4.1.1. Теневой рынок как исходная точка реформ
изменения связаны с изменениями в характере властных отношении, а последние, в свою очередь, — с изменениями в технологии, конъюнктуре рынков ресурсов и т.д. (рис. 24)6.
Рис. 24
Нелегальная экономика, или теневой рынок, была одновременно и чуждым, и жизненно необходимым элементом советской экономичес кой системы. С одной стороны, нелегальная экономика обеспечивала горизонтальное взаимодействие предприятий, альтернативное посредничеству и контролю со стороны государственных органон. С другой стороны, командная экономика не могла функционировать без постоянною обращения экономических агентов к нелегальным практикам. «Любой продукт мог стать предметом сделок на теневом рынке, если он оказывался во временном дефиците»8. Иначе говори, для успешного выполнения плана требовалось обращаться к нелегальным практикам снабжения. Далее обоюдовыгодные, но нелегальные сделки между руководителями предприятии и представителями плановых органов в рамках «планового торга», как мы видели, обеспечивали плановым заданиям гибкий и адаптированный к реальности характер. Гюлес того, представители государства превратили эти нелегальные практики и средство эффективного контроля и давления «Нелегальная система - результат торга, необходимого для успешного функционирования официальной системы, использовалась и то же самое время для давления на экономических агентов, которые превращались в своего рода заложников толерантности вышестоящих органов»4.
Признание существования в советской экономике нескольких разнородных секторов обычно приводит к использованию целой палитры цветов Для их описания: жел тая, серая, коричневая, черная и т.д. Чем дальше мы отходим от легальных практик, тем темнее становится цвет. Впрочем, проблема подбора цветов тесно связана с другой, более глубокой проблемой адекватного определения нелегальных практик. С помощью прилагательных неформальный, фактичный, криминальный, внелегальный, неофициальный указывают на различные аспекты рынка, существовавшего внутри командной экономики. Невозможность использования легальных механизмов реализации экономических интересов заставляет искать обобщающий все эти аспекты термин. С этой точки зрения, понятие внелегальной экономики кажется наиболее приемлемым для описания особенностей советской социально-экономической модели10 . Таким образом, под теневым рынком понимается любая экономическая деятельность, осуществляемая вне рамок закона и без использования легальных средств. Изложенное не означает, что все виды «нелегальной деятельности остаются неорганизованными. «Неформалы далеки от анархии, они создают свою собственную систему прав собственности и институтов»11. Теневой рынок опирается на персонифицированные отношения, что позволяет говорить о «нелегальной экономике и «маленьком» обществе как о двух сторонах одной медали. Теневой рынок возникает везде, где «экономика полностью не отделена от других сфер деятельнос- ти»12, Таким образом, становится возможным применить к анализу теневого рынка тс аналитические рамки, которые были предложены для исследования «маленького» общества: персонифицированные отношения, отсутствие четких границ между сферами деятельности, дуализм норм и нецивилизованные методы управления насилием.
Теневой рынок включает в себя следующие сегменты: неофициальный, административный, фиктивный и криминальный рынки (рис. 25). Неофициальный рынок включает в себя те сделки, которые не контролирую государством и потому не о тражены в системе национальных счетов. Производство домашних хозяйств служит одним из основных источников продуктов и услуг, циркулирующих на неофициальном рынке. Таблица 93 иллюстрирует, насколько важен вклад домашних хозяйств в производство сельскохозяйственной продукции13.
