Информированность молодежи о наркотических веществах
Уровень информированности - это первая важная предпосылка формирования спроса на любой продукт, в том числе на наркотические вещества. Информированность несовершеннолетних и молодежи о наркотических и иных психоактивных веществах столь же велика, как и ранее. Сегодня информированы о них 86,1% несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года.
В частности, в ходе опроса в апреле 2009 года респондентами были названы следующие известные им наркотические вещества (см. перечень 1).
Как следует из приведенного перечня, информированность несовершеннолетних и молодежи наиболее велика о производных каннабиса, опийной группы и кокаине. Коммуникационная база, необходимая для рыночной взаимосвязи между потенциальными потребителями наркотиков и наркоторговцами в России, и без широкой открытой рекламы сохраняется на высоком уровне. Дальнейшее зависит от методов убеждения наркодилерами потенциальных потребителей.
В связи с тем, что ФГНУ Центр социологических исследований с той или иной степенью регулярности по единой методике и сопоставимой выборке проводил общероссийский мониторинг наркоситуации и ранее, имеется возможность сопоставить динамику структуры информированности несовершеннолетних и молодежи о наркотиках в 2001-2009 годах (см. табл. 1).
Перечень 1
Информированность несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11 -24 года об основных группах наркотиков, %
В составе всех опрошенных |
В составе информированных о наркотиках |
69,4 |
80,6 - Препараты конопли (анаша, гашиш, марихуана, план) |
59,1 |
68,6 - Препараты опийной группы (героин, опиум, морфий) |
48,2 19,7 15,2 |
56,0 - Кокаин (кокаин, крэк) 22,9 - Психостимуляторы (экстази, амфетамин, первитин, эфедрон, синтетические наркопрепараты) 17,7 - Галлюциногены (ЛСД, галлюциногенные грибы) |
7,0 |
8,1 - Лекарственные препараты (де- мидрол, тарен, фенозипам, рела- ниум, седуксен, элениум, трамал, промедол, теофедрин, барбитураты, кодеин, фенобарбитал) |
3,6 |
4,2 - Ингалянты {клей, ацетон, растворители, чистящие средства) |
0,1 |
0,1 - Иные виды наркотических и психоактивных веществ |
Данные табл. 1 позволяют сделать следующие выводы:
• информированность молодежи о «самоделках» постепенно сводится к нулю, по всей видимости, из-за насыщенности рынка готовой наркотической продукцией различного качества и ценового диапазона;
• за последние три года вдвое повысилась информированность об ингалянтах, хотя уровень информированности в целом остается низким;
ральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 2004 годы» по заказу Министерства образования и науки РФ по аналогичной методике в 2002, 2003 и 2004 годах провел мониторинга наркоситуации среди молодежи в возрасте 11 24 года. До этого Центр по собственной научной программе провел исследование наркоситуации среди молодежи Российской Федерации в 2001 году, в 2006 году по заказу Уральского отделения РАН, а в 2009 году но программе плановой научной работы Центра. Это позволило изучить динамику наркоситуации в среде несовершеннолетних и молодежи за период 2001 2009 годы.
Таблица 1
Доля несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года, информированных об основных группах наркотиков, % относительно информированных о наркотиках
Виды наркотических веществ |
Год проведения исследования |
|||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2006 |
2009 |
|
Препараты конопли |
68,9 |
72,1 |
67,5 |
71,7 |
81,6 |
80,6 |
Препараты опийной группы |
71,6 |
70,0 |
62,7 |
65,7 |
70,1 |
68,6 |
Кокаин |
45,2 |
47,1 |
43,2 |
44,9 |
47,2 |
56,0 |
Психостимуляторы |
10,4 |
14,4 |
13,1 |
17,0 |
22,6 |
22,9 |
Галлюциногены |
26,8 |
21,5 |
16,9 |
17,6 |
17,0 |
17,7 |
Лекарственные препараты |
8,0 |
9,3 |
7,5 |
8,0 |
8,2 |
8,1 |
Ингалянты |
1,9 |
2,9 |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
4,2 |
Прочее, в т.ч. «самоделки» |
9,6 |
6,3 |
2,1 |
0,1 |
0,6 |
0,1 |
• не очень высока информированность молодежи о лекарственных препаратах, галлюциногенах и психостимуляторах, однако уровень информированности об этих наркотиках с годами не снижается;
• очень высока информированность молодежи о препаратах конопли и препаратах опийной группы.
Анализ динамики информированности возрастной группы 11-24 года важен потому, что в этом возрасте наиболее интенсивно формируется интерес к наркотическим веществам и наркоторговцы начинают «рекрутирование» своих клиентов, как правило, именно в этой возрастной группе.