Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - Примечания

    Содержание материала

    Примечания

    Elster J., «Economic Order and Social Norms» // Journal of Institutional and Theoretical Economics, 1988, Vol.144, № 2, p. 357 (русский перевод - Эль- сгер Ю., «Социальные нормы и экономическая теория» // THESIS:

    . 1993. том

    3).

    Troper М., Lochak D., Jori М., «Norme», dans Arnaud JI.-J. (sous la direction

    de), «Dictionnaire encyclopedique de th6orie et de socialogie du droit», Paris: LGDJ. 1993. p. 400.

    Обзор различных теорий мобилизации дан в Oberschall A., «Social Movements: Ideologies, Interests and Identities», New Brunswick: Transaction Publishers. 1993.

    Нами был предложен вариант систематизации различных элементов институционального подхода в: Олейник А., «

    », Учебно-методическое пособие, Москва: ИНФРА-М, 2000. Lochak D., «Institution», dans Arnaud A.-J. (sous la direction de), «Dictionnaire encyclopedique de theOrie et de sociologie du droit», Paris: LGDJ, 1993, p. 305. Термин «институт» {instituto = соглашение) был предложен в XIII веке Си- нибальдо де Фиеши, Папой Иннокентием Четвертым. Sen А., « Ethics & Economics», Oxford: Blackwell, 1987, p. 85. Weyrauch W., «The «Basic Law» or «Constitution» ofa Small Group» //Journal of Social Issues, 1971, Vol.27, № 2, p. 58. Эта статья была написана по итогам эксперимента с участием 9 человек, которые провели вместе в замкнутом пространстве 3 месяца.

    Thevenot L., «Equilibre et rationalite dans un univers complcxe» // Revue economique, mars 1989, Vol.40, № 2, p. 169 (русский перевод - Тсвено JI., «Множественность способов координации: равновесие и рациональность в современном мире» //    , 1997, № 10).

    Thevenot L., «Rationalite ou normes sociales: une opposition depassec?», dans Girard-Varet" L>A., Passeron J.-C. (sous la direction de), «Le modele et I 'enquete. les usages du principe de rationalite dans les sciences sociales», Paris: Ed. de l'E.H.E.S.S., 1995, p. 171 (русский перевод - Тевено JL, «Рациональность или социальные нормы», в кн.: « », Москва: Издатель

    ство ГУ-ВШЭ. 2000).

    Корнай Я.. «          », Москва: Наука. 1990. с. 79. 139. 221. 333.

    Schutz А., «Le chercheur et le quotidian. Phenoirtenologie cles sciences sociales», Paris: Meridiens Klincksieck, 1987, p. 33.

    Boltanski L.. Thevenot L.. «De la Justification. Les economies de la grandeur», Paris: Gallimard. 1991. p. 11.

    Яковлев A.. «                                                       ». Москва: Наука.

    1988. с. 54.

    Livet P. , Thevenot L., «Les categories de Taction collective», dans Orlean A. (sous la direction &Q),«Ancdyse'economique des conventions», Paris: P. U.F., 1994. Giddens A., «The Constitution of Society Outline ofthe Theory ofStructuration», Cambridge: Polity Press, 1984, p. 169. Понятие структуры у Гидденса включает нормы и ресурсы.

    16 Хотя термин «надзиратель» не является ни официально принятым, ни часто используемым в повседневном обиходе, он является, на наш взгляд, достаточно общим и точно описывающим роль представителей государства в тюрьме: младших инспекторов, оперативных работников, начальников отрядов и многих других.

    17 Weyrauch W., Op. cit.. p. 51.

    18 Platek M., «Prison Subculture in Poland» // International Journal of Sociology of Law, November 1990. Vol.18. № 4. p. 459.

    19 Интервью № 7.

    20 Touraine A., «Production de la socie'te-л, Paris: Ed. du Seuil, 1993, p. 38. Фонд Джона и Кэтрин МакАртуров выделил грант на финансирование этого научно-прикладного проекта в 2000-2001 гг.

    22 Douglas М., «How Institutions Think», Syracuse: Syracuse University Press, 1986. p. 40.

    23 Chauvenet A., Orlic F., Benguigui G., «Le monde des surveillants de prison». Paris: P. U.F., 1994, p. 192-193. Впрочем, существует и противоположная точка зрения. Джеймс Маркиан, например, попытался найти элементы поведения, общие для всех тюремных работников: Marquant J., «Prison Guards and the Use of Physical Coercion as a Mechanism of Prisoner Control» // Criminology, Vol. 24, n. 2.

