Существующие опосредованные формы трудоустройства
(при помощи бюро, агентств и т.д.) пока пробивают себе дорогу с большим трудом в силу ряда причин, в частности, из-за незавершенности рынка интеллектуального труда и рынка образовательных услуг.
Опыт трудоустройства выпускников вузов в 2008 году свидетельствует, что самостоятельный запрос предприятий на специалистов - выпускников вузов пока не превышает величину их трудоустройства по госзаказу, более того, доля выпускников вузов, трудоустраивающихся самостоятельно, лишь немногим меньше трудоустраивающихся по запросам предприятий (см. рис. 3).
Рисунок 3
Характер трудоустройства выпускников вузов в 2008 году, %
Что касается географии трудоустройства выпускников вузов, то оно носит преимущественно региональный характер (см. рис. 4).
Рисунок
Территориальная структура трудоустройства выпускников вузов в 2008 году, %
В целях контроля эффективности своей работы по подготовке специалистов 30% вузов регулярно ведут панельный лонгитюд- ный учет сведений о профессиональном продвижении выпускников. В 70% вузов определенный учет ведется, но он не носит регулярного характера. Приглашение бывших выпускников в вуз для повышения квалификации практикуют 85% вузов.
Согласно оценкам, высказанным руководителями вузов, в ретроспективе за последние три года спрос на рынке труда на выпускников вузов (по основному профилю) складывался следующим образом. В 2006 году в 20% вузов спрос превышал численность выпускников, в среднем примерно на 40%, в то же время в 70% вузов спрос в целом соответствовал выпуску, а в 10% был ниже, в среднем на 20%. В 2007 году спрос превышал численность выпускников уже в 35% вузов, в среднем на 35%, спрос в целом соответствовал выпуску лишь в 60%, а в 10% спрос был ниже, чем численность выпускников, но уже в среднем на 15%. В 2008 году спрос превысил численность выпускников в 40% вузов в среднем на 40%; в 50% вузов спрос соответствовал численности, и в 10% вузов был ниже выпуска примерно на 10%.
Судя по показателям индекса6 на рис. 5, с 2006 года постоянно наблюдалось увеличение спроса на молодых специали-
6 Для анализа динамики спроса на выпускников вуза построен индекс
где а - доля вузов, в которых выпуск полностью совпал с вели-
чиной спроса на молодых специалистов, b - величина, на которую предложение превышает спрос на выпускников вузов, c - доля вузов с превышением выпуска над спросом, d - величина, на которую спрос превышает предложение выпускников вузов, f - доля вузов с дефицитом выпуска, все величины в % .
стов по сравнению с их выпуском вузами. Некоторое сокращение этого дефицита ожидалось в 2009 году и его увеличение до уровня 2008 года - в последующие периоды (дефицит примерно на 20-30%).
Рисунок 5
Изменение индекса соотношения спроса и предложения до 2011 года на молодых специалистов - выпускников вузов, на российском рынке труда7
В целом в ретроспективе динамика дефицита новых квалифицированных специалистов соответствует общему экономическому росту. Исходя из этой динамики, руководители некоторых вузов испытывают потребность увеличить в ближайшие три года численность студентов в своих вузах. Такое увеличение в 2009 году считали необходимым руководители 40% вузов - в среднем на 15%. В 2010 и 2011 годах - 55% вузов, также в среднем на 15% соответственно. Это означает совокупное увеличение численности студентов в вузах страны не менее чем на один миллион человек, что не реально не только по причине наличия интеллектуального предела, но и по причине негативных демографических процессов. Данные табл. 3 свидетельствуют, что с 2008/2009 учебного года по 2013/2014 учебный год, вследствие неблагоприятных демографических тенденций общая численность студентов вузов страны сократится примерно на 557 тысяч человек, то есть на 17%.
Рассмотрим экспертную оценку динамики спроса на молодых специалистов и квалифицированных рабочих за прошед
Значение индекса изменяется в пределах от «+1» - полное совпадение численности выпускников с величиной спроса на молодых специалистов, до «-1» - все 100% выпускников не пользуются спросом на рынке труда.
