Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 3.2.2. Общество недоверия

    Содержание материала

    3.2.2. Общество недоверия

    Защита индивидом своих интересов усложняется атмосферой глубокого недоверия, царящей в постсоветском обществе. Бюрократическая координация, являющаяся основой советского общества, распространяет модель отношений между принципалом и агентом на все уровни социальной организации. Начиная с младших классов школы молодые советские люди учились искусству подчинения командам вышестоящего. Наряду с иерархией преподавания и подчинением учителю в советской школе сущестововала собственная иерархия учащихся, принимавшая формы октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Каждая группа из пяти-десяти школьников имела своего руководителя, который выполнял функции принципала (на основе норм «демократического централизма») в организации общественных мероприятий. Далее в иерархии располагались «руководители» из среды учащихся класса, школы, района и т.д.

    Мы уже отметили глубокий дуализм норм, регулирующих отношения между принципалом и агентом. Одна из таких дуальных оппозиций касается асимметричного характера норм доверия и недоверия. С одной стороны, агент должен доверять принципалу, потому что он передает ему право организовывать и контролировать свою повседневную деятельность. Если оставить в стороне случай навязанных властных отношений, то агент склонен верить, что в условиях риска и неопределенности для него лучше снять с себя ответственность за свои действия и подчиняться решениям принципала40. Взамен делегированного принципалу права контроля над своими действиями агент получает фиксированное вознаграждение как своеобразную «страховку» от влияния непредвиденных обстоятельств. С другой стороны, ввиду асимметричности информации между принципалом и агентом, а также высокой вероятности оппортунистического поведения последнего, принципал ни в коем случае не должен доверять своему агенту. Главная задача принципала как раз и заключается в максимально детальном контроле действий агента. «Никакой начальник не имеет полного доверия к своим подчиненным»41.

    Бюрократическая координация делает излишним межличностное доверие, т.е. доверие между агентами в рамках «горизонтальных» отношений. Так как все горизонтальные контакты в тоталитарной системе опосредованы вертикальными связями, человеку всегда достаточно доверять вышестоящему начальнику, а не коллеге (рис. 19). Более того, возведенное в ранг официального решение проблемы принципала и агента - социалистическое         агентов усиливает атмосферу недоверия между ними. Порядок, когда вознаграждение получает агент, выполняющий задания принципала с большим относительно остальных агентов усердием, создает ситуацию, когда агенты имеют взаимоисключающие интересы и начинается нездоровая конкуренция между ними42.

    19


    Соперничество разрушает элементы доверия: советские люди воспринимают своих соотечественников в первую очередь как конкурентов, а не как потенциальных партнеров.

    Еще одним фактором, разрушающе действующим на межличностное доверие, следует признать особенности советской системы социального продвижения. Бюрократическая координация признает лишь одну форму социальной карьеры: последовательный переход из более низких эшелонов власти в более высокие (комсомол, советские и государственные органы, партийные органы). Однако число позиций в каждом из эшелонов власти всегда ограничено. Заметим, что аналогичное противоречие между бюрократической системой продвижения и атмосферой доверия было достаточно успешно решено японскими фирмами43. Прежде всего, перспективы карьерного роста здесь зависят не от индивидуальной производительности агентов относительно друг друга, а от стажа работы на данном предприятии. Далее, целевая функция японской фирмы предполагает экспансию и захват новых сегментов рынка, тогда как максимизация прибыли отходит на второй план. Такое смещение акцентов помогает обеспечить увеличение эшелонов во внутренней иерархии и избежать таким образом конфликта карьерных интересов работников.