    24 Giddens A.. Op. cit.. p. 22.

    25 Gceertz C., «Jci et La-has. L Uinthropologue comme acteur», Paris: Ed. Metaille, 1996. p. 132.

    "б Заметим, что некоторые криминологи увязывают формирование «субкультуры правонарушителей» с особенностями социальной организации подростковой среды, с трудностями переходного периода и т.д. (Matza D., «Delinquency and Drift», New Brunswick: Transaction Publishers, 1990, 2nd edition).

    27 Bcrelowitch A., Wieviorka A., «Les Russes d'en has. Enquete sur la Russie post-communiste», Paris: Ed. du Seuil, 1996, p. 131.

    28 Rousselet К., «Россия: liberalisation economique et bricolage culturel», dans Bayart J.-F. (sous la direction de), «La reinvention du capitalisms», Paris: Ed. Karthala, 1994. p. 219.

    29 Морозов Ю., «                 .                                                   », Мос

    ква, 1991, выпуск 1, с. 3.

    30 Geertz С.. Op. cit.. p. 143.

    31 Обзор ситуации в российской экономической науке предложен в статье: Олейник А., «Российская экономическая наука: история значима» //

    1. 1999.

    32 Опрос был проведен в июне 1999 г. в 12 регионах Российской Федерации (выборка состояла из 1351 человека). Параметры выборки приводятся в разделе 2.3 «Источники информации».

    33 Гарольд Гарфинкель, ратуя за необходимость изучения институциональных рамок повседневной жизни, утверждал, что «в социологических исследованиях любая ссылка на "реальный" мир означает упоминание организованной повседневной деятельности» (Garfinkel Н., «Studies in Ethno- methodology», Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1967, p. vii).

    Идеальный тип (Idealtypus) используется в рамках социологии Макса Вс- бера в качестве аналитического средства для описания социальной реальности. «Не являясь гипотезой, идеальный тип позволяет ее конструировать. Не являясь отражением реальности, идеальный тип становится средством для ее описания» (Weber М., «Essais sur la theorie de la science», Paris: Librairie Plon, I960, p. 180). Несмотря на то что идеальный тип «малого» общества, к которому мы ниже вернемся, не обязательно имеет прямые аналоги в конкретных тюрьмах и колониях, он объединяет наиболее существенные элементы социальной структуры пенитенциарных учреждений. Более того, идеальный тип «малого» общества окажется полезным и для исследования постсоветского общества в целом. Данное утверждение не несет в себе никакой ценностной оценки относительно характера общества, которое может быть описано той же самой моделью, что и тюремный мир. Как отмечал еще сам Вебер, исследователь должен уметь отличать идеальный тип как нейтральный метод анализа от понятия идеала, к которому необходимо стремиться (Ibid., р. 183). Право на ценностную оценку принадлежит не исследователю, а читателю его работ.

    Существуют два способа конструирования идеального типа и его эмпирической проверки. Во-первых, можно исходить из частоты использования в повседневной жизни той или иной нормы. Затем требуется проверить, воспринимается ли статистически наиболее распространенная норма в качестве стандарта поведения самими действующими лицами, акторами. Следовательно, первый способ предполагает построение идеального типа, исходя из доминирующего поведенческого образца. «Ценности, общепринятые взгляды являются доминантными, если они определяют стандартную модель социального поведения и играют роль признанного всеми ориентира, обязательного для воспроизведения поведенческого образца» (Lcvada Yu., Op. cit., p. 26). Во-вторых, можно обратиться к тем типам, которые конст- руируют сами индивиды для организации повседневного взаимодействия. Следуя такой исследовательской программе, можно использовать для анализа те идеальные типы, которые в действительности существуют на уровне повседневной жизни. «Мыслительные конструкции, разрабатываемые исследователями в области социальных наук, основываются на тех мыслительных конструкциях, которые созданы и используются в повседневной жизни обычными людьми» (Schutz А., «Le chercheur et le quotidien. Phenomehologie des sciences sociales», Paris: Meridicns Klincksieck, 1987, p. 11, 82). Для нашего исследования будут использованы оба подхода к построению идеальных типов: мы будем обращаться как к результатам анкетных опросов, так и к результатам углубленных интервью и наблюдений. Touraine A.. «La parole et le sang. Politique et societe en Aitierique Latine», Paris: Ed. Odile Jacob. 1988. p. 159.

