Специальная педагогика. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 76. Виды нарушений опорно- двигательного аппарата

    Содержание материала

    Вопрос 76. Виды нарушений опорно- двигательного аппарата

    1. Общие понятия о нарушениях опорно-двигательного аппарата

    2. Заболевания нервной системы

    3. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата

    4. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата


     О. Г. Приходько определяет следующие виды патологии опорно- двигательного аппарата:

    ✓ заболевания нервной системы;

    ✓ врожденная патология двигательного аппарата;

    ✓ приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

    Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у 5—7% детей.

    Основную массу среди них (89%) составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). У таких детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями. Им необходимы:

    ✓ лечебная и социальная помощь;

    ✓ психолого-педагогическая и логопедическая коррекция.

    Другие указанные выше категории детей, как правило, не нуждаются в условиях специального образования. Тем не менее всем категориям детей требуется поддержка в процессе их социальной адаптации, имеющей такие направления:

    ✓ приспособление окружающей среды к ребенку (с помощью специальных технических средств передвижения, особых предметов обихода, несложных приспособлений на улице, в подъездах и т. п.);

    ✓ приспособление самого ребенка к обычным условиям социальной среды).

    2.  К заболеваниям нервной системы относятся:

    ✓ детский церебральный паралич (ДЦП);

    ✓ полиомиелит (воспаление серого вещества спинного мозга; острый полиомиелит — инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, характеризующееся параличами).

    3.  Врожденная патология двигательного аппарата:

    ✓ врожденный вывих бедра;

    ✓ кривошея;

    ✓ косолапость и другие деформации стоп;

    ✓ аномалии развития позвоночника (сколиоз);

    ✓ недоразвитие и дефекты конечностей;

    ✓ аномалии развития пальцев кисти;

    ✓ артрогрипоз (врожденное уродство).

    4.  Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

    ✓ травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;

    ✓ полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов);

    ✓ заболевания скелета — туберкулез, опухоли костей, остеомиелит (воспаление костного мозга с поражением всех элементов кости);

    ✓ системные заболевания:

    • хондродистрофия — врожденное заболевание костно-хрящевой системы, характеризующееся неправильным, непропорциональным ростом частей тела и нарушением окостенения, вследствие чего у больного наблюдается карликовый рост, укороченные конечности при нормальной длине позвоночника;

    • разит — заболевание, вызванное витаминной недостаточностью и характеризующееся нарушением обмена веществ и поражением функций ряда органов и систем; наблюдается главным образом у детей грудного возраста.

    Использованные источники:

    Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 316—317.

    Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 183-184.

    Словарь иностранных слов.


    Please publish modules in offcanvas position.