Молодежь России: социологический портрет - Информированность молодежи о наркотических веществах

    Содержание материала

    Информированность молодежи о наркотических веществах

    Уровень информированности - это первая важная предпосылка формирования спроса на любой продукт, в том числе на наркотические вещества. Информированность несовершеннолетних и молодежи о наркотических и иных психоактивных веществах столь же велика, как и ранее. Сегодня информированы о них 86,1% несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года.

    В частности, в ходе опроса в апреле 2009 года респондентами были названы следующие известные им наркотические вещества (см. перечень 1).

    Как следует из приведенного перечня, информированность несовершеннолетних и молодежи наиболее велика о производных каннабиса, опийной группы и кокаине. Коммуникационная база, необходимая для рыночной взаимосвязи между потенциальными потребителями наркотиков и наркоторговцами в России, и без широкой открытой рекламы сохраняется на высоком уровне. Дальнейшее зависит от методов убеждения наркодилерами потенциальных потребителей.

    В связи с тем, что ФГНУ Центр социологических исследований с той или иной степенью регулярности по единой методике и сопоставимой выборке проводил общероссийский мониторинг наркоситуации и ранее, имеется возможность сопоставить динамику структуры информированности несовершеннолетних и молодежи о наркотиках в 2001-2009 годах (см. табл. 1).

    Перечень 1

    Информированность несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11 -24 года об основных группах наркотиков, %

    В составе всех опрошенных

    В составе информированных о наркотиках

    69,4

    80,6 - Препараты конопли (анаша, гашиш, марихуана, план)

    59,1

    68,6 - Препараты опийной группы (героин, опиум, морфий)

    48,2 19,7

    15,2

    56,0 - Кокаин (кокаин, крэк) 22,9 - Психостимуляторы (экстази, амфетамин, первитин, эфедрон, синтетические наркопрепараты) 17,7 - Галлюциногены (ЛСД, галлюциногенные грибы)

    7,0

    8,1 - Лекарственные препараты (де- мидрол, тарен, фенозипам, рела- ниум, седуксен, элениум, трамал, промедол, теофедрин, барбитураты, кодеин, фенобарбитал)

    3,6

    4,2 - Ингалянты {клей, ацетон, растворители, чистящие средства)

    0,1

    0,1 - Иные виды наркотических и психоактивных веществ


    Данные табл. 1 позволяют сделать следующие выводы:

    •  информированность молодежи о «самоделках» постепенно сводится к нулю, по всей видимости, из-за насыщенности рынка готовой наркотической продукцией различного качества и ценового диапазона;

    •  за последние три года вдвое повысилась информированность об ингалянтах, хотя уровень информированности в целом остается низким;

    ральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 2004 годы» по заказу Министерства образования и науки РФ по аналогичной методике в 2002, 2003 и 2004 годах провел мониторинга наркоситуации среди молодежи в возрасте 11 24 года. До этого Центр по собственной научной программе провел исследование наркоситуации среди молодежи Российской Федерации в 2001 году, в 2006 году по заказу Уральского отделения РАН, а в 2009 году но программе плановой научной работы Центра. Это позволило изучить динамику наркоситуации в среде несовершеннолетних и молодежи за период 2001 2009 годы.

    Таблица 1

    Доля несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года, информированных об основных группах наркотиков, % относительно информированных о наркотиках

    Виды наркотических веществ

    Год проведения исследования

    2001

    2002

    2003

    2004

    2006

    2009

    Препараты конопли

    68,9

    72,1

    67,5

    71,7

    81,6

    80,6

    Препараты опийной группы

    71,6

    70,0

    62,7

    65,7

    70,1

    68,6

    Кокаин

    45,2

    47,1

    43,2

    44,9

    47,2

    56,0

    Психостимуляторы

    10,4

    14,4

    13,1

    17,0

    22,6

    22,9

    Галлюциногены

    26,8

    21,5

    16,9

    17,6

    17,0

    17,7

    Лекарственные препараты

    8,0

    9,3

    7,5

    8,0

    8,2

    8,1

    Ингалянты

    1,9

    2,9

    2,2

    2,1

    2,1

    4,2

    Прочее, в т.ч. «самоделки»

    9,6

    6,3

    2,1

    0,1

    0,6

    0,1


    •  не очень высока информированность молодежи о лекарственных препаратах, галлюциногенах и психостимуляторах, однако уровень информированности об этих наркотиках с годами не снижается;

    •  очень высока информированность молодежи о препаратах конопли и препаратах опийной группы.

    Анализ динамики информированности возрастной группы 11-24 года важен потому, что в этом возрасте наиболее интенсивно формируется интерес к наркотическим веществам и наркоторговцы начинают «рекрутирование» своих клиентов, как правило, именно в этой возрастной группе.


    Please publish modules in offcanvas position.