    Touraine A.. Dubet F„ Wieviorka M., Strzelecki J.. «Solidarite», Paris: Fayard 1982. p. 273.

    Touraine A., «Critique de la modernite*», p. 237.

    Boltanski L., Thevenot L., Op. cit. ; La fay с С., Thevenot L., «Une justification ecologiquc ? Conflits dans ramenagement de la nature» // Revue Francaise de Sociologie. Vol. XXXIV. № 4. 1993; Boltanski L.. Chiapello E.. «Le nouvel esprit du capitalisme», Paris: Gallimard, 1999.

    39 Pol any i К., «La Grande Transformation. origines politiques et'economiques de notre temps», Paris: Gallimard, 1983, p. 105.

    40  KornaV J., «The Socialist System. The Political Economy of Communism», Princeton: Princeton University Press, 1992, p. 39 (русский перевод - Корнай

    «                                   .                                                 », Москва:

    Вопросы экономики, 2000).

    41  Хлопин А., «Феномен двоемыслия: Запад и Россия. Особенности ролевого поведения» //       , март 1994, № 3, с.

    42  Hoggart R., «La culture dupauvre. Etude sur la style de vie des classespopulaires en Angleterre», Paris: Ed. de Minuit, 1970, p. 69.

    43  Shlapentokh V., «Public and Private Life of the Soviet People. Changing Values in Post-Stalin Russia», Oxford: Oxford University Press, 1989, p. 10.

    44  Hoggart R., Op. cit.. p. 66.

    45 Boltanski L. Thevenot L., Op. cit., p. 116.

    46  Thevenot L., «Equilibre et rationalite dans un univers complexes, p. 185.

    47 Ensminger J., «Making a Market. The Institutional Transformation of an African Society>, Cambridge: Cambridge University Press, 1992, p. 116.

    48  Soto H. de, «L*autre sender. La revolution informelle dans le tiers moncle», Paris: La Decouverte, 1994, p. 13 (русский перевод - Сото Э. Де, «

    », Москва: Catallaxy, 1995).

    49 Ibid. p. 131.

    50  Coleman J., «Foundations ofSocial Theory», Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press. 1990. p. 109-110.

    51  Padovani M., Op. cit., p. 45. Исследования рынков, базирующихся на персонифицированных отношениях, убеждают в реальности той же самой проблемы: «Наиболее существенный нефинансовый барьер на входе... связан с трудностями проникновения в круг родственников и знакомых» (Lautier В., «L*economic informelle dans le Tiers monde», Paris: La Decouverte, 1994. p. 56).

    52  Girard R., «La violence et le sacre», Paris: Bernard Grasset, 1972, p. 15.

    53  Ibid., p. 115.

    54  Ibid. p. 224.

    55  Ibid. p. 261.

    56  Boltanski L.. Thevenot L.. Op. cit.. p. 188

    57  SmeilserN., «The Rational and Ambivalent in the Social Sciences» // Amercian Sociological Review. February 1998, Vol.63, № 1, p. 8-9. «Тотальный институт - место проживания и работы большого числа индивидов, находящихся в аналогичной ситуации, оторванных от внешнего мира на длительный период и ведущих совместную жизнь, все аспекты которой подвержены эксплицитному контролю» (Goffman Е., «Asiles. Etudes sur la condition sociale des maladies mentaux et autres reclus», Paris: Ed. de Minuit, 1968. p. 41).

    58  Bcttclheim В., «Le poids d'une vie. Essais-souvenirs», Paris: Robert Laffont, 1991. p. 330.

    59  Monroe К., «А Fat Lady in a Corset: Altruism and Social Theory» // American Journal of Political Science. November 1994. Vol.38. № 4. p. 870-871. Вариант применения метода эволюционной биологии к экономическому анализу можно найти в Boyer R., Orlean A., «How Do Conventions Evolve?» // Evolutionary Economics, № 2, 1992.