Таблица 93
Продукт |
1980 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
199-1 |
1995 |
Картофель |
65,1 |
66,1 |
72,2 |
78 |
82,5 |
88.1 |
89,9 |
Овощи |
32,8 |
30,1 |
46,4 |
54,7 |
64,5 |
66.7 |
73,4 |
Мясо |
29,8 |
24,8 |
30,5 |
35,3 |
39,5 |
43,2 |
48,6 |
Молоко |
26.9 |
23,8 |
26 |
31,4 |
34,7 |
38.7 |
41,4 |
Зерно |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0.7 |
0,9 |
Сахарная свекла |
0 |
0 |
0,03 |
0,2 |
0,3 |
0,7 |
0,9 |
рис. 25
Производство домашних хозяйств было ориентировано не только на внутреннее потребление, но и на продажу на колхозных рынках, где контроль за ценами отсутствовал. Задача государства сводилась к обеспечению чистоты и порядка на территории рынка, а также к обеспечению минимального санитарного контроля. Неофициальное производство опирается на семейные и квазисемейные структуры. Как свидетельствуют результаты недавнего исследования, «существует сильная корреляция между социальным капиталом домашнего хозяйства и объемом продаваемого им мяса»14. Президентский декрет 1992 г. о свободе торговли позволил постсоветским людям торговать любыми продуктами на стихийно образующихся рынках. Хотя расцвет неорганизованной торговли пришелся на 1992 -1994 гг., группы пенсионеров, продающих сигареты, другие продукты первой необходимости, по-прежнему являются неотъемлемым элементом пейзажа больших и малых российских городов (в Москве неорганизованная торговля концентрируется около станций метро).
В отличие от неофициального рынка, который возник в своеобразной социально-экономической нише, сфера влияния административного рынка была значительно шире. Идея, лежащая в основе административного рынка, заключалась в превращении в товары любых значимых в командной экономике вещей, в их присвоении и «приватизации». «На советском административном рынке продавались не только товары и услуги, по и все то, что имело ценность в иерархической системе: социальный статус, власть и подчинение, законы и право их нарушать»15. Своим рождением административный рынок обязан тенденции к персонификации «общественных» отношений, что, в свою очередь, создает предпосылки для присвоения общественных товаров и услуг. Взятка отражает цену, которую приходи тся платить за де юре общественные товары или услуги, которые де факта были приватизированы и предназначены для своих. На административном рынке «продавались скорее права на распределение товаров и услуг, а не сами товары и услуги»"'. С этой точки зрения постсоветский контекст способствует формированию установки на взяточничество.
Практика сознательного обмана государства - туфта, определяет природу сделок в еще одном, фиктивном секторе теневого рынка, где речь идет об обмене товаров и услуг, не существующих в реальности. Спекуляция хорошо иллюстрирует основной принцип функционирования фиктивного рынка. Согласно ставшему классическим определению, спекуляция - это «покупка (или продажа) товаров с целью их последующей перепродажи (или повой покупки), когда расчет делается не на использование товаров и услуг, а на получение выгоды от продажи (покупки) по изменившейся цене»17. Деятельность советских спекулянтов (или барыг на тюремном арго) заключалась в приобретении, пользуясь привилегированным доступом, дефицитных товаров по государственным ценам и их перепродаже уже по свободным ценам. Спекулянты превращали сноп знакомства в прибыль, источник которой чем самым не имел ничего общего с управлением рисками, характерным для действий арбитражистов. Точно так же. как представители государства приватизировали общественные товары и ус- дуги, советские спекулянты приватизировали доступ к редким, дефицитным ресурсам.
С началом рыночных реформ фиктивные сделки изменили свою форму, но их сущность осталась прежней. Для минимизации налоговых выплат руководители предприятий часто используют фиктивные сделки, роль которых сводится к тому, чтобы «прикрывать» реальные трансакции. Хотя Гражданский кодекс РФ признает такие сделки ничтожными (ст. 170), а УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение некоторых видов фиктивных сделок18, стимулы к обману государства оказываются сильнее страха перед возможным преследованием. Например, значительная часть внешнеторгового оборота осуществляется под прикрытием фиктивных трансакций. Рассмотрим в качестве примера лишь один вид фиктивных сделок - внешнеторговые сделки с предоплатой19. Российская фирма вносит сумму предоплаты на счет зарубежного партнера. Но по предварительному взаимному соглашению контракт не будет выполнен под предлогом отказа зарубежным партнером выполнять свои обязательства. В действительности история с предоплатой служит лишь прикрытием для операций по вывозу капитала и обходу ограничивающих вывоз капитала нормативных актов Банка России. А зарубежная фирма, которая может оказаться дочерним предприятием российской, получив свои комиссионные, перечисляет всю сумму предоплаты на зарубежный счет, контролируемый российской фирмой или ее руководством.