Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - Мафия распространяет принцип недифференциации правил

    Содержание материала

    Мафия распространяет принцип недифференциации правил

    игры на все сферы повседневной деятельности. Например, внедрение мафии на рынок ставит под вопрос автономный характер его функционирования. Организация труда на предприятии, равно как и методы конкурентной борьбы, подчиняются традиционным императивам, носителем которых выступает мафия. Патернализм несовместим с принципами профсоюзного представительства интересов наемных работников, обращение к мафии за защитой и протекционизмом отрицает принципы свободной конкуренции и т.д.10 Контролируемый мафией рынок далек от современного, он представляет собой смесь традиционных ценностей и стремления к максимизации прибыли.

    Жизнь во враждебной институциональной среде, в которой недоступны легальные методы защиты пространства частной жизни, объясняет поиск убежища в рамках семейных и персонифицированных отношений. «Жизнь сконцентрирована в личном пространстве (lafede privata), которое населено друзьями и членами семьи и в котором люди находят убежище от социальной неопределенности, агрессии и несправедливости» разовая единица организационной структуры мафии - коска (cosca) построена по типу семьи. Как правило, она включает в себя 15-20 членов (реже - от 7 до 80), связанных между собой кров- но-родственными узами. Кроме того, внешняя среда мафиозной семьи, ее своеобразный «защитный пояс», состоит из людей, лично знакомых с ее членами. Эта внешняя среда структурирована в сети знакомств и клиентских отношений (рис. 18). Следовательно, существуют как минимум два эшелона защиты от неблагоприятного воздействия внешней среды. Такая глубокоэшелонированная защита позволяет поддерживать в рамках семьи комфортный климат, но происходит это ценой игнорирования всего происходящего на периферии коски и установленных ее членами отношений. Эдвард Бэнфилд назвал такой способ организации социального пространства «аморальной семейственностью», которая сводится к следующему принципу: «максимизируй краткосрочные выгоды нуклеарной семьи, предполагая, что все остальные люди действуют подобным же образом»12.

    Пропасть, разделяющая центр (семью) и периферию социального пространства, облегчает направление насилия, генерируемого в повседневной жизни, к периферии, вовне социальной микросреды. Существует поразительное сходство между принципами пространственной организации калабрийских деревень вплоть до 30-х годов XX в. и теми, которые мы изучили на примере тюремного мира в разделе 2.2.4 «Неформальные категории». Парии локальных сообществ, становящиеся «приемлемыми» жертвами, живут на выселках, на периферии деревни (ср.: место «петухов» на периферии помещений отряда). «Категории населения, лишившиеся чести, а значит статуса, территориально жили отдельно от остальных членов сообщества»13. Дуализм норм объясняет тот факт, что одновременно разрешаются убийства людей, не принадлежащих к мафиозной организации, но насилие

    мафии подчинено жесткому и детальному контролю. Контроль над насилием принимает форму многочисленных процедур, регулирующих решение конфликтов между членами мафии. «Решение конфликтов между членами сложных коалиций родственников и друзей происходит в ходе неформальных встреч, при постоянном подчеркивании лояльности и дружбы»14. Отсутствие четких правил, позволяющих мирно решать конфликты между семьями мафии, привело к возникновению в 50-60-е годы региональных и межрегиональных согласительных комиссий, «куполов» (<coupole\ основная задача которых заключалась в поиске мирных решений в конфликтах между косками.

    Впрочем, посредничество согласительных комиссий лишь добавило третий эшелон защиты, общее для всех мафиозных семей нормативное пространство, не изменив при этом самого принципа дуализма отношений. Границы «маленького» общества расширились: члены


    других семей мафии превратились в «своих», но само общество не стало «большим». Рассмотрим подробнее неписаные нормы жизнедеятельности мафии как нормативного пространства, общего для всех семей. Большинство из этих норм носит глубоко дуальный характер. С одной стороны, существует норма, «согласно которой в отношениях между «людьми чести» всегда нужно говорить только правду»15. С другой стороны, честность требуется только между членами мафии. Отношения же с «чужаками» строятся на основе нормы «молчания» (<omerta), т.е. отказа «вводить кого-либо в курс деятельности мафии»16. Так как государство воспринимается как олицетворение всего «чужого», контакты с его представителями особенно нежелательны. «Следует избегать передачи какой-либо информации полиции»17. В этой связи вспоминается одно из понятий: «Не обращайся к администрации за помощью для разрешения внутренних конфликтов» - у этих норм явно одни и те же корни. С одной стороны, доверие царит в мафиозной среде. Здесь «слово чести» значит больше, чем зафиксированные в писаном контракте обязательства. Более того, «члены мафии производят доверие на продажу..., что делает возможными ряд экономических сделок, в которых доверие между партнерами отсутствует, а государство оказывается неспособным восполнить этот дефицит доверия»18. С другой стороны, уровень межличностного доверия на юге Италии (50-60%) самый низкий в Западной Европе19. Далее, существуют нормы, запрещающие воровать у «своих» (т.е. членов мафии), соблазнять жен «своих», ввязываться в жестокое противостояние со «своими» и т.д.20 Резюмируя, еще раз подчеркнем, что традиционное общество юга Италии полностью соответствует идеальному типу «маленького» общества21.


    Please publish modules in offcanvas position.