    60  Touraine A., Wieviorka M., Dubet F., «Le mouvement ouvrier», p. 29.

    61  Hoggart R.. Op. cit.. p. 119.

    62          Roche S.. «Le sentiment d'insecurite»' Paris: P. U.F.. 1993. p. 142.

    63  Touraine A., «Sociologie de Taction», Paris: Ed. du Seuil, 1965, p. 160-164.

    64  Touraine A., Wieviorka M., Dubet F., Op. cit., p. 57 (курсив наш - . .). Wieviorka M. et allies, «Violence en France», Paris: Ed. du Seuil, 1999, p. 53.

    66 Schmitt K.. «La notion de politique. Th'eorie du partisan», Paris: Flammarion,

    1992. p. 65.

    67  Ibid. p. 97.

    68  См., например, Roche S., Op. cit., p. 174-180; Stephenson K., Hayden F., «Comparaison of the Corporate Decision Networks ofNebraska and the United States» // Journal of Economic Issues, September 1995, Vol. XXIX, № 3, p. 848. 855.

    69 Aoki M., «EconomicJaponaise. Information, motivations el marchandage», Paris: Economica, 1991, p. 245, 260; Perrow C., «Small Firm Networks», in Sjastrand S.-E. (ed.), «Institutional Change. Theory and Empirical Findings», Armonk: M. E. Sharpe. 1993.

    70  Boltanski L.. Chiapcllo E.. Op. cit.. p. 156. 181.

    71  Cesoni M.-L.. Op. cit.. p. 366. 12 Gambetta D.. Op. cit.. p. 201.

    73 Aiiacchi P., «Mafia et compagnies. Uethique mafiosa et esprit du capitalisme», Grenoble: P. U.G.. 1986. p. 225.

    74  Boltanski L.. Thevenot L.. Op. cit.. p. 218.

    75  Boltanski L.. Chiapello E.. Op. cit.. p. 157.

    76 Ibid., p. 205.

    77  Goffman E.. Op. cit.. p. 233-235.

    78 Ibid. p. 171.

    79  Gcertz C.Op cit.. p. 107.

    80  Thomas-Slayter В., «Structural Change, Power Politics, and Community Organizations in Africa: Challenging the Patterns, Puzzles and Paradoxes» // World Development. 1994. Vol. 22. № 10. p. 1481.

    81  Мы заимствовали идею применения понятия конгруэнтности в социально- экономическом анализе у Владимира Андреффа: Andreff W., «Convergence or Congruence Between Eastern and Western Economic Systems», in Dallago В., Brczinski H., Andreff W. (eds.), «Convergence and System Change. The Convergence Hypothesis in the Light ofTransition in Eastern Europe», Aldershot: Dartmouth. 1992.

    8" Duncker K., «The Solution of Practical Problems», in Mandler J., Mandler G.,

    «Thinking: From Association to Gestalt», New York: John Wiley & Sons, 1964, p. 264.

    83  Geertz C.. Op. cit.. p. 14.

    84 Aiiacchi P. , «Buscetta. La Mafia par Tun des siens», p. 185.

    85  Giddens A., «The Constitution ofSociety», p. xxxii.

    86  Coleman J.. Op. cit.. p. 69-70.

    *7 Ibid, p. 12.

        Stiglitz J., «Principal and Agent», dans Eatwell J., Milgate M. and Newman P. (eds.), «The New Palgrave: A Dictionary ofEconomics», London: Macmillan, 1987. p. 968-969.

        Напомним в этой связи, что Макс Вебер утверждал, что легитимность власти может иметь как рациональное обоснование, так и традиционное или харизматическое (Weber М., «Economy and Society. An Outline of Interpretative Sociology», New York: Bedminster Press, 1968, Vol.1, p. 215).

    1)0 Подробнее о дуализме норм во взаимоотношениях принципала и агента см. Олейник А., «    », с.241-251.

    91  Coleman J.. Op. cit.. p. 152.

    92         Chauvenet A., Orlic F., Benguigui G., Op. cit., p. 10.

    93  Tocqueville A. de, Beaumont G. de, «Systeme penitentiaire aux Etats-Unis et son application en France», в книге Tocqueville A. de, «CEuvres completes», Paris: Gallimard, 1984, t. 4, vol. 1, p. 212-213. Обратное, по мнению Токви- ля, неверно: изучение тюрьмы мало что дает для понимания общества. Несмотря на то, что основная работа Токвиля, книга «

    » (Первое русское издание: Токвиль А. де, «                               »,

    перевод с 14-го французского издания В. В. Линд, Москва, 1897), была опубликована позднее доклада о американской пенитенциарной системе, в 1835- 1840 г., в обеих книгах отсутствуют какие-либо попытки связать анализ тюремного сообщества с анализом американского общества в целом.

