Молодежь России: социологический портрет - Потребление табачных изделий

    Содержание материала

    Потребление табачных изделий

    Общественное мнение не относит курение к сфере девиации для той части молодежи, которая не учится в школе. Что касается законодательства, то сегодня в России оно не относит курение к девиации ни при каких ситуациях и ни для какой возрастной группы. Во многих экономически развитых странах курение в общественных местах административно наказуемо, так как может нанести вред здоровью других людей. В 1990 годы наблюдалось интенсивное приобщение населения, особенно его женской части, к курению. Активно приобщалась к курению и молодежь. Важна эта проблема потому, что основная масса потребляющих наркотики начинает с каннабиса (конопли), к чему наркодилерам или сверстникам легче вовлечь потенциального потребителя наркотиков, если он ранее курил табак.

    Как обстоят дела с пристрастием молодежи к курению табака? Среди возрастной группы 11-24 года курят табачные изделия 50,6%, т.е. 14,5 млн. человек. Курят среди юношей (мужчин) - 56%, среди девушек (женщин) - 41,7%.

    Значительно меньше курящих - 30,6% - среди тех, кто регулярно занимается спортом и физической культурой, и больше курящих среди тех - 59,7% - кто спортом и физической культурой совсем не занимается.

    По сравнению с 2001 годом, доля молодежи, курящей табачные изделия, увеличилась - с 49,1% до 50,6%, однако ее численность уменьшилась на 1,8 млн. человек, что является следствием «демографической ямы». Курить молодежь начинает очень рано, в 14-16 лет курит почти каждый второй (см. рис. 11).

    Рисунок 11

    Доля и численность курящих в возрастной группе 11-24 года, млн. человек


    Средний показатель возраста начала приобщения молодежи к курению- 14,4 лет, что свидетельствует об увеличении среднего возраста начинающих курить и является благоприятным показателем (см. рис. 12). В 2006 году этот показатель составлял - 14,1 лет, в 2004 - 13 лет, в 2003 - 13,5 лет, в 2002 - 13 лет, в 2001 - 13 лет. Курить табачные изделия впервые начинают юноши в среднем в 14 лет, а девушки в среднем - в 15 лет.

    Рисунок 12

    Доля курящих среди представителей различных возрастных групп, %


    Наиболее велика доля курящих среди неработающей молодежи и учащихся ПТУ (см. рис. 13), однако долю курящих нельзя назвать маленькой и среди школьников, особенно старшеклассников (см. рис. 14).

    Рисунок13

    Доля курящих табачные изделия среди учащейся, работающей и не работающей и не учащейся молодежи в возрасте 11-24 года, %


    Рисунок 14

    Доля учащихся 4-11 классов общеобразовательной школы, курящих табачные изделия %


    Кто приобщает подростков к курению? В основном друзья, на что указали 72,4% опрошенных; 3,1% - родные, 2,8% - другие взрослые и 21,7% - сами решили начать курить.

    Курящая молодежь в возрасте 11-24 года в день выкуривает в среднем 12 сигарет, на одну меньше, чем в 2006 году. Кстати, в 2001, 2002, 2003 и 2004 годах молодежь выкуривала по 12 сигарет в день.

    Девушки выкуривают в день в среднем по 10, а юноши - по 14 сигарет. Даже в младших классах дети курят довольно часто (см. рис. 15).

    Рисунок 15

    Средняя дневная норма сигарет, выкуриваемых учащимися 4-11 классов общеобразовательных школ, потребляющими табачные изделия, %


    Молодежь в возрасте 11-24 года тратит на приобретение табачных изделий в среднем 139 рублей в неделю. В 2006 году этот показатель составлял 103 руб., в 2004 - 91 руб., в 2003 - 83 руб., в 2002 - 71 руб., в 2001 - 64 рубля, т.е. средние затраты молодежи на приобретение табачных изделий в 2009 году по сравнению с 2001 годом увеличились почти в 2 раза (см. табл. 9).