шие 5 и на будущие 5 лет8. С учетом нормированного показателя абсолютного роста спроса - «+1» и абсолютного снижения спроса - «-1» эксперты оценили изменение спроса за последние 5 лет и ожидаемый рост спроса в предстоящие 5 лет: на выпускников учреждений НПО - 0,50 и 0,61 соответственно, т.е. ежегодный прирост на 4,4%; на выпускников учреждений НПО - 0,41 и 0,47 соответственно, т.е. ежегодный прирост на 2,8%; на выпускников вузов - 0,45 и 0,53 соответственно, т.е. ежегодный прирост на 3,7%. Эта тенденция имеет следующий вид (см. табл. 2). Из данных табл. 2 следует, что к 2014 году спрос на рынке труда квалифицированных рабочих - выпускников учреждений НПО увеличится в среднем на 25%, на квалифицированных специалистов - выпускников учреждений СПО увеличится в среднем на 15%, на квалифицированных специалистов - выпускников вузов увеличится в среднем на 20%. Этот спрос, по причине действия «демографической ямы», удовлетворить не удастся (см. табл. 3).
Таблица 2
Тенденция роста спроса на молодых специалистов и квалифицированных рабочих на рынке труда, % (за 100% принят уровень спроса по состоянию на 2008 г.)
годы |
спрос на рынке труда |
||
Иа выпускников учреждений ИПО |
Иа выпускников учреждений спо |
Иа выпускников вузов |
|
2008 г. |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2009 г. |
104,4 |
102,8 |
103,7 |
2010 г. |
109,0 |
105,7 |
107,5 |
2011 г. |
113,4 |
108,7 |
111,5 |
2012 г. |
118,4 |
111,7 |
115,6 |
2013 г. |
123,1 |
114,8 |
119,9 |
8 В качестве экспертов выступали руководители служб подбора 400 предприятий и учреждений Российской Федерации. «Индекс динамики спроса» рассчитан
по формуле:
В качестве «стопроцентного» роста
спроса принят нормированный показатель «+1», в качестве «стопроцентного» снижения спроса принят нормированный показатель «-1».Таблица 3
Численность студентов очного обучения в государственных (муниципальных) учреждениях высшего профессионального образования по федеральным округам Российской Федерации
и прогноз до 2014 года, тыс. человек
Федеральные округа |
2003/2004 |
2004/2005 |
2005/2006 |
2006/2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
2012/2013 |
2013/2014 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
3011,1 |
3141,2 |
3196,5 |
3250,8 |
3241,9 |
3292,8 |
3229,8 |
3107,5 |
2959,7 |
2813,8 |
2736,0 |
Центральный федеральный округ |
831,2 |
875,8 |
902,0 |
926,8 |
921,7 |
944,9 |
903,0 |
868,2 |
824,2 |
783,5 |
765,0 |
Северо-западный федеральный округ |
319,0 |
328,8 |
338,1 |
340,8 |
342,1 |
359,4 |
357,2 |
342,9 |
325,4 |
308,5 |
299,7 |
Южный федеральный округ |
392,9 |
411,1 |
423,7 |
434,3 |
437,5 |
435,5 |
431,0 |
417,0 |
397,6 |
379,3 |
368,3 |
Приволжский федеральный округ |
616,5 |
643,1 |
652,2 |
663,1 |
657,4 |
664,6 |
658,1 |
632,3 |
604,6 |
572,9 |
556,2 |
Уральский федеральный округ |
259,2 |
270,6 |
271,4 |
273,9 |
279,4 |
278,7 |
281,4 |
274,0 |
263,2 |
252,8 |
245,4 |
Сибирский федеральный округ |
445,2 |
457,7 |
453,2 |
458,4 |
455,6 |
458,4 |
452,4 |
434 |
413,5 |
391,7 |
379,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
147,1 |
154,1 |
155,9 |
153,5 |
148,2 |
151,3 |
146,7 |
139,1 |
131,2 |
125,1 |
121,5 |
Источник данных до 2008 года: Образование в России: 2007. Статистический бюллетень. М.: Минобрнауки РФ, Федеральное агентство по образованию, Московский государственный университет приборостроения и информатики, 2008, стр. 405.