    94  Sykes G., «The Society of Captives. A Study of a Maximum Security Prison», Princeton: Princeton University Press, 1958, p. 48. Понятие Geheitsverhand было впервые введено Максом Вебером в его «The Theory of Social and Economic Organization», New York: The Free Press, 1964, p. 149.

    95  Brigham J., «The Other Countries of American Law» // Droit el Societe, 1997, Vol. 36/37. p. 365.

    96  Touraine A., «Quest-ce que la democratic?», Paris: Fayard, 1994, p. 102.

    97  Bourdieu P. , «Le sens pratique», Paris: Ed. de Minuit, 1980, p. 92.

    98  Levada Yu., Op. cit., p. 144. Г1о мнению авторов, девушки обычно социализируются своими старшими друзьями, - молодыми людьми, уже приобретшими опыт воинской службы.

    99         Bourdieu Р. , Passeron J.-С., «La reproduction. Elements pour ипе theorie du systeme d'enseignement», Paris: Ed. de Minuit, 1970, p. 47, выделено нами.

    100Koffka ., «Principles of Gestalt Psychology», London: Routledge & Kegan Paul. 1935. p. 473.

    101 Ibid. p. 567.

    I02Giddcns A., «Ill Defence oj Sociology», p. 57. Воспроизведем несколько других определений хабитуса: «Хабитус - это совокупность изначально сформированных кодов и диспозиций, к которым индивид обращается

    » (Dubet F., Op. cit., p. 76). «Хабитус предполагает объективного смысла, который лежит в основе институтов» (Bourdieu Р. , Op. cit., р. 96) (во всех цитатах курсив наш -А.О.).

    103       Bourdieu Р. . Passeron J.-C.. Op. cit.. p. 49.

    104       Дилигенский Г., «Российские архетипы и современность» //

    », № 2. 1996. с. 45.

    105 Узнадзе Д., «                                     ». Москва: Наука, 1966, с. 150

    (более позднее переиздание - Он же, «                      », Москва: Изда

    тельство Института практической психологии, 1997). Упомянем также английский перевод данной книги: Uznadze D., «The Psychology of Set», New York: Consultants Bureau, 1966.

    Рутина помогает актору оптимизировать использование своих когнитивных ресурсов. Когнитивные ресурсы человека по определению ограничены, что отражено в концепции ограниченной рациональности Герберта Саймона (bounded rationality, подробнее об этой концепции, см.: Саймон Г., «Рациональность как процесс и как продукт мышления» THESIS -

    . . 1.

    № 3, 1993). Иными словами, повседневная жизнь требует от человека умения «закрывать глаза», не обращать внимание на менее важные, второстепенные события. Превращение в рутины значительной части повседневной деятельности позволяет человеку сконцентрировать свои когнитивные ресурсы на наиболее важных в данный момент времени вещах. «Какой бы ни была их природа, многократно повторяющиеся действия трансформируются в рутины и исчезают таким образом из сферы осознанного и осмысленного внимания» (Hodgson G., «Economics and Institutions. A Manifesto for a Modern Institutional Economics», Cambridge: Polity Press, 1988, p. 127). Тезис о важности роли рутины получает особенно яркое подтверждение в тюремном мире. Организация жизни в заключении настолько монотонна и однообразна, что она очень быстро превращается в рутину. Предсказуемость и стабильность, которых зачастую так не хватает в обычной жизни, принимают в заключении крайние и подчас труднопереносимые формы. «Здесь время организовано очень четко. Зарядка утром, уборка кроватей, туалет, одевание... После небольшого перерыва - школа или училище. Практически нет свободного времени... Только по воскресеньям появляется время для общения с другими» (Интервью № 32). Подчинение рутине зачастую носит естественный и спонтанный характер в обычной жизни, тогда как в тюрьме оно приобретает вынужденные и тиранические черты.

    107

    , с.228.

    108Dice, с. 181.

    , с.255.

    110 Обзор современного состояния теории ограниченной рациональности дан в Laville F., «Modelisation de la rationalite Iimitee: de quel outils dispose-ton?» // Revue Economique, Vol. 49, № 2, mars 1998.