    Таблица 9

    Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение табачных изделий, %

    Годы

    Общая численность потребляющих табачные изделия в группе 11—24 года, млн. человек

    Средняя величина затрат в неделю на одного потребляющего, рублей

    Средняя величина затрат в год на одного потребляющего, рублей

    Суммарные затраты в год

    Процент роста относительно 2001г.

    Млн рублей

    Млн долларов США

    2001

    16,3

    64

    3328

    54 246,4

    1 870,6

    100,0

    2002

    16,4

    71

    3692

    60 548,8

    2 018,3

    107,9

    2003

    16,2

    83

    4316

    69 919,2

    2 497,1

    133,5

    2004

    16,8

    91

    4732

    79 497,6

    2 741,3

    146,5

    2006

    14,2

    103

    5356

    76 055,2

    2 816,9

    150,6

    2009

    14,5

    139

    7228

    104 806

    3 614

    193,2


    Составим общую сводную таблицу расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (наркотические вещества, алкогольные напитки, табачные изделия, см. табл. 11).

    Данные рис. 16 свидетельствуют о резком увеличении расходов несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (с 2001 по 2003 год на 180%), именно за счет роста в них доли наркотиков. За этот же период доля расходов на табачные изделия возросла на 34%, алкогольных напитков - на 9%, а наркотических веществ - на 350%. В 2004-2006 годах наблюдалась некоторая стагнация оборота психоактивных веществ: рост общего оборота, выраженного в долларах США, на 7%, при этом расходы на приобретение табачных изделий выросли на 3%, алкогольных напитков - на 5%, наркотических веществ - на 15%. Зато за период 2006-2009 годы вновь наметился резкий рост затрат молодежи на приобретение психоактивных веществ, причем

    Таблица 11

    Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ, %

    Годы

    Суммарные затраты в год на приобретение табачных изделий

    суммарные затраты в год на приобретение алкогольных напитков

    суммарные затраты в год на приобретение наркотических веществ

    суммарные затраты в год на приобретение психоактивных веществ

    Млн рублей

    Млн

    долларов США

    Млн рублей

    Млн

    долларов США

    Млн рублей

    Млн

    долларов США

    Млн рублей

    Млн

    долларов США

    2001

    54 246

    1 871

    72 194

    2 490

    44 594

    1 522

    171 034

    5 883

    2002

    60 549

    2 018

    81 061

    2 702

    93 392

    3 113

    235 002

    7 833

    2003

    69 919

    2 497

    82 025

    2 930

    148 509

    5 304

    300 453

    10 731

    2004

    79 498

    2 741

    99 828

    3 442

    58 212

    2 007

    237 538

    8 190

    2006

    76 055

    2 817

    97 310

    3 604

    62 543

    2 316

    235 908

    8 737

    2009

    104 806

    3 614

    122 726

    4 232

    116 790

    4 027

    344 322

    11 873


    за счет роста расходов на все их виды, что является следствием роста розничных цен из-за высокой инфляции. Так, с 2006 по 2009 год суммарные затраты молодежи на приобретение психоактивных веществ выросли на 46%, в том числе на приобретение табачных изделий - на 38%, алкогольных напитков - на 26%, наркотических веществ - на 87%.

    С апреля 2008 по апрель 2009 года суммарные расходы несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (табачные изделия, алкоголь, наркотики) составили почти 12 миллиардов долларов США, что является самым высоким показателем с 2001 года, тем более если учесть, что за этот период численность молодежи в возрасте 11-24 года уменьшилась на 2,4 млн. человек, т.е. на 11%, а суммарные расходы этой группы населения на приобретение психоактивных веществ за тот же период увеличились в 102% (см. рис. 16).

    Рисунок 16

    Динамика расходов молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ в течении 2001-2009 годов, млн долларов США


    Для наглядного изображения ситуации введем коэффициент, показывающий, сколько долларов США в год затрачено на приобретение психоактивных веществ молодежью в возрасте 11-24 года в расчете на одного жителя Российской Федерации этой же возрастной категории. Судя по данным рис. 17, с 2006 года наблюдается интенсивный рост расходования средств на все виды психоактивных веществ, в первую очередь - на наркотики.


    Please publish modules in offcanvas position.