Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - эффективность двух основных форм социализации в тюрьме

    Содержание материала

    эффективность двух основных форм социализации в тюрьме

    Рыночный императив ставит под вопрос эффективность двух основных форм социализации в тюрьме: неформальных категорий и семьи заключенных. Во-первых, коммерсанты и другие осужденные за экономические преступления лица (барыги), ранее не имевшие особого голоса в тюремном сообществе, начинают приобретать значительное влияние. С одной стороны, «для меня коммерсант - это барыга, я не признаю в нем человеческого существа. Нам запрещено общаться с петухами, так вот для меня то же самое верно и в отношении барыг»216. С другой стороны, наличие в распоряжении барыг значительных ресурсов позволяет им     уважение окружающих. «Раньше его барыгой называли, сейчас он кооператор, коммерсант, его греют. Конечно, к нему относятся - пригоняют машину, ну, конечно, он все себе берет, ну отдает остальное, чтобы только машину пропустили. Вот, пожалуйста - и смотрящий»217. Иными словами, контраст между богатством барыг и бедностью обычных заключенных218 обусловливает зависимое положение последних.

    118

    Варианты ответов

    Россия, N = 902

    Казахстан, N = 396

    Франция, N=59

    Любые средства хороши

    39,1

    43,8

    5,1

    Через восстановление связей

    23,6

    26,5

    45,8

    Посредством следования нормам морали и нравственности

    23,5

    20,5

    13,6

    Посредством выполнения требований закона

    13

    10,5

    28,8

    Через использование установленных здесь связей

    5,8

    4,1

    X


    Зависимость материализуется в купле-продаже мест в теневой тюремной иерархии, вплоть до должностей смотрящих и званий воров в законе. «Есть такие воры в законе, которые никогда и в тюрьме-то не были. Они могут выполнять функции вора в законе, но я не могу уважать таких воров»219. Подчеркнем, что первые прецеденты «коронования» тех, кто сделал особенно важный вклад в общак, были известны еще во второй половине 80-х годов. Сходка воров в законе, состоявшаяся 24 ноября 1983 г. в Краснодаре, впервые поддержала идею сближения воров в законе и теневых предпринимателей, цеховиков220. Торговля высшим тюремным званием неизбежно влечет за собой его социальное обесценение. «Дело в том, что когда сам авторитет раньше не имел этого всего (напомним в этой связи запрет на материальные владения, см. раздел 2.2.5), то к нему стремились все за советом, потому что он не хапал, все знали, что он отдает это на общее дело. А сейчас получается это наоборот - что вот он все имеет, а они озлобились, потому что они сами тоже хотели иметь это... Да, часто так бывает, что прав больше тот, кто больше заплатит»221.

    Чтобы достойно отреагировать на рыночный императив, воры в законе стремятся контролировать как можно больше финансовых средств. Однако при этом им не удается найти компромисс между логикой максимизации краткосрочной выгоды и традиционными ценностями тюремной субкультуры. Скорее, в тюрьме наблюдается экспансия «сверху донизу» (т.е. начиная с воров в законе) логики постсоветского рынка. «Выгода - вот их действительная мотивация, их настоящее эго, которое нацеливает всю деятельность на поиск удовлетворения» . «Причем, обоснованно теряется авторитет (воров), потому что эти люди, которые идут против воровского, хоть их и объявляют «беспределыцики» там, «махновцы», они тоже имеют что сказать. Они могут сказать: «Слушай, ты свою набиваешь кишку, поналовил миллионов, а ты об арестантах подумал?»223.

    Во-вторых, приоритет меркантильных интересов начинает ощущаться даже внутри семьи заключенных, этой священной основы «маленького» общества. Число заключенных, предпочитающих в одиночестве переносить тяготы тюрьмы, непрерывно растет, особенно среди вновь прибывающих. «Раньше не было этой канители, семейники - не семей- ники, нашел себе товарища и живешь, а не то что большими семьями. Да и тут я смотрю они не очень-то так. Да и зачем ему - вот он зарабатывает деньги, а я сижу в зоне и не могу заработать. Зачем он меня будет... Стараются отпихнуть как-то»224. Впрочем, не исключены «браки по расчету». Бедные заключенные стремятся войти в семьи более состоятельных по тюремным меркам людей. Подчеркнем, что такие «браки по расчету» крайне неустойчивы ввиду оппортунистического поведения членов семьи. «Допустим, я поднялся на отряд, а к нему не ездят, а ему хочется, чтобы это, это и чтоб все сразу. И он подтягивает меня, и я, конечно, говорю, давай, какие проблемы. Ко мне приезжают, он меня объедает и бросает. Мне потом все объяснили»225.