    112 Schiavo G., Op. cit., p. 68 (курсив наш - A. .).

    «Быть субъектом своей жизни означает желание индивида действовать и быть признанным в качестве действующего лица, а не исполнителя» (Touraine A., «Critique de la modernite», Paris: Fayard, 1992, p. 242. Мы переводим социологический термин Sujet, обозначающий свободно действующего и способного противостоять внешнему принуждению индивида как субъект, хотя данный перевод может иметь нежелательные смысловые ассоциации, о которых речь пойдет позднее). Можно ли оставаться действующим лицом, актором (Acteur), подчиняясь при этом нормам? Акцент на координирующей функции нормы позволяет найти компромисс между стремлением быть субъектом и фактом подчинения нормам. Рассмотрим


    две формы, в которых может существовать субъект: субъект как социальное движение (коллективный актор) и субъект как индивидуальный актор. Рабочее движение служит классическим примером коллективного действующего лица, стремящегося к изменению норм на макросоциальном уровне. Целью рабочего движения является «влияние, т.е. способность изменять к своей выгоде правила игры» (Touraine A., Wieviorka М., Dubet F., «Le mouvement ouvrier», Paris: Fayard, 1984, p. 39). Отказ от слепого подчинения навязываемым нормам и производство норм в рамках «большого» общества является главной отличительной чертой социального движения в сравнении, например, с социопрофессиональными группами или любым другим социальным агрегатом. «Субъект существует лишь в форме социального движения, причем не важно, какие именно цели ставит перед собой это движение, чисто утилитарные или связанные с возрождением традиций» (Touraine А., «Critique de la modernite>>, p. 273). Чтобы превратиться в субъекта, социальное движение, социальная группа должны опираться на нормы, облегчающие координацию поведения ее членов и, следовательно, их коллективные действия. Так, без опоры на нормы доверия и солидарности возникновение социального движения ставится под вопрос ввиду проблемы «безбилетника» (free-rider problem). Хотя все люди, чьи интересы потенциально затрагиваются социальным движением, заинтересованы в появлении коллективного актора, в индивидуальном плане они не готовы брать инициативу по его созданию на себя. Роберт Патнэм называет совокупность норм, облегчающих коллективные действия, социальным капи талом. Он показал, что отсутствие социального капитала делает невозможным производство норм самими социальными акторами (Putnam R., «The Prosperous Community. Social Capital and Public Life» // The American Prospect,

    Spring 1993, № 13 [русский перевод - Патнэм P., «

    »

    , № 4, 1995]; Putnam R. «Making Democracy Work Civic Traditions in Modern Italy», Princeton: Princeton University Press, 1993 [русский перевод - Патнэм P., «          », Мос

    ква: Ad Marginem, 1996]. Мы специально изучали роль традиций солидарности в становлении шахтерского движения в рамках дипломной работы Olejnik A., «La formation du mouvement des mineurs en ex-URSS. Una approche dans Tetude des mouvements sociaux», memoire de D.E.A. de sociologie, sous la direction de Wieviorka M., Paris: E.H.E.S.S., 1994 [резюме данного исследования было опубликовано в форме статьи: Олейник А., «Есть ли перспектива у социальных движений в России: пример шахтерского движения 1989-1995» //                                   , № 3. 1996]). Иными

    словами, для того, чтобы производить нормы, коллективный актор должен следовать их предписаниям, а этот вывод позволяет рассматривать нормы в качестве предпосылки становления субъекта.

    Что касается второй формы существования субъекта, индивидуального актора, то она тоже предполагает способность к производству норм, на этот раз - на микросоциальном уровне повседневной жизни. Быть субъектом повседневной жизни означает готовность индивида выйти за рамки ролей, которые ему навязаны социально. В психоаналитических терминах становление индивидуального субъекта принимает форму дифференциации между Я и Сверх-Я как совокупности социальных ролей (Touraine А., «Critique de la modernite», p. 309-315). Можно ли играть социальные роли, сохраняя

    в то же самое время свою индивидуальность? Действия индивида, ставшего субъектом, отличаются от поведения любого другого человека тем, что в них присутствует поиск компромисса между подчас взаимоисключающими требованиями различных норм, стремление согласовать нормативные требования в рамках пережитого социального опыта. «Автор стремится к согласованию различных логик действия, и именно в этом стремлении заключается отличительная черта индивидуальности и способности к рефлексии» (Dubet F., «Sociologie de experience», Paris: Ed. du Seuil, 1994, p. 105). Поиски компромиссов материализуются в создании локальных норм, значимость которых ограничена в пространстве и во времени. Каждый человек по-своему переживает противоречия между различными логиками действия и вырабатывает для повседневной жизни свой, оригинальный нормативный ответ. Для того чтобы его поведение не сводилось к навязанным обществом или группой ролям, субъект должен создавать, уважать и защищать свою собственную нормативную организацию повседневной жизни.

