

    Число малых предприятий и среднесписочная численность работников в них57



    Таблица 1

    Удалось ли представителям различных возрастных групп приспособиться к жизни в условиях рынка (2007 г.), %

    Удалось ли приспособиться

    Молодое поколение (18-30 лет)

    Среднее поколение (31-50 лет)

    Старшее поколение (старше 50 лет)

    Удалось не только приспособиться, но и улучшить условия своей жизни

    12,1

    6,7

    3,7

    В целом удалось приспособиться, хотя жизнь в этих условиях требует чрезмерных усилий

    36,4

    29,6

    20,1

    Частично удалось приспособиться, частично нет

    32,3

    33,7

    29,6

    57 Малое предпринимательство в России: 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008, стр. 14.


    Окончание табл. 1

    Удалось ли приспособиться

    Молодое поколение (18-30 лет)

    Среднее поколение (31-50 лет)

    Старшее поколение (старше 50 лет)

    Приспособиться не удалось, но надежды на улучшение жизни сохраняются

    9,1

    14,4

    14,6

    Не удалось приспособиться и вряд ли удастся

    3,6

    12,3

    35,1

    Затруднились ответить

    6,5

    3,3

    3,1

    Итого доля тех, кому не удалось приспособиться к жизни в условиях рынка

    12,7

    16,5

    49,7



    Please publish modules in offcanvas position.