    Можно предложить следующую модель нашествия «варваров» в тюремный мир классического образца. Оно происходит как «снизу», с появлением «маргаринов», так и «сверху», с коммерциализацией деятельности воров в законе. Встреча между арестантом, носителем традиционных ценностей, и «маргарином», носителем квазирыночных ценностей, завершается проигрышем первого и выигрышем последнего (на арго - барыга всегда сможет «кинуть» более честного партнера). Аналогия с настоящим браком по расчету здесь кажется вполне уместной. Пусть т - число «торговцев» среди N (общего населения тюремного мира). Следовательно, m/N - вероятность, с которой заключенный выбирает меркантильную стратегию в своих повседневных контактах, а I - m/N/-вероятность того, что заключенный будет вести

    себя согласно понятиям. Мы можем отобразить стохастический про цесс взаимодействия между двумя заключенными с помощью следу ющей матрицы (табл. 119).

    119


    Чтобы первый заключенный считал разумным выполнение предписаний понятий, требуется, чтобы:


    Иначе говоря, если число «маргаринов» превышает половину тюремного сообщества, все заключенные будут заинтересованы вести себя «меркантильно» (графическая интерпретация предложена на рис. 29)226. Учитывая, что число приверженцев традиционных понятий, по оценкам самих заключенных, не превышает критического уровня в 50% (в Казахстане это число несколько больше, как следует из табл. 116), перспективы самовоспроизводства «маленького» тюремного сообщества представляются туманными. «Вообще во всех зонах идет какая-то нездоровая обстановка. В основном движение какое-то ненормальное, ментовско廧27

    . 29


    Возрастной анализ выборки заключенных подтверждает, что нестабильность «маленького» общества, вызванная рыночным шоком, будет только усугубляться с течением времени. Уровень межличностного доверия, уже критически низкий в тюремной среде, имеет свой минимум

    в возрастной группе от 20 до 25 лет (только 10,5% среди них считают, что доверять людям можно)228. Максимальный же уровень доверия (17,8%) наблюдается в возрастной группе от 30 до 35 лет. Однако представителей именно этой возрастной категории становится в тюрьме все меньше и меньше. «Раньше люди были откровеннее друг с другом, понимаете? Они были дружнее между собой, пусть они даже бились между собой почаще, но они были откровеннее и могли в глаза сказать то, что они сами думают. А сейчас контингент такой приезжает, что им проще надеть маску, согласиться на все, а самим сделать по-своему.. »229.

    Анализ взаимного влияния двух реформ подтверждает факт неустойчивости равновесия «маленького» общества при воздействии внешних шоков. Рыночный вызов несет в себе угрозу принципам функционирования «маленького» общества. Он разрушает традиционную («сильную») солидарность, не способствуя в то же самое время ее превращению в «слабую» солидарность. Рыночная экспансия ставит под вопрос порядок, на котором основывается «маленькое» общество. «Если каждое человеческое существо руководствуется только своим собственным интересом, то эти интересы оказываются несовместимы и возникает хаос с непредсказуемой динамикой»230. Такие тенденции наблюдаются и в тюремном, и в постсоветском обществах. И они делают особенно настоятельным изменение природы данных обществ. Либо «маленькое» общество постепенно превращается в «большое», либо его внутренние механизмы перестают обеспечивать более или менее стабильный порядок, каким бы локальным и «несовременным» по своей природе он ни был, и возникает угроза полной десоциализации и разрушения любых социальных связей. А десоциализация, в свою очередь, усугубляет бессилие и неспособность к самостоятельным действиям индивидов. «Администрация сейчас, собственно, добилась своего-то, живут люди разрозненно, ну, о чем говорила раньше администрация, то сейчас и происходит, самоедство и все прочее»231. Именно в контексте десоциализации наблюдается полное отсутствие субъектов232. В обоих рассматриваемых случаях становится невозможным избежать без выхода за рамки «маленького» общества полной зависимости индивидов от легальной власти.


    Please publish modules in offcanvas position.