    113 Touraine A., Wieviorka М., Dubet F., Op. cit., p. 56.

    114 Ibid, p. 394.

    115Touraine A., Dubet F., Wieviorka M., Strzelecki J., Op. cit., p. 41.

    116Ibid. p. 79.

    117 Touraine A., «Critique de la modernite'», p. 245, 272.

    118Touraine A.. Wieviorka M.. Dubet F.. Op. cit.. p. 52.

    1190 хронике движений протеста см.: Козлов В.А., «

    (1953 -                1980- .)». Новосибирск:

    Сибирский хронограф, 1999.

    120Reynaud J.-D., «Les regies du jeu. L'action collective et la tegulation sociale», Paris: Armand Colin. 1989. p." 100.

    121 Padovani M.. Op. cit.. p. 201.

    122Rose R., Mishler W., Haerpfer C., «Getting Real: Social Capital in Post- Communist Societies» // Studies in Public Policy. 1997, № 278, p. 9.

    " Яковлев A., . ., c.81.

    124Soto H. de. Op. cit.. p. 20.

    125 Pejovich S., «Privatizing the Process of Institutional Change in Eastern Europe», в Conference papers. Cracovie: European Association for Evolutionary Political Economy, 1995, p. 7. Наоборот, «издержки, связанные с защитой прав собственности, минимальны, в том случае, когда люди используют нормы, совпадающие с принципами права, устанавливаемыми государством» (Eggertsson Т., «Economic Behavior and Institutions», Cambridge: Cambridge University Press, 1990, p. 35).

    !"6Cornell S., Kalt J., «Where Does Economic Development Really Come From ? Constitutional Rule Among the Contemporary Sioux and Apache» // Economic Inquiry. July 1995. Vol. XXXIII.

    127 Van Den В., «Reception», dans Arnoud A.-J. (sous la direction de), «Dictionnaire encyclopedique de theorie et de sociologie du droit», Paris: L.G.D.J., 1993, p. 515.

    128Brigham J.. Op. cit.. p. 378.

    129 Arellando R., «Les methodes de commercialisation», dans Arcllando R., Gassc Y., Verna G. (sous la direction de), «Les entreprises informelles dans le monde», Sainte-Foy: P. U.U.L.. 1994. p. 335-336.

    130Badie В., «LEtat importe. Essai sur I occ idea talis a tion de Tordre politique*. Paris: Fayard. 1992. p. 93.

    131 Морозов Ю.. . ., т. 3. с. 147.

    132Ахиезер А., «        :                                          », Москва: Философ

    ское общество СССР, 1991, т. 2, с. 11.

    133        Gatrell P., «Economic Culture, Economic Policy and Economic Growth in Russia 1861-1914» // Cahiers du monde russe, janvier - juin 1995, Vol. XXXVI,

    № 1-2. p. 50.

    134        Ахиезер A.. . ., т. 2. с. 212.

    135        Reynaud J.-D, Op cit.. p. 136-137.

    136Kornai J., «The Socialist System». p. 374. Приведем также другое свидетельство, на этот раз западного наблюдателя: «Что касается развития социальных институтов, влияние советского примера было без всякого сомнения огромным» (Douglass D., «Transitional Economic Systems: The Polish-Czech Example». New York: Monthly Review Press, 1972, p. 7).

    Haerpfer C., Rose R., «Adapting to Transition in the Eastern Europe. New Democracies Barometer-II» // Studies in Public Policy. 1993, № 212, p. 73-77. Речь идет об анкете, проведенной в большинстве бывших социалистических стран. Авторы использовали 14 различных индикаторов экономического поведения, общественного мнения и политических предпочтений.

    138 Rose R., «Between State and Market. Key Indicators of Transition in Eastern Europe» // Studies in Public Policy. 1991, № 196, p. 13.

