Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - Отношения воров в законе с пенитенциарной администрацией,

    Содержание материала

    Отношения воров в законе с пенитенциарной администрацией,

    взаимодействие двух ветвей тюремной власти, легальной и нелегальной, помогают лучше увидеть двойственную природу института воров в законе. С одной стороны, воры в законе являются носителями ценностей и норм тюремной субкультуры "как полного отрицания официальных «правил игры». Отказ от всего того, что носит легальный, формальный, официальный характер, характерен для их стиля жизни. В кодекс воров в законе включаются, в частности, следующие нормы: жизнь вне интересов официального общества: отказ служить государству (в том числе в армии),

    никогда не работать своими руками: способность адаптироваться к  любым обстоятельствам: жестокость по отношению к предателям: честность и порядочность в отношениях с другими ворами в законе, взаимоподдержка: презрение к любой собственности: обширные связи в воровском мире111. Что касается запрета на обладание собственностью, то «вор вообще ничего не имел. Он должен был жить за счет арестанта. Он не имел права даже жениться, потому что он о семье будет думать больше, чем об арестантах»112. Запрет на устойчивые социальные связи за пределами тюремного сообщества стал источником множества трений в среде воров в законе. Например, 60-80-е годы вошли в историю конфликтом между русскими ворами в законе и ворами в законе - выходцами с Кавказа (главным образом грузинами). Первые считали невозможным нарушать запрет на создание семьи, тогда как последние видели в создании семьи залог успеха в криминальной деятельности113.

    С другой стороны, административные ресурсы в тотальном институте настолько обширны и важны, что всегда есть соблазн претендовать на использование хотя бы их части для организации повседневной жизни за решеткой. Период после второй мировой войны придал противоречию между отказом сотрудничать с администрацией и выгодами от такого сотрудничества особенно явные формы. Предыстория такова: в начале войны воры в законе были поставлены перед выбором: либо они соглашаются взять оружие и идти на фронт, либо они рискуют быть расстрелянными по всей строгости законов военного времени. Некоторые из воров в законе все же взяли в руки оружие и даже были награждены за ратные подвиги орденами и медалями. Их возвращение в тюрьмы после войны, совпавшее по времени с беспрецедентным ужесточением наказаний за кражи114, привело к рождению в 1948 г. в пересыльной тюрьме г. Ванино (Приморский край) нового воровского «закона» - «сучьего закона». Основная инновация заключалась в том, что отныне снимались ограничения на сотрудничество с администрацией115. Воры в законе, принявшие новую веру («суки»), получали доступ к должностям в иерархии,

    : они становились завхозами, бригадирами, нарядчиками и представителями прочих, ранее глубоко презираемых категорий. Многие моменты ритуала инициации в новую веру, придуманного лидером «сук». Королем, заставляют вспомнить анализ античных ритуалов Ренэ Жирара: по его мнению, необходимо было вынудить «ортодоксов» (воров «старых» убеждений) пройти все те этапы, которые в свое время прошли «суки». «Обряд перехода в новый воровской закон - поцелование ножа или смерть. Король поставил всех своих старых довоенных друзей в те же условия - жизнь или смерть, - в которых он. Король струсил, по мнению воровских «ортодоксов». Пусть теперь они сами покажут себя. Условия - те же»116. Серия кровопролитных войн сопровождала попытки ввести новый «закон» в действие. Впрочем, ответные действия, предпринятые «ортодоксами», так и не позволили «сучьему» закону стать новой «конституцией» тюремного сообщества.

    Двойственный и противоречивый характер отношений между ворами в законе и администрацией никоим образом не меняет сделанные ранее выводы о выполняемой ворами организаторской роли в рамках тюремного сообщества. В контексте массового заключения всегда есть функциональная потребность в существовании подобных организаторов из среды заключенных. «? Чтобы был в зоне порядок, чтобы жили все нормально, все грело у всех, не было непонятных

    ЧП, то же самое и все»117. Более того, многие свидетельства и предания тюремного фольклора показывают, что власть воров в законе никогда не ограничивалась собственно тюремными стенами и проволочными заграждениями: они правят и криминальным миром за пределами тюрьмы. «Если раньше бабушку на рынке ограбят - последнюю пенсию у нее вытащили - она могла пойти не в органы, она могла бы обратиться за помощью к вору и ей бы этот кошелек принесли. Вот это и было бы - по понятиям»118. Иными словами, поддержание порядка и справедливости в тюремном и криминальном мире должно быть главной заботой воров в законе. Этот порядок основывается на совокупности норм, которые объединяются понятием «тюремная субкультура», воспроизводство и адаптация которых к изменяющимся условиям относятся к исключительной компетенции воров в законе. Полный список задач, решаемых ворами в законе, включает: принятие новых норм с учетом существующих прецедентов в ходе собраний воров в законе, сходок, организуемых на локальном, региональном и национальном уровнях: организация сходок: обеспечение правосудия (см. раздел 2.5.3 «Теневое правосудие»): пропаганда криминального образа жизни: организация «общака» (коллективный фонд денег и продуктов, см. раздел 2.4.2 «Общак») и распределение собранных средств: материальная помощь нуждающимся заключенным: организация налогообложения субъектов теневой экономики: организация собственной контрразведки и сбор информации о ситуации в тюремном и криминальном мире: обеспечение контактов с внешним миром119.


    Please publish modules in offcanvas position.