Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 4.1.1. Теневой рынок как исходная точка реформ

    Содержание материала

    4.1.1. Теневой рынок как исходная точка реформ

    изменения связаны с изменениями в характере властных отношении, а последние, в свою очередь, — с изменениями в технологии, конъюнктуре рынков ресурсов и т.д. (рис. 24)6.

    Рис. 24

    Нелегальная экономика, или теневой рынок, была одновременно и чуждым, и жизненно необходимым элементом советской экономичес кой системы. С одной стороны, нелегальная экономика обеспечивала горизонтальное взаимодействие предприятий, альтернативное посредничеству и контролю со стороны государственных органон. С другой стороны, командная экономика не могла функционировать без постоянною обращения экономических агентов к нелегальным практикам. «Любой продукт мог стать предметом сделок на теневом рынке, если он оказывался во временном дефиците»8. Иначе говори, для успешного выполнения плана требовалось обращаться к нелегальным практикам снабжения. Далее обоюдовыгодные, но нелегальные сделки между руководителями предприятии и представителями плановых органов в рамках «планового торга», как мы видели, обеспечивали плановым заданиям гибкий и адаптированный к реальности характер. Гюлес того, представители государства превратили эти нелегальные практики и средство эффективного контроля и давления «Нелегальная система - результат торга, необходимого для успешного функционирования официальной системы, использовалась и то же самое время для давления на экономических агентов, которые превращались в своего рода заложников толерантности вышестоящих органов»4.

    Признание существования в советской экономике нескольких разнородных секторов обычно приводит к использованию целой палитры цветов Для их описания: жел тая, серая, коричневая, черная и т.д. Чем дальше мы отходим от легальных практик, тем темнее становится цвет. Впрочем, проблема подбора цветов тесно связана с другой, более глубокой проблемой адекватного определения нелегальных практик. С помощью прилагательных неформальный, фактичный, криминальный, внелегальный, неофициальный указывают на различные аспекты рынка, существовавшего внутри командной экономики. Невозможность использования легальных механизмов реализации экономических интересов заставляет искать обобщающий все эти аспекты термин. С этой точки зрения, понятие внелегальной экономики кажется наиболее приемлемым для описания особенностей советской социально-экономической модели10 . Таким образом, под теневым рынком понимается любая экономическая деятельность, осуществляемая вне рамок закона и без использования легальных средств. Изложенное не означает, что все виды «нелегальной деятельности остаются неорганизованными. «Неформалы далеки от анархии, они создают свою собственную систему прав собственности и институтов»11. Теневой рынок опирается на персонифицированные отношения, что позволяет говорить о «нелегальной экономике и «маленьком» обществе как о двух сторонах одной медали. Теневой рынок возникает везде, где «экономика полностью не отделена от других сфер деятельнос- ти»12, Таким образом, становится возможным применить к анализу теневого рынка тс аналитические рамки, которые были предложены для исследования «маленького» общества: персонифицированные отношения, отсутствие четких границ между сферами деятельности, дуализм норм и нецивилизованные методы управления насилием.

    Теневой рынок включает в себя следующие сегменты: неофициальный, административный, фиктивный и криминальный рынки (рис. 25). Неофициальный рынок включает в себя те сделки, которые не контролирую государством и потому не о тражены в системе национальных счетов. Производство домашних хозяйств служит одним из основных источников продуктов и услуг, циркулирующих на неофициальном рынке. Таблица 93 иллюстрирует, насколько важен вклад домашних хозяйств в производство сельскохозяйственной продукции13.

