Одновременное существование государства и организованной преступности
Одновременное существование двух «двойников-монстров» «маленького» общества, государства и организованной преступности, обусловливает их конкуренцию, потому как они оба нацелены на одно и то же: обеспечение порядка на основе правил, понятных населению, поддержание «маленького» общества в состоянии равновесия. Следовательно, существует лишь один рынок защиты, на котором государство и организованная преступность предлагают товары-субституты. Учитывая, что на данном рынке присутствуют только два продавца, он далек от совершенно конкурентного21. Скорее он близок по своим характеристикам к олигополии, отличающейся нестабильностью и несовпадением равновесия(й) с оптимумом по Парето22. «То есть они (воры, авторитеты) оградят тебя от беспредела — но ты будешь платить определенную ставку ворам. То же самое, если ты обратишься под крышу в официальные органы — в РУОП и в другие организации... В органах (ставка) где-то па 15 процентов выше... А эффективность ширины и правосудия? Нулевая. И там и там? И там и там то же самое, разницы никакой. Потому что у меня на воле у самого была государственная охрана, я имел восемь телохранителей лично, которые имели огнестрельное оружие, которые имели право применять его для защиты, но мне также приходилось обращаться к ворам — ну, были такие случаи, что мне приходилось обращаться и к ним. Но, в
принципе, эффект— никакой. И там и там — они между собой лучше ладят, чем я с ними. Крыша, секыоритн — они между собой быстро находят общий язык — дескат ь, вы не трожьте здесь, а мы не будем трогать там»23. Как свидетельствуют приведенные выше ассоциации со словом «мафия», государство и организованная преступность воспринимаются в сознании простых постсоветских люден как одно и то же, Quisti с la stressa cosa — Coxa nostra.
Экономическая стагнация обост ряет конкуренцию двух «крыш» за становящиеся более редкими ресурсы. Если в начале 90-х годов государство еще могло позволить организованной преступности контролировать некоторые банки24, то безжалостная борьба государства с альтернативной «крышей», без сомнения, будет одним из символов первого десятилетия ХХ[ в. К сожалению, без глубокой реформы самого русского (советского) постсоветского государства эта борьба рискует превратиться в войну между двумя мафиями, одинаково далекими и одинаково близкими населению. В лучшем случае в ее результате будет обеспечено сохранение порядка в «маленьком» обществе: ситуация будет находиться в рамках приемлемого, терпимого, ценой отказа от модернизации. В худшем же случае борьба против организованной преступности приведет к разрушению прежнего порядка, не сопровождающемуся становлением нового, цивилизованного порядка. В руках государства находится инициатива в этой партии, которую можно выиграть, либо надеясь на ошибки противника, либо используя совершенно новую стратегию. Привычное е2-е4 приведет не только к воспроизводству «маленького» общества, не только обусловит поражение в партии, но и поставит под вопрос перспективы страны как таковой.
Как нам представляется, первый ход был именно е2-е4... Примечания
Виталия Найщуля, одного из видных представителей российскою либерализма. касательно возрождения <)«-имнерской России (России юродов) и локальною рынка (Найшуль П., «Рубеж лю.х. Рассуждеш<>< ■>коиомисша <f кант грядущей смет./ политического режима» // luip://\vww. polit.ru. 10.03.2000).
7 Lcvada Yu., Op. сit.. p.4l. См также таблицу с ассоциациями заключенных со словом «государство».
* Kaufman П., «Corruption in transition economics», in Newman P. (cd,), «'/'lie Лги' Pulgrave Dictiounary of Economics taut the Law», London: Macniillan, 1998, vol. 1, p. 524 (данные получены на основе опроса 50 российских предпринимателей, осуществленного в 1996 г.).
'' Ibid., р. 523 (данные Мирового банка) Отметим н скобках, что советик Президента РФ но экономическим вопросам Андрей Илларионов как-то сказал, что Россия значительно ближе к странам Магриба, чем это обычно думают
10 Источник: http://gazeUi.rLi от 27.06.2001 (данные между и;1 iaun- те.тьственной организации Transparency International).
