Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 2.2.7. Образ отношений между различными полами. Гомосексуализм в тюрьме

    Содержание материала

    2.2.7. Образ отношений между различными полами. Гомосексуализм в тюрьме

    Практика превращения нарушителей тюремного порядка в пассивных гомосексуалистов, которые в результате получают своего рода «клеймо» на всю оставшуюся жизнь, стимулирует размышления на более общую тему: каков образ сексуальности, отношений между полами, принятый в тюремной среде? Современное понимание любовных отношений предполагает равный статус их участников. Более того, если равенство сторон отсутствует в качестве            любовных отно

    шений, то его достижение становится целью последних. «Любовь - это один из контекстов, в которых формируется субъект»166. Таким образом, любовные отношения не сводятся только к сексуальным, хотя сексуальность и играет в них существенную роль. Другой идеал сексуальности, характерный для традиционных обществ, основывается на неравном статусе участников любовных отношений, на их нереципрокном поведении, вплоть до утверждения естественности подчинения женщины сексуальным желаниям мужчины. «Грубая, «голая» сексуальность является продолжением насилия»167. К какому из этих двух идеальных типов ближе образ сексуальности, формируемый тюрьмой?

    Исследователи, изнутри познавшие тюремный мир, часто подчеркивают радикальную противоположность образов мужчины и женщины в тюремной субкультуре. Роль мужчины заключается в навязывании им своей воли и желании женщине,

    . «Существо низшее, женщина создана лишь затем, чтобы насытить животную страсть вора, быть мишенью его грубых шуток и предметом публичных побоев, когда блатарь «гуляет». Живая вещь, которую блатарь берет во временное пользование»168. Стремление мужчины навязать свою власть женщине откладывает свой отпечаток и на чисто сексуальные отношения. «Половой акт понимается многими мужчинами как непременно насильственное навязывание своей прихоти. Считают, что женщина должна сопротивляться. Иначе она - блядь»169. В тюремном арго дуальный характер взаимоотношений с женщиной - навязывание воли versus сопротивление - приобретает особенно отчетливые формы. Один из синонимов слова «женщина» - проститутка. Таким образом, тюремная субкультура включает в себя явные элементы мачизма, а дуальность норм приобретает новое измерение: противопоставление представителей двух полов. Граница, разделяющая мужской и женский мир, практически непреодолима в отличие от прозрачной границы между частной и публичной жизнью. Уничижение роли женщины, презрение всего, что с этой ролью связано, вплоть до использования этой роли в качестве наказания170, особенно четко проявляется в ответах на наши вопросы казахстанских заключенных (табл. 19).

    19

    Как вы относитесь к гомосексуализму в среде осужденных?

    Россия, N = 539

    Казахстан, N = 396

    Не приемлю ни в какой форме

    37,5

    4 0,4

    Это вполне нормальное явление, когда люди подолгу лишены возможности жить нормальной сексуальной жизнью и когда это происходит на добровольной основе

    26

    15,4

    Затрудняюсь сказать

    19,1

    19,9

    Рассматриваю его только как крайний вид наказания за серьезные проступки

    7,2

    20,2

    Нет ответа

    10,2

    4


    Дуальный образ сексуальности в контексте вынужденного и длительного воздержания и отсутствия какого-либо повседневного контакта с представителями противоположного пола (напомним, единственными женщинами, имеющими доступ в мужские колонии, являются врачебный персонал и, реже, психологи) обусловливает возникновение серии табу. Любое действие, которое может ассоциироваться с женской ролью, неизбежно приводит к «деклассированию» заключенного, его совершившего, и к переходу в касту мастей. «Был у нас конфликт месяц назад, мы его решили опять же через оперативный отдел... (речь идет о «красном» отряде, в котором сильны позиции администрации. - . .). Судя по всему, человек просто во сне положил на своего соседа руку... тот его неправильно, видимо, понял.. . чтобы этот конфликт дальше не шел, мы его решили через оперативный отдел... напрямую это не решается...»171. «Вот у них (у молодежи. - . .) сейчас такое движение - вот у них голубые эти, как их называют, я не буду этими научными терминами, ну вот в пилотку там ныряют, понимаете. Быть педерастом - у них это почет какой-то. Как, если ты не трахаешься, ты не парень. Вот так вот слушаешь - представляете, о чем молодежь говорит, думаешь - или я дурак, или мир перевернулся»172.

    Что касается среды несовершеннолетних заключенных, то здесь господствуют еще более странные и жестокие табу. Например, если кто-либо замечен за онанированием, он автоматически становится петухом. «Опущенные - это же обширное понятие в этом плане, это и анальный, и оральный секс, разные вещи, то есть может быть он онанирует - это тоже является опущенным»173. Иными словами, единственное доступное юношам в тюрьме сексуальное удовольствие (в отличие от обычных колоний длительные свидания с девушками в воспитательных колониях запрещены) оказывается под запретом табу. Пропасть между мужским и женским миром настолько глубока, что любые попытки «двойной» игры (одновременно и мужской, и женской роли, как при онанировании) строго санкционируются. Мужские роли в тюремном мире являются прерогативой воров и в меньшей мере мужиков, тогда как женские достаются париям - петухам. По свидетельству одного из наших собеседников, офицера пенитенциарной администрации, он даже столкнулся однажды с попыткой (впрочем, неудачной) превращения помещения, где живут петухи, в своего рода публичный дом для «уважаемых» заключенных174. С точки зрения тюремной субкультуры петух так же презираем и чужд, как и проститутка. И петух, и проститутка служат «громоотводом», приемлемым по понятиям объектом насилия.


    Please publish modules in offcanvas position.