    Хорошо отражает атмосферу соперничества в повседневной жизни советских людей следующая гротескная фраза советского сатирика Дмитрия Кнышева: «Ивану было плохо. Но как только он подумал, что Петру еще хуже, ему сразу же стало лучше». Один из наших собеседников выразил подобную ненависть по отношению к окружающим людям еще в более жесткой форме: « учился еще в советские времена и ненависть к любому человеку, которого ты только видишь, - она прививается тебе уже с первого класса. Если тебе с первого класса прививают ненависть к своей матери и к своему отцу, уже о других и говорить нечего А в интернате ненависть прививается первой. И прививают именно силой- тебе с детства объясняют, что твоя мать такая-то" твои отец ,такой-то, они тебя бросили, а мы - государство - хорошие» . Результаты многочисленных социологических опросов подтверждают существование причинно-следственной связи между советской моделью общества и атмосферой недоверия. Уровень межличностного доверия в России те процент постсоветских людей, которые соглашаются с тем, что «окружающим людям можно доверять», существенно ниже того.^кото- рый фиксируется в любой из стран Западной Европы (табл. 62) . Для сравнения-- уровень межличностного доверия достигает 94% в Дании, 90% - в Германии, 88% - в Великобритании, 84% - во Франции, 72% - на севере Италии и 65% - на юге46.

    1989

    54

    1991

    36

    1992

    33

    1995

    31,5

    1998

    32,1


    Высокий уровень недоверия живо контрастирует с высокой интенсивностью потребности в доверительных отношениях, характерной для постсоветских людей. В 1998 и 1999 гг. нами была задана серия вопросов относительно той роли, которую играет доверие в организации повседневной жизни. В частности, мы имели возможность сравнить частоту различных вариантов ответов на следующие шесть вопросов (варианты ответов во всех шести случаях были идентичными)

    а) Как вы думаете, какие ценности более всего важны для вашей

    семьи?

    б)  Как вы полагаете, каково значение благополучия семьи в сегодняшней России?

    в)  Что, на ваш взгляд, является основой общества в современной России?

    г) На каких основаниях, принципах должно строиться российское

    oбщество?

    д) Что из перечисленного ниже вы учтете при решении важных для вас проблем?

    е) Что из перечисленного ниже вы сможете использовать в своих

    интересах?

    Иерархия ответов представлена в табл. 63.

    Варианты ответов

    а

    б

    в

    г

    л

    е

    Доверие

    1

    4

    8

    4

    4

    11

    Семья

    2

    1

    3

    3

    1

    9

    ТРУД

    3

    3

    5

    2

    5

    1

    Собственность

    4

    2

    2

    8

    2

    5

    Эмпатия

    5

    7

    10

    7

    8

    6

    Мораль

    6

    8

    11

    5

    7

    10

    Свобода

    7

    6

    4

    6

    9

    4

    Закон

    8

    9

    6

    1

    6

    3

    Равенство

    9

    10

    9

    9

    11

    7

    Традиция

    10

    11

    7

    10

    10

    8

    Выгода

    11

    5

    1

    11

    3

    2


    Ответы на вопросы (а) и (г) позволяют судить об иерархии , значимых в повседневной жизни, ответы на вопросы (б), (в) и (д) - об относительной важности различных, а ответы на вопрос (е) - об относительной важности, доступных для достижения тех или иных целей. Как следует из табл. 63, россияне рассматривают доверие в качестве ценности и условия, отказываясь видеть в этой норме ресурс для организации повседневной жизни. В иерархии ценностей доверие делит первые три места с семьей и трудом, в то время как в иерархии ресурсов оно занимает предпоследнее место! Россияне высоко ценят доверие и испытывают сильную потребность в нем, но они не могут его использовать в повседневной жизни.

    Ответы на два других вопроса усиливают ощущение глубокой противоречивости отношения постсоветских людей к норме доверия (табл. 64 и 65).

    64

    Что важно для вас в отношениях с людьми? [1998]

    %

    Доверие

    77

    Уважение

    67

    Моральные принципы

    35

    Любовь

    33

    Свой интерес

    20

    Полезность

    17

    Настроение

    9


    Иными словами, постсоветские люди стремятся доверять людям, и в то же время не могут этого делать. Они хотят доверять, но боятся быть обманутыми в своем доверии. Существует ли решение данного противоречия в рамках постсоветской модели? Да, такое решение существует и оно практически не отличается от того, что мы открыли в тюремном мире: необходимо персонифицировать отношения. «Коммунистическая система оставила двойное наследство: люди доверяют только «своим» и крайне недоверчиво относятся ко всем

