Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 4.1.2. Две стратегии рыночных реформ

    Содержание материала

    4.1.2. Две стратегии рыночных реформ

    Структура теневого рынка как элемента конституции «маленького» общества позволяет увидеть параллели с принципами организации локальных рынков, существовавших в средневековой Европе и пpeдшествовавших рыночной экономике. Карл Поланьи описывает локальный рынок в терминах, совершенно отличных от используемых для разговора о современном рынке как элементе «большого» общества. Во-первых, «бартер и двусторонние обмены не приводят к становлению рынка в обществах, где господствую! иные, нерыночные принципы экономического поведения»40. Существование теневого рынка далеко не эквивалентно существованию рыночных правил игры. Здесь можно предложить марксистское прочтение подчинения локаль

    но

    ного рынка принципам функционирования социально-экономической системы советского типа. Внутри чуждой ему институциональной среды рынок не может не существовать в превращенной форме (Entfremdung). Точно так же, например, по мнению Маркса, отношение между трудом и стоимостью изменяет свою природу вследствие его опосредования деньгами, капиталом41. Рыночные отношения по аналогии превращаются, если они осущес твляются в контексте «маленького» общества. В результате рыночные отношения становятся «тенью» рыночных взаимодействий в других, более адекватных контекстах.

    Во-вторых, «маленькое» общество не допускает конкуренции среди «своих», группы которых и служат социальной основой локальных рынков. «Такой вариант организации торговли не обязательно опирается на конкуренцию, наоборот, если конкуренция оказывает деструктивное влияние на сложившиеся связи, логичной становится ее элиминация»42. «Маленькое» общество гарантируе т взаимопомощь и солидарность для «своих», насилие - для «чужих», а конкуренция как промежуточная между двумя этими крайностями форма просто исключена. В терминах Макса Вебера, «сильная» солидарность не может превратиться здесь в «слабую» . В-третьих, локальный рынок предполагает господство бартера, т.е. обмена товара на товар, платежей в натуральной форме (truck), т.е. обмена товаров на услуги и блата, т.е. обмена услуг на услуги, а не денежных обменов. Эти формы обмена усиливают закрытость групп «своих», ведь во всех трех случаях речь идет о персонифицированных формах оплаты. Потеря сделками персонифицированного и адаптированного к конкретным партнерам характера автоматически влечет за собой резкий рост трансакци- онных издержек.  Проиллюстрируем эту мысль еще одним аргументом, позаимствованным у Маркса. В рамках его теории рассматриваются три формы стоимости: простая, сложная и денежная44. Простая форма присуща изолированным трансакциям типа обмена А" товара А - Y товара В или Z товара С, и т.д. О сложной форме говорят в случае осуществления цепных обменов: А"товара А = У товара В - Z товара С = ... Денежная же форма означает, что возникает общий деноминатор - благо b, с помощью которого и измеряется относительная стоимость всех товаров.



    Парадоксальный характер ситуации, когда существование рынка не означает действия рыночных правил игры, позволяет по-новому взглянуть на политику рыночных реформ в постсоветской России. В общем и целом, можно говорить о двух стратегиях рыночных реформ - генетической и телеологической. «Генетический подход заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание на существующих в каждой экономической системе ограничениях как факторах, предопределяющих ее будущую эволюцию, вне зависимости от того, насколько желательными или нежелательными кажутся эти тенденции»45. Таким образом, «генетическая» экономическая политика требует, чтобы исходной точкой рыночных реформ стал теневой рынок. Никакого заранее определенного «пункта назначения» реформ в этом случае нет. Наоборот, телеологическая стратегия реформ ориентирована на достижение заранее определенного результата - построения совершенного рынка, описываемого в стандартных учебниках economics. Используя выражение известного американского экономиста Гарольда Демсеца, второй вариант проведения реформ можно было бы сравнить с «нирваной», абстрагированием от реальности. Множество других определений стратегий реформ: спонтанные versus навязанные, градуалистские versus революционные, эндогенные versus экзогенные и т.д., тоже возникают в результате противопоставления исходной точки и желаемого результата реформ46. Учитывая, что постсоветские трансформации дают много примеров и первой, и второй стратегии реформ, рассмотрим обе подробнее.