    139Hermann-Pillath C., «China's Transition to the Market: A Paradox of Transformation and its Institutional Solution», dans Wagener H.-J. (ed.), «The Political Economy of Transformation». Heidelberg: Physica-Vermag, 1994, p. 237. Другая оценка подтверждает сделанные выводы: «Социальные структуры и менталитет, унаследованные от чуждой капитализму истории, оказываются не такими уж несовместимыми с ним... Капиталистические преобразования в экономике могут осуществляться на основе традиционных моделей действия, какими бы "иррациональными" они не казались» (Bayart J.-F., «L'invention paradoxale de la modernite economique», clans Bayart J.-F. (sous la direction de), «La reinvention du capitalisme». Paris: Ed. Karthala, 1994, p. 33-34).

    140        Douglas M., «How Institutions Think», p. 66, 76.

    141        Koffka K. Op cit., p. 515.

    142        О дискуссии относительно перспектив введения прав собственности в области культуры, см.: Brown М., «Сап Culture Be Copyrighted?» // Current Anthropology. April 1998. Vol. 39. № 2.

    143Badie В.. Op. cit.. p. 152. 158-159.

    1440ffe C., «Designing Institutions for East European Transitions», dans Hausner J., Jessop В., Nielsen K., «Strategic Choice and Path-Dependency in Post- Socialism. Institutional Dynamics in the Transformation Process». Aldershot: Edward Elgar. 1995. p. 55.

    14:'Giddens A., «The Constitution of Society», p. xxiii.

    146Peneff J., «L'hopital en urgence. Etude par observation participante». Paris: Ed. Metailie, 1992. p. 10.

    147 Статья 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в целом предусматривает 7 типов пенитенциарных учреждений.

    148Schober M., Conrad F., «Does Conversational Interviewing Reduce Survey Measurement Error?» Public Opinion Quarterly, Winter 1997, Vol. 61, № 4, p. 588.

    149Touraine A.. Wieviorka M.. Dubet F.. Op. cit., p. 93.

    150 Piette A., «Ethnographic de Taction. Uobservation des details», Paris: Ed. Metaile, 1996. p. 51.

    ы Интервью № 39.

    " Письмо собеседника № За.

    1x3 Rostang С., «Prisons de femmes. Les'echanges et les marges de manmivre dans une institution contraignante», These de doctorat en sociologie: Ecole des Halites Etudes en Sciences Sociales, 1994, p. 160.

    154 Дубов И. Г. (ред.). «

    », Москва: Психологический институт РАО, 1997, с. 144

    155Последний анкетный опрос был проведен при финансовой поддержке Института Восточной Европы Свободного Университета Берлина (Osteuropa- Institut, Freie Universiti.it- Berlin).

    156 Москва, FlepMb, Санкт-Петербург.

    Алтайский край, Астраханская область, Ивановская область, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Пермская область.

    158 Алтайский край, Астраханская область. Ивановская область, Липецкая область, Москва и область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Новосибирская область, Пермская область, Приморский край, Саратовская область, Свердловская область, Тверская область, Челябинская область.

    159Доля людей с незаконченным высшим и высшим образованием среди наших респондентов составляет около 40%, что значительно превышает уровень, фиксируемый Госкомстатом РФ.

    160 Эта работа была проведена в рамках исследования, финансируемого итальянским органом валютного контроля, Ujjicio Italiano dei Cambi (Рим). Сейчас это исследование продолжается уже благодаря поддержке Institute des Hautes Etudes en S'ecurit4 Ьиёпеиге (Париж).

    161 См., например, Chauvenct A., Orlic F., Bcnguigui G., Op. cit.

    162Dubet F., Op. cit., p. 243. Описание метода социологической интервенции можно также найти в Touraine A., Wieviorka М., Dubet F., Op. cit., p. 92-94; Berelowitch A., Wieviorka M., Op. cit., p. 407-411.

    163 Levada Yu., Op. cit., p. 162; см. также Дубов П., . ., с. 189

    164См., например: Ахиезер А., . ., Морозов Ю.,

    165Garfinkel Н. Op cit., р. 89.

    I66Touraine A., «Commentsortir du libefalisme», Paris: Fayard, 1999, p. 160. Клиффорд Гиртц по-другому сформулировал этот императив: «Писать текст так, чтобы он был и личным дневником, и беспристрастным отчетом одновременно» (Geertz С., Op. cit., р. 18).

    167Rostang С.. Op cit., р. 141.


    Please publish modules in offcanvas position.