    Таблица 93

    Продукт

    1980

    1990

    1991

    1992

    1993

    199-1

    1995

    Картофель

    65,1

    66,1

    72,2

    78

    82,5

    88.1

    89,9

    Овощи

    32,8

    30,1

    46,4

    54,7

    64,5

    66.7

    73,4

    Мясо

    29,8

    24,8

    30,5

    35,3

    39,5

    43,2

    48,6

    Молоко

    26.9

    23,8

    26

    31,4

    34,7

    38.7

    41,4

    Зерно

    0,4

    0,3

    0,4

    0,5

    0,6

    0.7

    0,9

    Сахарная свекла

    0

    0

    0,03

    0,2

    0,3

    0,7

    0,9



    рис. 25


    Производство домашних хозяйств было ориентировано не только на внутреннее потребление, но и на продажу на колхозных рынках, где контроль за ценами отсутствовал. Задача государства сводилась к обеспечению чистоты и порядка на территории рынка, а также к обеспечению минимального санитарного контроля. Неофициальное производство опирается на семейные и квазисемейные структуры. Как свидетельствуют результаты недавнего исследования, «существует сильная корреляция между социальным капиталом домашнего хозяйства и объемом продаваемого им мяса»14. Президентский декрет 1992 г. о свободе торговли позволил постсоветским людям торговать любыми продуктами на стихийно образующихся рынках. Хотя расцвет неорганизованной торговли пришелся на 1992 -1994 гг., группы пенсионеров, продающих сигареты, другие продукты первой необходимости, по-прежнему являются неотъемлемым элементом пейзажа больших и малых российских городов (в Москве неорганизованная торговля концентрируется около станций метро).

    В отличие от неофициального рынка, который возник в своеобразной социально-экономической нише, сфера влияния административного рынка была значительно шире. Идея, лежащая в основе административного рынка, заключалась в превращении в товары любых значимых в командной экономике вещей, в их присвоении и «приватизации». «На советском административном рынке продавались не только товары и услуги, по и все то, что имело ценность в иерархической системе: социальный статус, власть и подчинение, законы и право их нарушать»15. Своим рождением административный рынок обязан тенденции к персонификации «общественных» отношений, что, в свою очередь, создает предпосылки для присвоения общественных товаров и услуг. Взятка отражает цену, которую приходи тся платить за де юре общественные товары или услуги, которые де факта были приватизированы и предназначены для своих. На административном рынке «продавались скорее права на распределение товаров и услуг, а не сами товары и услуги»"'. С этой точки зрения постсоветский контекст способствует формированию установки на взяточничество.

    Практика сознательного обмана государства - туфта, определяет природу сделок в еще одном, фиктивном секторе теневого рынка, где речь идет об обмене товаров и услуг, не существующих в реальности. Спекуляция хорошо иллюстрирует основной принцип функционирования фиктивного рынка. Согласно ставшему классическим определению, спекуляция - это «покупка (или продажа) товаров с целью их последующей перепродажи (или повой покупки), когда расчет делается не на использование товаров и услуг, а на получение выгоды от продажи (покупки) по изменившейся цене»17. Деятельность советских спекулянтов (или барыг на тюремном арго) заключалась в приобретении, пользуясь привилегированным доступом, дефицитных товаров по государственным ценам и их перепродаже уже по свободным ценам. Спекулянты превращали сноп знакомства в прибыль, источник которой чем самым не имел ничего общего с управлением рисками, характерным для действий арбитражистов. Точно так же. как представители государства приватизировали общественные товары и ус- дуги, советские спекулянты приватизировали доступ к редким, дефицитным ресурсам.

    С началом рыночных реформ фиктивные сделки изменили свою форму, но их сущность осталась прежней. Для минимизации налоговых выплат руководители предприятий часто используют фиктивные сделки, роль которых сводится к тому, чтобы «прикрывать» реальные трансакции. Хотя Гражданский кодекс РФ признает такие сделки ничтожными (ст. 170), а УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение некоторых видов фиктивных сделок18, стимулы к обману государства оказываются сильнее страха перед возможным преследованием. Например, значительная часть внешнеторгового оборота осуществляется под прикрытием фиктивных трансакций. Рассмотрим в качестве примера лишь один вид фиктивных сделок - внешнеторговые сделки с предоплатой19. Российская фирма вносит сумму предоплаты на счет зарубежного партнера. Но по предварительному взаимному соглашению контракт не будет выполнен под предлогом отказа зарубежным партнером выполнять свои обязательства. В действительности история с предоплатой служит лишь прикрытием для операций по вывозу капитала и обходу ограничивающих вывоз капитала нормативных актов Банка России. А зарубежная фирма, которая может оказаться дочерним предприятием российской, получив свои комиссионные, перечисляет всю сумму предоплаты на зарубежный счет, контролируемый российской фирмой или ее руководством.


    Please publish modules in offcanvas position.