Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 4.3.1. Измерение степени рассогласования формальных и неформальных институтов

    Содержание материала

    4.3.1. Измерение степени рассогласования формальных и неформальных институтов

    Дилемма, сформулированная предложенным образом, означает выбор между плохим и менее плохим. Можно ли найти «золотую середину» между двумя крайностями? С этой точки зрения иная формулировка дилеммы оказывается более уместной. Чем сильнее стоящие перед реформами задачи противоречат установкам, зафиксированным данным институциональным контекстом, тем больше угроз порядку несут в себе реформы и тем более вероятно возникновение социально-экономических неравновесий. Не стоит ли выбирать цели         реформ таким образом, чтобы они не только были ориентированы на известную модель, но и

    , а еще лучше - были бы с ними конгруэнтны? Обилие институциональных моделей, теоретических и практических (американская, французская, японская, германская и т.д.), с которых можно было бы, перефразируя В. Маяковского, «делать страну», служит дополнительным аргументом в пользу данного предложения.

    Так, исходная дилемма замещается вопросом о                конгруэнт

    ности / дивергенции между реальностью и моделью, который предполагает практический и позитивный ответ, не имеющий ничего общего с нормативными рассуждениями. Известны по крайней мере четыре подхода к оценке степени конгруэнтности: социологии права, С. Корпела и Дж. Колта, Г. Хофстеде и предложенная нами методология. Во- первых, социология права изучает условия, благоприятствующие юридической трансплантации (greffe juridique), которая заключается во внедрении в систему права элементов из других систем права, где они доказали свою полезность и эффективность функционирования. Согласно этому подходу, «трансплантация имеет шансы оказаться успешной лишь если система-донор и система-рецептор принадлежат к одному и тому же классу эквивалентности» 233. Принадлежность двух юридических систем к одному и тому же классу эквивалентности, или их конгруэнтность в нашей терминологии, проявляется в отношениях рефлективности, симметричности и транзитивности между их элементами. Пусть * - элемент системы-донора, - элемент системы-рецеп- тора, R - отношение между элементами. Тогда отношение рефлективности означает, что xRx и yRy, т.е. обе совокупности норм внутренне согласованы и непротиворечивы. Отношение симметричности означает, что xRy и yRx: трансплантируемая норма выполняет те же функции, что и замещаемая ею норма. А отношение транзитивности требует, чтобы если хRy и yRz, то xRz, т.е. сохраняется возможность имплантации любой другой нормы, конгруэнтной с первыми двумя.

    Во-вторых, С. Корнел и Дж.Колт предложили подход, позволяющий заранее оценивать перспективы трансферта политических институтов из одного институционального контекста в другой. Акцент на политические институты объясняет выбор четырех критериев сродства234. Первый критерий касается структуры властных отношений. Чтобы институциональный трансферт достиг поставленных целей, разделение властных полномочий в системе-рецепторе и системе-доноре должно основываться на сходных принципах. Например, легальное, теневое правосудие в постсоветских тюрьмах не требуют полного разделения ответственности и правомочий (так, в России нет аналога французского судьи по исполнению наказаний). Второй критерий заключается в степени сравнимости границ {scope) власти: существуют ли нормы, устанавливающие неотъемлемые ни при каких условиях права, которые, следовательно, не могут быть делегированы представителям власти. Американский Билль о правах {Bill ofRights) и европейская Конвенция защиты прав человека являются примерами законодательного закрепления неотъемлемых прав235. Аналогичным образом тюремная субкультура и новый Уголовно-исполнительный кодекс гарантируют заключенным базовые права, в том числе право на личную безопасность и право на правосудие. Третий критерий указывает на место власти в социальной структуре {location). Власть может опираться на семейно- родственные структуры, на группы «своих», на отдельные социальные категории или же на гражданское общество в целом. В российских тюрьмах последние тенденции свидетельствуют о том, что администрация и смотрящие стремятся играть роль объективного посредника в конфликтах между заключенными. Что же касается четвертого критерия, то он характеризует источники власти: традицию, харизму, экспертные зна

    ния и т.д. власть смотрящих, власть администрации предполагают обладание некоторыми экспертными знаниями. Представители обеих ветвей тюремной власти превращаются в толкователей неполных, противоречивых и. следовательно, становящихся сакральными норм (понятий и норм УПК РФ).

