Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 3.1. Пример юга Италии

    Содержание материала

    3.1. Пример юга Италии

    Какими бы ни были ассоциации, возникающие при обсуждении истории юга Италии, мафия, каморра (сатогга), ндрангета (ndrcingheta) или «аморальная семейственность» (amoralfamilism), все они указывают на закрытый, враждебный внешнему миру характер локального общества. Если оставить в стороне чисто криминальную составляющую мафии, то за этим термином скрывается прежде всего особая социальная организация. Видение мафии как модели социального устройства особенно важно для настоящего исследования. Влияние, которое оказывает мафия на организацию повседневной жизни, для нас важнее ее структуры и особенностей внутреннего функционирования. Тем более что «мафия - это прежде всего особый тип поведения и власти, а не формальная организация»2.

    Исторически мафия возникла как ответ на абсентеизм государства в южных регионах Италии на протяжении всего XVIII в. С одной стороны, демократизация отношений земельной собственности в Сицилии увеличила к 1860 г. в десять раз число собственников наделов (от 2000 до 20 000), что создало настоятельную потребность в эффективных механизмах защиты прав собственности3. С другой стороны, государство на юге Италии никогда не воспринималось в качестве инстанции, способной помочь в решении повседневных конфликтов, в том числе и связанных с вопросами собственности. Начнем с того, что политика Испании в XVII-XVHI вв. (а Сицилия тогда была испанской колонией) отводила острову роль вассала, интересы населения которого учитывать было вовсе не обязательно. Переход под итальянскую юрисдикцию не изменил желания государства, теперь уже итальянского, брать, ничего не давая взамен. «Мафия возникла и укрепилась в условиях отсутствия официальной системы правосудия... Итальянское государство просто забыло о существовании Сицилии»4. Кроме того, вплоть до второй половины XX в. экономическая политика итальянского государства базировалась на перераспределении ресурсов из более бедных регионов (Меззоджиорно - Mezzogiorno, юг) в пользу более богатых, северных, регионов (Милан, Турин). «Стратегия национальной экономической политики заключалась в усилении экономически более развитых территорий за счет менее развитых»5. Подобная политика породила многочисленные конфликты в экономической, социальной и политической сферах, вместо того, чтобы их решать.

    Невозможность опираться на легальную власть для организации повседневной жизни обусловила «закрывание» локального общества по отношению к внешнему миру. Локальное сообщество выработало свои собственные процедуры решения конфликтов, более эффективные в сравнении с официальными. Таким образом, мафия возникла для решения конфликтов и для выполнения посреднических функций. «Уважаемые люди (одно из названий членов мафии) решали конфликты в течение нескольких недель, а не лет,

    »в. Последняя часть фразы особенно интересна. Локальный и персонифицированный характер отношений облегчает сбор всей требуемой информации, касающейся того или иного события. Иными словами, цена, которую приходится платить за эффективность теневого правосудия, заключается в отказе от перспектив трансформации общества в «большое». Чтобы доказать принадлежность традиционного сицилийского общества семейству «маленьких» обществ, попробуем применить к его анализу четыре основных критерия, предложенных в процессе описания тюремного мира: отсутствие четких границ между сферами повседневной жизни, персонификация отношений, несовершенство процедур управления насилием и дуализм норм.

    Современная концепция сферы частной жизни, отделенной от публичной, чужда для традиционного сицилийского общества. Возможно, что преувеличенная важность вопросов женской чести, которые зачастую приводят к многочисленным конфликтам, объясняется именно дефицитом средств защиты пространства частной жизни, если не учитывать физическую силу или обращение к мафиозным нормам. «Женская честь представляет собой в зонах действия мафии наиболее типичный символ целостности и нерушимости семьи»7. Что касается неформальных методов защиты семейного пространства, то здесь в первую очередь следует упомянуть мафиозную норму, согласно которой «никто не должен быть в курсе внутрисемейных дел других семей, за исключением своей собственной»8. Таким образом, информационное пространство мафии весьма фрагменти- ровано. Любая важная информация не выходит за пределы семьи. Впрочем, такой подход в лучшем случае обеспечивает разделение публичной и внутрисемейной сфер. Проблема защиты индивида от нежелательного вмешательства в его дела со стороны членов семьи даже не рассматривается в качестве важной. По свидетельству известного «предателя» мафии, Томазо Бушкета, «у нас в Сицилии «индивид» просто не существует»9.


    Please publish modules in offcanvas position.