Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - ЗАКЛЮЧЕНИЕ: понятие «мафия» в постсоветском контексте

    Содержание материала

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ: понятие «мафия» в постсоветском контексте

    Тенденция к воспроизводству «маленького» общества и незавершенный характер модернизации — таковы основные факторы, определяющие постсоветский институциональный кон текст. Изменение видимых на поверхности социально-экономических форм не сопровождается модификацией основ повседневной жизни, ее конституции. Тем не менее сопротивляемость изменениям «маленького» общества остается единственной гарантией против наступления под воздействием внешних шоков, в том числе и спровоцированных реформами 90-х годов, полного хаоса и беспредела. Нел и повседневная жизнь продолжает оставаться приемлемой, то главным образом благодаря стабильности правил игры, какими бы несовременными они ни оказывались. Рассмотрим данное утверждение более подробно.

    В «маленьком» обществе доверие возможно лишь в локальной и персонифицированной форме, что делает невозможным появление коллективного субъекта. Деятельность субъектов всегда ограничивается рамками группы «своих», которая и служит основой повседневной жизни. Чтобы перейти «через Рубикон» персонифицированного доверия, субъектам требуется опора на легальные нормы, обязывающие людей выполнять добровольно приня тые па себя обязательства и по отношению к «своим», и по отношению к «чужим». Однако навязанный и ограничительный характер легальной власти не позволяет пересечь эту реку, которая простирается на пути к «большому» обществу. Колее того, государство сознательно пресекает всякие попытки оформления коллективного субъекта, способствуя, таким образом, образованию пустыни между повседневной жизнью групп «своих» и властью. Разорванное общество, или «общество в форме песочных часов», становится материализацией русской/советской/постсоветскон модели взаимодействия власти и граждан.

    Возвращаясь к аналитической схеме, предложенной во введении, мы можем теперь ее уточнить. Два «полюса» «общества в форме песочных часов» существуют практически автономно и независимо друг от друга (рис. 30). Незавершенный характер модернизации, незавершенность строительства «большого» общества означает, что каждый элемент социальной конструкции представляет собой самодостаточную «солнечную систему» в миниатюре, маленькое общество.

    Рис. 30


    Отсутствие системы правосудия, признанного всеми акторами, обусловливает сосуществование множество правосудий, — по числу «маленьких» обществ. Отсутствие системы социального и политического представительства интересов граждан в масштабах всей страны стимулирует развитие механизмов социального представительства, действие которых ограничено рамками группы «своих». Неспособность управлять насилием современными методами, т.е. через его институ- ционализацию, объясняет рецидивы использования насилия даже внутри групп «своих», и т.д. В действительности такая картина заставляет вспомнить об автаркической, изолированной экономике, которая производит все необходимые товары и услуги сама, без использования преимуществ международной торговли и системы международного разделения труда. В конечном счете, все необходимые компоненты производятся, но ценой больших издержек, меньшего выбора и исключения из международного рынка (являющегося в этом примере аналогом «большого» общества).

    Впрочем, негативный компромисс граждан с государством, девизом которого могла бы быть следующая фраза: «Если государство позволит нам организовывать повседневную жизнь по-своему, то мы не будем ставить вопрос о характере легальной власти», менее всего предполагает статичную ситуацию. Такой компромисс отражает результат двух противоположных тенденций: желания государства расширить сферу контроля повседневной жизни и обратно направленного желания граждан освободиться из-под влияния государства, жить самостоятельно'. В общем и целом история рассматриваемой страны сводится к бесконечным колебаниям между крайностями: от доминирования центробежных сил — к доминированию центростремительных, от авторитаризма — к локализму и обратно. Историк и социальный философ Александр Ахиезер разделяет российскую историю от Киевской Руси вплоть до 90-х годов двумя циклами, каждый из которых начинается с экспансии локальных ценностей и норм, а завершается укреплением авторитарной власти2 (табл. 124). Как представляется, новейшая история сводится к экстраполяции указанных тенденций.

    Таблица 124

    Доминирующие модели социальных отношений

    Этапы первого цикла (от древности до 1917г.)

    Этапы второго цикла (от 1917 г. до 1991 г.)

    Ранний соборный идеал

    Киевская Русь

    1917 — первая половина 1918

    Умеренный ранний авторитарный идеал

    От правления Ивана Калиты до Смуты

    Военный коммунизм

    Идеал раннего компромисса

    От Смуты до царствования Алексея Михайловича

    Новая экономическая политика

    Крайний авторитаризм

    От царствования Алексея Михайловича до царствования Анны Ивановны

    Эпоха Иосифа Сталина

    Идеал позднего компромисса

    1762 г, (освобождение дворянства) — 1825 г. (движение декабристов)

    «Оттепель» (эпоха Никиты Хрущева)

    Поздний авторитарный идеал

    Царствование Николая I

    Эпоха Леонида Брежнееа

    Поздний соборный идеал

    Реформы второй половины XIX в.

    Перестройка (эпоха Михаила Горбачева)


    Бесконечные колебания подтверждают, что государство в этой стране лишено своей собственной логики, которую в западных странах называют гражданским императивом, заключающимся в подчеркивании значимости общего интереса {inieret general) в отличие от интересов частных (в используемых здесь терминах гражданский императив значим в рамках согласованной власти). «Суверен гражданского общества олицетворяет конвергенцию волн отдельных лиц, когда граждане дистанцируются от своих частных интересов и подчиняют их общему благу»3. Напротив, российское государство само воспроизводит логику «маленького» общества. По выражению Оноре де Бальзака, «закон общего интереса [...] замещается законом интереса частного». «Такое государство не является совокупностью институтов, но персонификацией нации, народа, в результате чего глава государства также напрямую связан с нацией, с народом»4.

    Таким образом, все зависит от частных интересов группы «своих» людей у власти: интересов фискальных, интересов в геополитической игре и т.д. Государство в «маленьком» обществе всегда ориентировано на максимизацию ренты группы, контролирующей власть, какими бы популистскими ни были официальные слоганы. Такая целевая функция не имеет ничего общего с максимизацией благосостояния граждан общества в целом. Это государство близко к идеальному типу, который назван Дугласом Нортом эксплуататорским государством5. Его интересы могут временно совпадать как с усилением контроля за повседневной жизнью граждан, так и с ее либерализацией, единственным значимым фактором следует признать политическую и социально-экономическую конъюнктуру, складывающуюся на данный момент. Вероятно, в сверхдлинных циклах Кондратьева стоит искать еще одно объяснение циклических колебаний между авторитарной моделью государства (навязанной властью) и государством — «ночным сторожем» (рассогласованной властью/'.

    Идея государства как одной из групп «своих» людей наряду с другими, единственное отличие которой заключается и значимости ресурсов, контролируемых «своими» у кормила власти, позволяет нам правильнее интерпретировать устойчивые ассоциации государства со словом «мафия» в сознании простых граждан. На первый взгляд ответы па вопрос «Что вы понимаете под словом "мафия"?», заданный сотрудниками ВЦИОМ в начале 90-х годов, кажутся удивительными. Более чем в двух третях ответов так или иначе упоминается государство (табл. 125)7!

    Таблица 125

    Деятельность в теневом секторе экономики

    43

    Бюрократы из министерств и ведомств

    36

    Партийно-государственный аппарат

    34

    Криминальные элементы

    25



    Please publish modules in offcanvas position.