    Адепты генетического подхода предлагают использовать для нового институционального строительства элементы, оставшиеся от советской конструкции. Они говорят о «процессе сложной реконфигурации уже существующих институциональных элементов, а не о замещении их новыми»47. Как мы уже видели, основное наследие советской системы заключается в элементах «маленького» общества, среди которых теневой рынок и группы «своих». Тогда и следует использовать эти элементы в рыночных реформах, утверждают сторонники генетического подхода. «Вместо перехода предпочтительнее говорить о трансформации, так как создание новых элементов сочетается с адаптацией, реконфигурацией, мутированием уже существующих организационных форм»48. Одним из аргументов в пользу генетического подхода принято считать тезис о том, что следует активнее использовать на благо рыночных реформ потенциал установок, сформированных советским институциональным контекстом. Разрушение институтов и организаций означает безвозвратную потерю части практических знаний, накопленных в процессе повседневной деятельности. Восполнение образовавшихся в практических знаниях пробелов требует времени и значительных когнитивных ресурсов, более того, такое восполнение всегда несовершенно, особенно касательно сознания в недискурсивных формах (рутин, привычек, установок и др.)49. Разрушение рутин заставляет индивида обращать внимание на вещи и процессы, которые ранее относились к сфере внесознательного, оно

    Радикальные реформы предъявляют слишком высокие требования к сознанию индивидов, их психике, они порождают ощущение бессилия и неспособности организовать свою повседневную жизнь50. Постепенные и нерадикальные реформы кажутся решением названных проблем. В этом контексте часто ссылаются на опыт Чехии, который позволил использовать унаследованные элементы советской модели. «Государство [в Чехии] признало неформальные отношения собственности и активным вмешательством способствовало их реформированию и рекомбинации на мезоуровне»51.

    Аналогичная аргументация позволяет некоторым сторонникам генетических реформ занять крайне консервативную позицию. Не нужно вмешиваться в естественный ход событий, убеждают они. Достаточно признать и легализовать тенденции, порожденные прежней системой, не пытаясь их изменить. «Необходимое условие свободных экономических отношений заключается в приведении писаного права в соответствие с нормами обычного права»52. Например, Виталий Найшуль предлагал легализовать неформальные права собственности, на основе которых функционировал административный рынок. По его мнению, следовало признать за бюрократами права собственности с тем, чтобы затем выкупить их у них. Хотя подобные предложения так и не были реализованы, другие, менее провокационные, превратились в реальность. Так, некоторые эксперты расценивают Закон СССР о кооперации (1986) как результат лоббирования в пользу легализации неофициального, административного и фиктивного рынков. Согласно оценкам, «до 95% цехов к началу 90-х годов были в той или иной форме легализованы»53.

    Однако простая легализация элементов «маленького» общества не изменяет их природы, она лишь делает более рельефной их действительную величину. Так, простая легализация нормы «свой своему поневоле друг» (известна и ее более грубая форма, «не гадь там, где ешь», к которой мы вернемся в разделе 4.1.4) отнюдь не превращает ее в норму «большого» общества, точно так же, как легализация теневого рынка не делает его более цивилизованным. Трансформация «маленького» общества в «большое» требует, чтобы нормы первого получали новую интерпретацию, адаптированную к контексту «большого» общества. «Главное условие преобразования локальных миров в большое общество.., заключается в выходе за рамки простой экстраполяции» норм54. И именно государство в качестве медиатора локальных миров должно взять на себя обязанность по интерпретации локальных норм, государство, которое способно отказаться от политики абсентеизма и негативного компромисса со своими гражданами.

