Потребление табачных изделий
Общественное мнение не относит курение к сфере девиации для той части молодежи, которая не учится в школе. Что касается законодательства, то сегодня в России оно не относит курение к девиации ни при каких ситуациях и ни для какой возрастной группы. Во многих экономически развитых странах курение в общественных местах административно наказуемо, так как может нанести вред здоровью других людей. В 1990 годы наблюдалось интенсивное приобщение населения, особенно его женской части, к курению. Активно приобщалась к курению и молодежь. Важна эта проблема потому, что основная масса потребляющих наркотики начинает с каннабиса (конопли), к чему наркодилерам или сверстникам легче вовлечь потенциального потребителя наркотиков, если он ранее курил табак.
Как обстоят дела с пристрастием молодежи к курению табака? Среди возрастной группы 11-24 года курят табачные изделия 50,6%, т.е. 14,5 млн. человек. Курят среди юношей (мужчин) - 56%, среди девушек (женщин) - 41,7%.
Значительно меньше курящих - 30,6% - среди тех, кто регулярно занимается спортом и физической культурой, и больше курящих среди тех - 59,7% - кто спортом и физической культурой совсем не занимается.
По сравнению с 2001 годом, доля молодежи, курящей табачные изделия, увеличилась - с 49,1% до 50,6%, однако ее численность уменьшилась на 1,8 млн. человек, что является следствием «демографической ямы». Курить молодежь начинает очень рано, в 14-16 лет курит почти каждый второй (см. рис. 11).
Рисунок 11
Доля и численность курящих в возрастной группе 11-24 года, млн. человек
Средний показатель возраста начала приобщения молодежи к курению- 14,4 лет, что свидетельствует об увеличении среднего возраста начинающих курить и является благоприятным показателем (см. рис. 12). В 2006 году этот показатель составлял - 14,1 лет, в 2004 - 13 лет, в 2003 - 13,5 лет, в 2002 - 13 лет, в 2001 - 13 лет. Курить табачные изделия впервые начинают юноши в среднем в 14 лет, а девушки в среднем - в 15 лет.
Рисунок 12
Доля курящих среди представителей различных возрастных групп, %
Наиболее велика доля курящих среди неработающей молодежи и учащихся ПТУ (см. рис. 13), однако долю курящих нельзя назвать маленькой и среди школьников, особенно старшеклассников (см. рис. 14).
Рисунок13
Доля курящих табачные изделия среди учащейся, работающей и не работающей и не учащейся молодежи в возрасте 11-24 года, %
Рисунок 14
Доля учащихся 4-11 классов общеобразовательной школы, курящих табачные изделия %
Кто приобщает подростков к курению? В основном друзья, на что указали 72,4% опрошенных; 3,1% - родные, 2,8% - другие взрослые и 21,7% - сами решили начать курить.
Курящая молодежь в возрасте 11-24 года в день выкуривает в среднем 12 сигарет, на одну меньше, чем в 2006 году. Кстати, в 2001, 2002, 2003 и 2004 годах молодежь выкуривала по 12 сигарет в день.
Девушки выкуривают в день в среднем по 10, а юноши - по 14 сигарет. Даже в младших классах дети курят довольно часто (см. рис. 15).
Рисунок 15
Средняя дневная норма сигарет, выкуриваемых учащимися 4-11 классов общеобразовательных школ, потребляющими табачные изделия, %
Молодежь в возрасте 11-24 года тратит на приобретение табачных изделий в среднем 139 рублей в неделю. В 2006 году этот показатель составлял 103 руб., в 2004 - 91 руб., в 2003 - 83 руб., в 2002 - 71 руб., в 2001 - 64 рубля, т.е. средние затраты молодежи на приобретение табачных изделий в 2009 году по сравнению с 2001 годом увеличились почти в 2 раза (см. табл. 9).
