Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - отказ платить карточный долг

    Содержание материала

    отказ платить карточный долг

    Помимо «крысятничества», еще одним серьезным по меркам тюремной субкультуры преступлением является отказ платить карточный долг. Карточные игры, официально запрещенные в пенитенциарных учреждениях, имеют важное значение в «теневой» жизни тюрьмы. В ходе регулярных обысков («шмонов») надзиратели обязательно находят колоды произведенных кустарным способом карт. На протяжении десятилетий оттачивалась технология изготовления карт из подручных средств: газет, старых книг, просто клочков бумаги. Живой интерес заключенных к игре в карты не в последнюю очередь объясняется скудостью выбора в организации досуга. Спортивные площадки очень редки в колониях (в посещенных колониях мы видели лишь пару посредственно оборудованных площадок), не говоря уже о спортивных залах и тренажерах. Библиотечные фонды в тюрьмах скудны и пополняются от случая (в основном приезд представителей благотворительных организаций) к случаю. Кроме того, жесткость распорядка дня не позволяет в полной мере воспользоваться таким благом цивилизации, как телевидение (интересные программы продолжаются после обязательного отбоя).

    Как поясняет смотрящий за игрой в карты в одной из колоний на Севере России, существует правило, согласно которому размеры ставок в карточной игре жестко регламентированы: они определяются среднемесячным заработком заключенного и его принадлежностью к той или иной неформальной категории229. Если же карты по той или иной причине временно недоступны, то для азартных игр используются любые другие приспособления, вплоть до спичек.

    Доказательством важности карточных игр в тюремной жизни является существование многочисленных и детальных правил, которыми заключенные обставляют игру. «Все карточные игры         отличаются необыкновенно большим количеством правил»230. Неуважение этих правил, особенно отказ оплатить долг, наказывается переводом игрока в разряд фуфлыжников, а иногда и насильным обращением его в педераста. «Раньше, как вы знаете, поймали за что-то, могли просто-напросто сделать гомосексуалистом, педерастом. Сейчас это по воровским понятиям.

    ! Ну конечно. Это было до 90-х годов... За проигрыш могли. Сейчас он проиграется в карты, и ходит свободно, как будто ничего не случилось. А раньше обязательно или разбили бы ему голову, или «опустили» бы. Это был бы позор, срам. Как это: не уплатил? И не только в карты. Как же, проигрыш платился! А сейчас - нет... А было так: если ты сегодня должен отдать, уплатить, то после двенадцати с тобой могли сделать все, что угодно. После двенадцати ты никто для них»231. Риск изнасилования увеличивается, если отказывающийся платить игрок пытается искать защиту у надзирателей. Объясняя резкое увеличение в последние годы числа петухов, один из наших собеседников подчеркнул готовность жестоко наказывать тех, кто, нарушив одно из понятий, обращается за помощью и защитой к

    администрации (которая может их изолировать от окружающих в ПКТ): «А началось что - в изолятор убегают, там не спрятаться, ну как-то нужно наказать, потому что проиграл и не платит. Наказывали так. Хотя вообще по жизни так нельзя»232.


    Please publish modules in offcanvas position.