    В-третьих, Г. Хофстеде на основе своих исследований проблем управления межнациональными корпорациями предложил серию критериев, позволяющих оценить степень сродства экономических институтов и управленческих практик236. Эта серия включает в себя следующие индикаторы:

    • дистанция по отношению к власти - максимально допустимое неравенство в распределении властных полномочий; распространенность коллективистских и индивидуалистических ценностей: насколько индивид стремится идентифицировать себя с социальной группой (в том числе с группой «своих») или же он подчеркивает собственную индивидуальность? В частности, отличия между коллективистскими и индивидуалистическими культурами касаются следующих аспектов (табл. 120);

     Индивидуалистская культура

    Коллективистская культура

    основе индивидуального успеха

    Социальное положение определяется на основе пола, национальности, принадлежности семье

    Право призвано защищать индивидуальные права

    Право нацелено на защиту групповых интересов

    Люди действуют свободно, на свой страх и  риск

    Люди должны ставить интересы группы

    Допускается выражение непопулярного мнения

    Выражение непопулярного мнения не приветствуется

    Преобладает индивидуальный процесс принятия решений

    Преобладает процедура принятия решения - через консенсус

    Лояльность (фирме, государству) не приветствуется

    Отношения строятся на основе лояльности


    степень дифференциации ценностей, значимых для мужчин и для женщин: чем более взаимозаменяемы роли мужчин и женщин в } повседневной жизни, тем менее различаются эти ценности257; отношение к риску: в экономической науке по этому критерию выделяется три типа индивидов - нейтрально относящиеся к риску, склонные к риску и противники риска;

    • ориентация на кратко-, средне- и долгосрочные цели в повседневной деятельности.

    В-четвертых, мы можем измерить степень сродства с помощью попарного сравнения норм, на основе которых функционируют система-донор и система-рецептор. Для этой цели требуется конструирование идеального типа каждой институциональной системы238. Например, степень конгруэнтности постсоветского и современного (full- fledged) рынков определяется через сравнение их конституций, резюмирующих наш предшествующий анализ (табл. 121).

    Таблица 121

    Конституция современного рынка

    Конституция постсоветского рынка

    Сложный утилитаризм

    Простой и ограниченный утилитаризм

    Целерациональное действие

    Ценностно-рациональное действие

    Деперсонифицированное доверие

    Персонифицированное доверие

    Деперсонифицированная эмлатия

    Персонифицированная эмлатия («Ты - мне, и тебе»)

    Свобода в позитивном смысле

    Свобода в негативном смысле

    Легализм (добровольное подчинение закону)

    Провозглашаемый легализм (двоемыслие), приоритет конституции «малых» групп


    Зачем требуется найти адекватную шкалу для оценки разделяющей каждую пару норм дистанции Коэффициент К дифференциации элементов рациональной деятельности иллюстрирует данную идеюстремится к 1 в случае инструментально-рационального поведения, а К > 1 характеризует ценностно-рациональное поведение; см. раздел 4.1.4). Что касается нормы доверия, то здесь следует сравнивать эмпирически зафиксированный в обществе-рецепторе уровень доверия (32,1%) с минимальным уровнем доверия, рассчитанным на базе теоретической модели (33,3%), и с уровнем доверия, эмпирическим образом зафиксированным в обществе-доноре (>60%). Различие между эмпатией в деперсоинфицироваиной и персонифицированной формах также имеет количественное измерение. Мы уже отмечали существование связи между принципом «ты мне, я - тебе» (персонифицированная эмпатня) и бартерными сделками. Но поводу N благ возможно заключить 1/2 N x (N-1) бартерных сделок и (N - 1) опосредованных деньгами сделок239. Доля в обшем объеме товарооборота бартера позволяет, таким образом, оценить распространенность нормы персонифицированной эмпатии. Остальные нормы также поддаются количественной оценке240 .

    Наконец, не исключена возможность негативной конвергенции двух институциональных систем, когда имплантация нормы обусловливает в обществе-рецепторе негативные эффекты, аналогичные тем, что наблюдаются в обществе-доноре. Например, влияние рыночной реформы на пенитенциарную заключается в ослаблении тюремной субкультуры и десоциализации тюремной среды. Нормативное дерегулирование аномия, в свою очередь, отражается на психологическом состоянии, усиливая чувства одиночества, безразличия, страха и усталости. «Чувство одиночества следует признать хорошим индикатором аномии»241. Одиночество и усталость занимают соответственно третье и четвертое места в списке наиболее типичных состояний заключенных (см. раздел 2.2.2). В общем и целом данные состояния весьма обычны и для постсоветского человека242 (табл. 122).

    Таблица 122


    1992

    1993

    1994

    1995

    1996

    1997

    1998

    1999

    2000

    Усталость, безразличие

    55

    52

    40

    41

    43

    42

    45

    38

    39

    Озлобленность

    30

    39

    10

    28

    29

    27

    35

    25

    20

    Надежда

    17

    15

    16

    21

    20

    17

    13

    27

    31

    Страх

    26

    22

    22

    19

    17

    16

    24

    19

    16



    Please publish modules in offcanvas position.