Таблица 9
Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение табачных изделий, %
Годы |
Общая численность потребляющих табачные изделия в группе 11—24 года, млн. человек |
Средняя величина затрат в неделю на одного потребляющего, рублей |
Средняя величина затрат в год на одного потребляющего, рублей |
Суммарные затраты в год |
Процент роста относительно 2001г. |
|
Млн рублей |
Млн долларов США |
|||||
2001 |
16,3 |
64 |
3328 |
54 246,4 |
1 870,6 |
100,0 |
2002 |
16,4 |
71 |
3692 |
60 548,8 |
2 018,3 |
107,9 |
2003 |
16,2 |
83 |
4316 |
69 919,2 |
2 497,1 |
133,5 |
2004 |
16,8 |
91 |
4732 |
79 497,6 |
2 741,3 |
146,5 |
2006 |
14,2 |
103 |
5356 |
76 055,2 |
2 816,9 |
150,6 |
2009 |
14,5 |
139 |
7228 |
104 806 |
3 614 |
193,2 |
Составим общую сводную таблицу расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (наркотические вещества, алкогольные напитки, табачные изделия, см. табл. 11).
Данные рис. 16 свидетельствуют о резком увеличении расходов несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (с 2001 по 2003 год на 180%), именно за счет роста в них доли наркотиков. За этот же период доля расходов на табачные изделия возросла на 34%, алкогольных напитков - на 9%, а наркотических веществ - на 350%. В 2004-2006 годах наблюдалась некоторая стагнация оборота психоактивных веществ: рост общего оборота, выраженного в долларах США, на 7%, при этом расходы на приобретение табачных изделий выросли на 3%, алкогольных напитков - на 5%, наркотических веществ - на 15%. Зато за период 2006-2009 годы вновь наметился резкий рост затрат молодежи на приобретение психоактивных веществ, причем
Таблица 11
Динамика расходования средств молодежью в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ, %
Годы |
Суммарные затраты в год на приобретение табачных изделий |
суммарные затраты в год на приобретение алкогольных напитков |
суммарные затраты в год на приобретение наркотических веществ |
суммарные затраты в год на приобретение психоактивных веществ |
||||
Млн рублей |
Млн долларов США |
Млн рублей |
Млн долларов США |
Млн рублей |
Млн долларов США |
Млн рублей |
Млн долларов США |
|
2001 |
54 246 |
1 871 |
72 194 |
2 490 |
44 594 |
1 522 |
171 034 |
5 883 |
2002 |
60 549 |
2 018 |
81 061 |
2 702 |
93 392 |
3 113 |
235 002 |
7 833 |
2003 |
69 919 |
2 497 |
82 025 |
2 930 |
148 509 |
5 304 |
300 453 |
10 731 |
2004 |
79 498 |
2 741 |
99 828 |
3 442 |
58 212 |
2 007 |
237 538 |
8 190 |
2006 |
76 055 |
2 817 |
97 310 |
3 604 |
62 543 |
2 316 |
235 908 |
8 737 |
2009 |
104 806 |
3 614 |
122 726 |
4 232 |
116 790 |
4 027 |
344 322 |
11 873 |
за счет роста расходов на все их виды, что является следствием роста розничных цен из-за высокой инфляции. Так, с 2006 по 2009 год суммарные затраты молодежи на приобретение психоактивных веществ выросли на 46%, в том числе на приобретение табачных изделий - на 38%, алкогольных напитков - на 26%, наркотических веществ - на 87%.
С апреля 2008 по апрель 2009 года суммарные расходы несовершеннолетних и молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ (табачные изделия, алкоголь, наркотики) составили почти 12 миллиардов долларов США, что является самым высоким показателем с 2001 года, тем более если учесть, что за этот период численность молодежи в возрасте 11-24 года уменьшилась на 2,4 млн. человек, т.е. на 11%, а суммарные расходы этой группы населения на приобретение психоактивных веществ за тот же период увеличились в 102% (см. рис. 16).
Рисунок 16
Динамика расходов молодежи в возрасте 11-24 года на приобретение психоактивных веществ в течении 2001-2009 годов, млн долларов США
Для наглядного изображения ситуации введем коэффициент, показывающий, сколько долларов США в год затрачено на приобретение психоактивных веществ молодежью в возрасте 11-24 года в расчете на одного жителя Российской Федерации этой же возрастной категории. Судя по данным рис. 17, с 2006 года наблюдается интенсивный рост расходования средств на все виды психоактивных веществ, в первую очередь - на наркотики.