Молодежь России: социологический портрет - Готовность жертвовать личными интересами ради блага страны

    Содержание материала

    Готовность жертвовать личными интересами ради блага страны

    в сильной степени зависит от чувства патриотизма. Среди тех, кто ощущает себя патриотом России, готовы безоговорочно жертвовать личными интересами 20,4%, не готовы - 7,8%; среди тех, кто не ощущает себя патриотом России, жертвовать личными интересами готовы 1,2%, не готовы - 63,4%.

    Рисунок 6

    Готовность молодежи, являющейся сторонником тех или иных идейно-политических течений, жертвовать своими интересами во благо страны*, %

    ^Примечание: дополнение до 100% показателей при соответствующих смежных столбцах составляют те, кто готовы жертвовать при определенных условиях или затруднились ответить.


    Вместе с тем, жертвенность, подчинение личных интересов государственным не всегда связаны с патриотизмом. Наличие такой жесткой связи часто ставила бы гражданина перед дилеммой: жертвовать друзьями, родными, семьей. Такие дилеммы населению СССР приходилось решать во времена сталинской диктатуры. Здесь уместно вспомнить образ героя-пионера Павлика Морозова, предавшего отца при реквизиции государством на селе зерна «в пользу рабочих», а также публичные отречения детей от своих осужденных по политическим мотивам родителей, арест членов семей высоких партийных, административных и хозяйственных руководителей37.

    В понимании молодым поколением патриотизма сейчас становится доминирующей формула «Родина начинается с се-

    37 См.: Рыбаковский Л.Л. Демография (статьи XXI века). М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2009, стр. 7-11.

    мьи». Поэтому понятно разнообразие позиции молодежи при выборе - жертвовать или не жертвовать личными интересами ради интересов государства: 7,7% - готовы жертвовать «безоговорочно», 30,1% - готовы жертвовать, в зависимости от того, о каких интересах страны идет речь, 22,6% - готовы жертвовать в зависимости от того, о каких личных интересах пойдет речь, 27,2% - не готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства, 12,4% - затруднились ответить.

    Среди молодежи мало таких, кто готов жертвовать своими интересами «безоговорочно», однако в целом от принципа жертвенности не отказываются 60,4%. Но часть готовы жертвовать, ориентируясь по значимости интересов страны, а другая часть - ориентируясь по значимости приносимых в жертву личных интересов. такая позиция молодежи соответствует изменившемуся спектру идеалов и ценностей, господствовавших в прежнем советском государстве. Сегодня нет лозунга «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи», провозглашавшегося в качестве самого актуального; ушли в забвение «Моральные принципы молодого строителя коммунизма», почти полностью заимствованные из заповедей Моисея; из каждодневных политических программ СМИ полностью исчезла хула «загнивающему капитализму» и т.д. Вместо этого есть «политический плюрализм» - от идей свободного рынка и до обновленного социализма и неофашизма; понятия богатый и бедный, бомж и олигарх, «призрак коммунизма» и виртуальное обогащение в малом бизнесе; «кидальчес- тво» инвестиционных фондов, обманутые вкладчики финансовых пирамид и обманутые пайщики жилищных фондов; убогость многих пенсионеров и «бриллиантовый блеск» Рублевки; понятие «просящей» провинции и «жирующего» центра. На таких понятиях трудно строить патриотизм капиталистического толка, но можно консолидировать молодежь в рамках правового государства, если удастся достичь консенсуса личных интересов граждан и общественных интересов государства. Всё это должно регулироваться правом в надежде, что нравственность «приложится сама по себе», хотя перспективы намечены и в этом плане. Так, с сентября 2009 года президентским указом в школах ряда регионов страны введено преподавание основ религии, а для не желающих изучать этот предмет - истории религии или гражданской этики. Ожидается, что эта мера в большой степени будет содействовать нравственному воспитанию подрастающего поколения.