11 Rose R , «Distrust as an Obstacle to Civil Society», p. 5.
12 Guard R, Op cit., p. 230.
12236172
: 1 Источник данных, используемых в данном параграфе: «Отношение к Владимиру 1 !у тину»//hltp://w\v\v.polil.ru; «Путин: надежды и ожидания» // Klip:/ /\vvv\v.polil.rii/doeiimentsM07923.h[ni[, «Как россияне любят 11утнна» /I hup:/ .'4vww.polit.t'u/cloeumcnVs/406154.html (результаты опросов ВЦИОМ). Интересно отмстить значимость для общественною сознания относительно доверия Президенту следующею аргумента: «У него слова не расходятся с делом». Хотя без ожидания соответствия между словами и реальными действиями невозможно доверие как норма повседневной деятельности (см. раздел 2.4), такое ожидание недостаточно для возникновения институционального доверия как ключевою элемента демократии. Парадоксально, но совет ские люди 30-х годов аналогичным образом объясняли свое восхищенно Сталиным: «У него слова не расходятся с делом» (см.: Лсбнна П., Указ. соч., с. 157).
14 «Наш президент — один из нас и выросший среди пас. Лично в нас это вселяет1 надежду», - так заканчивается статья о Президенте а одной из наиболее массовых российских газет (Стсшпн Д., Кру гов Д., «Секретный дневник Путина» И Комсомольски)! прапда от 13.03.2001). Заметим, что опасность становления авторитаризма все еще недооценивается общественным сознанием в России.
Беспокоит ли вас и если da. то в какой мере то. что В. Путин может установить жесткую диктатуру? |
Март 2000 г. |
Июнь 2000 г. |
Август 2000 г. |
Октябрь 2000 г. |
Декабрь 2000 г. |
Февраль 2001 г. |
Совершенно не беспокоит |
22 |
21 |
29 |
23 |
32 |
29 |
Не Morv сказать, что беспокоит |
29 |
26 |
29 |
29 |
24 |
29 |
В какой-то мере беспокоит |
24 |
30 |
23 |
28 |
23 |
23 |
Очень беспокоит |
12 |
15 |
12 |
15 |
13 |
,12 |
Затрудняюсь сказать |
13 |
8 |
7 |
5 |
8 |
|
Источник: «Как россияне любят Пу гина» И lillp;//w\vw.polit.ru/documeiits/ 406154.html (данные ВЦИОМ).
16 Назначение Андрея Илларионова, крайнего либерала, на поет главного экономического советника Президента РФ, а также поддержка, которой он пользуется со стороны последнего, служат дополнительными аргументами в пользу такого сценария.
17 Schiavo G.. Op. с/7., р. 21.
18 Мансуров В. (под ред.), . ., с. 16.
14
20 Мы попытались применить подобный подход к анализу природы вывозимых из России капиталов: имеют ли они криминальную, внелегальную или легальную природу? Нами была предложена методика, позволяющая использовать для этого информацию о поведении оператора сделок по вывозу капитала в ряде повседневных ситуаций: за рулем автомобиля, связанных с участием родственников в бизнесе, с выбором секретаря и т.д. Краткий обзор методики дан в: Гвоздева Е., Каштуров А.. Олейник А., Патрушев С., . . Работы по совершенствованию методики в настоящее время продолжаются благодаря финансированию Institut des Hautes Etudes de la Securite Interieure (IHESI, Париж).
21 Ср. выводы Питера Рейтера о конкурентном характере теневых рынков защиты в США: Reuter Р., «Disorganized Crime. The Economics ofthe Visible Hand». Cambridge: the MIT Press. 1983.
22 Параметры равновесия Курно зависят от реакции двух конкурентов на каждое действие друг друга.
~3 Интервью № 25. Относительно слова РУОП в криминальных кругах ходила шутка: «Региональное Управление Организованной Преступности».
"4 По данным Управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ за 1993 г.. 14 воров в законе и авторитетов контролировали 79 московских банков. Например, авторитет Виктор Коледов (Губа) держал под контролем один из филиалов Сбербанка, банк Национальный кредит. Геолбанк. Хэлпбанк (Источник: FLB — FreeLance Bureau, http://www.kompomat.ru).