    Что влияет на ваши отношения с людьми? [1 9991____________

    Да

    Нет

    Нет ответа

    Доверие

    85

    8,3

    6,8

    Любовь

    71,5

    14

    14,5

    Моральные обязательства

    71,5

    15

    13,5

    Свой интерес

    55,4

    26,4

    18,2

    Полезность

    48,1

    32,8

    19,1

    Привычка

    46,1

    38

    15,9

    Традиция

    43,9

    41,7

    14,4

    Закон

    22,4

    62

    15,6

    Сила обстоятельств

    14,3

    69,2

    16,5


    остальным»48. Таким образом, идеал основанных на доверии отношений реализуется только среди «своих». Центром этой мини-все- ленной «своих», ее «жестким ядром», является семья, играющая роль верховной ценности в постсоветском обществе. Ответы на вопросы наших анкет показывают, что доверие служит фундаментом семейной конструкции (табл. 66 и 67).

    66

    Что прежде всего регулирует отношения в вашей семье? [1998]

    Между родителями и детьми

    Между взрослыми членами семьи (ранг)

    Любовь

    57

    50,7 (#4)

    Доверие

    54,4

    56,7 (#2)

    Контроль со стороны матери (жены)

    48,8

    10,8 (#9)

    Взаимопомощь

    47,1

    55,1 (#3)

    Взаимопонимание

    42,5

    66,8 (#1)

    Контроль со стороны отца (мужа)

    38,3

    3,8 (#13)

    Дисциплина

    28,2

    10,7 (#10)

    Моральные принципы

    26,6

    32,6 (#6)

    Семейные традиции

    25,5

    35,2 (#5)

    Привычка

    11,3

    23,6 (#7)

    Полезность

    11,3

    14,6 (#9)

    Сила обстоятельств

    9,3

    21,7 (#8)

    Традиция

    8,4

    8(#11)

    Принуждение

    7,9

    4,6 (#12)

    Закон

    2,4

    2,1 (#14)

    Религиозные верования

    2,3

    2,1 (#15)


    65

    Семья как ядро доверительных отношений находится под защитой своеобразного «защитного пояса» - отношений с друзьями и знакомыми. Отметим, что социальные связи имеют орбитальную структуру: в центре находится нуклеарная семья, далее - родственники, далее - друзья. Простые знакомые находятся на более «высоких» орбитах - на периферии локальной вселенной. «Потому как друзей выбирают на основе критерия доверия, советские люди предпочитают дружить с теми, кого они знают на протяжении очень длительного времени: с друзьями детства или по крайней мере с друзьями по школьной или университетской скамье»49. Как правило, коллеги по работе вращаются на удаленных от семьи орбитах, в лучшем случае они могут превращаться в хороших знакомых.

    67

    Что регулирует отношения в вашей семье? [1999]

    Да

    Нет

    Нет ответа

    Доверие

    86

    6,7

    7,3

    Любовь

    77,5

    10,6

    11,9

    Моральные обязательства

    70,7

    18,6

    10,7

    Полезность

    49,3

    31,7

    19

    Сила обстоятельств

    47,3

    37,4

    15,3

    Привычка

    45,3

    39,9

    148

    Свой интерес

    40,6

    41,6

    17,8

    Традиция

    37,3

    46 5

    16 2

    Контроль со стороны жены

    13,7

    58,6

    27,7

    Контроль со стороны мужа

    13,7

    60,3

    26

    Принуждение

    13,7

    70,1

    16,2

    Закон

    13,7

    71,9

    15,5


    «Орбитальная» система создает предпосылки для сохранения недоверия в «космическом пространстве», т.е. во внешней среде семьи (рис. 20). Чем больше доверие концентрируется внутри орбит семей- но-дружеских связей, тем слабее стимулы доверять «другим» людям, тем, кто находится за пределами орбитальной системы. «Люди, у которых мало друзей, обычно более предрасположены доверять и быстрее устанавливать новые контакты, чем те, у кого уже есть много альтернативных друзей»50. Для вселенной семьи - этого «маленького» общества, характерна тенденция к самодостаточности. Таким образом, дефицит деперсонифицированного доверия воспроизводится в советской системе как сверху, так и снизу. И постсоветские люди вполне могут дать свою инетерпретацию девиза Людовика XIV, Короля- Солнца: «Общество - это моя семья»51.



    Please publish modules in offcanvas position.