    Пока же приходится констатировать, что ощущают себя патриотами в полной мере 32,7% и не в полной мере - 41,7% молодежи. Не ощущают себя патриотами 17,1% и затрудняются определиться по этому поводу 8,5%. Итого в сумме неблагоприятную позицию занимают 25,6% молодежи.

    Высока доля ощущающих себя патриотами страны среди той части молодежи, которая считает Россию правовым демократическим государством, - 43,7% или госкапитализмом - 31%. Доля патриотов среди считающих Россию слабоуправля- емым государством равна 23,3%, а доля занимающих неблагоприятную позицию - 36,4%. Таким образом, чем выше в стране социальный дискомфорт, тем слабее у молодежи чувство патриотизма.

    Среди молодежи, ощущающей себя гражданином Российской Федерации, доля ощущающих себя патриотом России в полной мере составляет 36,1%, а не ощущающих себя патриотом или неопределившихся в своей патриотической позиции - 22,7%. Эти показатели среди ощущающих себя гражданином «своей национальности» составляют соответственно 22,8% и 35,9%.

    Среди молодежи, считающей, что Россия - это правовое государство, ощущают себя патриотами в полной мере 45%, не ощущают себя таковыми 18,5%. Эти показатели для тех, кто не считает Россию правовым государством, составляют соответственно 17,4% и 45,3%.

    Аналогичная зависимость наблюдается в позициях молодежи по вопросу о патриотизме, когда речь идет о её правовой защищенности. Среди считающих, что они правом защищены полностью, доля ощущающих себя патриотами России в полной мере составляет 52,9%, а не ощущающих себя патриотами России - 20,2%. Эти показатели среди считающих себя в правовом отношении незащищенными составляют соответственно 21,1% и 44%.

    Доля ощущающих себя патриотами России в полной мере среди молодежи, считающей западную цивилизацию образцом для всех, - 27,2% (не ощущающих себя таковыми - 35,4%), а среди молодежи, считающей основой своей духовности российские традиции, - 47,7% (не считают себя патриотами - 13,6%).

    Примерно у трети молодежи имеются проблемы с сочетанием двух форм названия государства - Российской Федерации и России. Считают, что оба названия выражают одно и то же - 64,3% молодежи; среди русских - 65,1%, украинцев и белорусов - 56,7%, татар - 60,3%, представителей малочисленных этносов - 51,1%. 26,6% молодежи (среди украинцев и белорусов - 40%, представителей малых народов - 31,9%) считают, что Российская Федерация - это государство многих народов, а Россия - это только та часть страны, где проживают преимущественно русские. Нет однозначной позиции по поводу сочетания двух видов названия государства у 9,1% молодежи. Подобные проблемы с идентификацией двух используемых названий государства имеют место у большинства представителей всех возрастных групп молодежи.

    Отношение молодежи к Западу и западной цивилизации «взвешенное», основная масса - 61,5% - придерживается мнения, что в этой цивилизации много и хорошего, и плохого. Мало таких, кто убежден, что западная цивилизация доказала своё мировое превосходство, как образец для всех остальных народов - 13%, но и таких, кто видит в Западе больше плохого, чем хорошего - 15,1%. Доля относящихся к западной цивилизации безразлично - 10,4%.

    Более позитивным является отношение молодежи к российским традициям и стилю жизни: 40% опрошенных считают (среди русских - 40,7%, украинцев и белорусов - 23,3%, татар - 33,3%, представителей других этносов - последователей ислама - 40%, представителей малочисленных этносов - 36,2%), что российские традиции и стиль жизни - это основа духовности своего народа, которую надо возрождать и развивать. Такая позиция молодежи, по всей видимости, следствие того, что в период советской истории народ Российской Федерации вобрал в свою культуру многие элементы большинства населявших страну этносов, совместно с которыми русские переживали благоприятные и неблагоприятные этапы в истории великого государства.


    Please publish modules in offcanvas position.