    Неспособность постсоветского государства изменить свой характер, равно как и отсутствие иных коллективных субъектов, кроме групп «своих», делают маловероятной успешную реализацию первого сценария реформ, что заставляет нас вспомнить об альтернативе - телеологическом подходе. Существует множество вариантов институционального «импорта». Если существующие тенденции не устраивают реформаторов, то для нахождения приемлемой модели изменений они могут обратиться либо к опыту других стран, либо к разработанной в теории конструкции, либо к известным из истории образцам. Например, рыночные реформы 80-х годов в Тунисе обусловили возникновение проблемы контроля качества продуктов, продаваемых на рынках. Тунисские власти решили воссоздать институт, существовавший в этой стране вплоть да начала XX в., - гильдии торговцев под началом аминов55 . В эпоху расцвета гильдий амины контролировали локальные рынки, а их личная репутация служила гарантией качества продаваемых на них продуктов. Обезличенный, деперсонифицированный характер современное рынка и большое количество импортных товаров, чье производство находится за пределами контроля амина, обусловили в конечном счете превращение современных аминов в своего рола институциональный атавизм.

    Обращение к разработанной в теории идеальной модели представляет собой более распространенный случай институционального импорта. Парадоксально, но Карл Поланьи считает примером институциональных реформ по теоретическим образцам становление рынка в Англии в XVIII в. По его мнению, широкая популярность произведений А. Смита, И. Бентама и У. Таунсенда среди членов английского парламента объясняет принятие законов, ставших институциональными рамками рынка, «Принцип laissez-faire не имел естественного характера, если бы ставка делалась па естественный ход событий, то свободные рынки гак и не появились бы»56. В течение короткого периода после Октябрьской революции 1917 г. до второй половины 1918 г. институциональные изменения в России были ориентированы на другие теоретические модели, разработанные

    К. Марксом и Ф. Энгельсом. Российские революционеры пытались построить все общество по эталону «единого производст венного кооператива», который бы дейст вовал на основе «коммунистического и пролетарского снабжения и распределения»57

    Постсоветские рыночные реформы характеризуются двумя факторами, ведущей ролыо технократов и зависимостью от зарубежной финансовой и технической помощи, что позволяет классифицировать институциональные изменения как пример двойного импорта: опыта, накопленного западными странами, и моделей неоклассической экономики {main stream economics). Население постсоветских стран рассматривает власть экспертов, технократов как наилучшую из возможных альтернатив (табл. 97). Поддержка технократов эквивалентна предпочтению телеологических реформ онтологическим, так как «технократ — это политический деятель, стремящийся к достижению целей, постулированных нормативным экономическим анализом»58.

    Tаблица 97

    Страна

    Монархия

    Власть военных

    Коммунизм

    Твердая рука, авторитаризм

    Власть экспертов

    Болгария

    20

    15

    25

    45

    66

    Чехия

    3

    2

    7

    16

    80

    Словакия

    1

    4

    16

    25

    90

    Венгрия

    5

    2

    18

    18

    83

    Польша

    7

    11

    18

    36

    60

    Румыния

    17

    18

    12

    31

    56

    Словения


    8

    12

    41

    63

    Белоруссия

    9

    14

    37

    57

    76

    Украина

    7

    11

    25

    55

    78


    Зависимость реформаторов от финансовой и технической помощи западных стран увеличивает стимулы к институциональному импортированию. «Помощь оказывается обусловленной согласием доминируемого государства на такое обустройство своего экономического пейзажа, которое соответствует пожеланиям западных стран»59. Достаточно вспомнить бесконечные переговоры между российским правительством и представителями Международного валютного фонда относительно параметров российской бюджетной и монетарной поли тики, чтобы убедиться в верности утверждения Бернара Бадп. Однако возможна ли радикальная трансформация рынка и лишение его локального характера на основе телеологического подхода к реформам?


    Please publish modules in offcanvas position.