Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 1.3. Источники информации

    Содержание материала

    1.3. Источники информации

    Изучение норм повседневного поведения, особенно неформальных, требует от исследователя использования совершенных методов сбора и обработки информации. Неформальные нормы иногда просто не имеют дискурсивной формулировки, что существенно снижает эффективность использования анкетных опросов, углубленных интервью и даже социологической интервенции. «Практическое сознание состоит из множества элементов, «инструкция по использованию» которых в повседневной жизни известна людям, но никогда не принимает дискурсивной формы»145. Включенное наблюдение позволяет исследователю получить информацию о тех нормах «конституции» повседневной жизни, которые не формулируются эксплицитным образом. Изначально разработанный антропологами метод включенного наблюдения состоит из следующих элементов: длительное присутствие исследователя в изучаемом месте или в изучаемой социальной группе: выполнение исследователем функциональной роли, признанной полезной в изучаемой среде: знакомство с рутинными и банальными ситуациями: доступ к внутренней документации: знание сленга и внутренних языковых кодов. Как свидетельствует исследователь, применивший метод включенного наблюдения к анализу жизни госпиталя, Жан Пенефф, «я пытался узнать не то, что люди говорят о своих действиях, а

                                                                               146

    то, что они в действительности делают»146.

    К сожалению, мы были лишены возможности осуществить включенное наблюдение в одном из пенитенциарных учреждений. Будучи одними из первых социологов, независимых от ГУИН, но допущенных к исследованию среды осужденных, мы тем не менее не смогли получить разрешение выполнить одну из функциональных ролей. В российских тюрьмах пока еще нет социальных работников, исполнение роли которых позволяет стороннему наблюдателю быть одновременно и «здесь», вне тюремных стен, и «там». Все работающие в тюрьме люди являются аттестованными сотрудниками исправительной системы, в том числе и психологи, первые из которых появились в тюрьмах сравнительно недавно, в начале 90-х годов (сейчас в большинстве учреждений работает 1-2 психолога). Процедура аттестации достаточно сложна и длительна сама по себе, помимо этого она предполагает обязательство работать в системе в течение достаточно длительного времени. По этой причине наша работа в исправительных учреждениях была разделена на несколько командировок длительностью от нескольких дней до одного месяца в 43 учреждениях, в период с осени 1996 г. до лета 2001 г. География наших поездок включала 10 областей (Архангельская, Владимирская, Ивановская, Московская, Мурманская, Костромская, Пермская, Тульская, Свердловская и Ярославская), что позволяет говорить о достаточной репрезентативности полученных результатов. Кроме того, мы посетили исправительные учреждения пяти типов: тюрьму, колонии общего режима, колонии строгого режима, колонии особого режима и воспитательные колонии147. В первые месяцы нашего исследования мы сопровождали в инспекционных поездках высокопоставленного чиновника ГУИН, тогда как впоследствии мы получили возможность автономной работы в самостоятельно избранных учреждениях.

    Особенности организации исследования объясняют факт активного использования лишь трех основных методов сбора и обработки информации:

    углубленные структурированные интервью с элементами неструктурированных интервью, включенного наблюдения и социологической интервенции: анкетный опрос:

    работа с официальными документами и вторичными источниками.

    Нами было проведено 41 интервью, программа которых и список собеседников приводятся в приложении 1. Общее число интервью превышает 50, но ввиду некоторых технических проблем с записью и отказа отдельных собеседников разрешить магнитофонную запись беседы с ними мы отобрали лишь 41. Мы не всегда строго придерживались программы интервью, особенно в тех случаях, когда в ходе дискуссии возникали принципиально новые аспекты. «Гибкие интервью обеспечивают большую достоверность результатов тогда, когда для их организаторов неочевидна связь между вопросами и контекстом действий»148. Неструктурированные и гибкие интервью были особенно важны на первом этапе исследования. Другой важный аспект организации интервью предполагает их связывать с самоанализом собеседников. Самоанализ акторов, согласно Алену Турэну, является ключевым элементом социологической интервенции149. Например, в переписке с собеседником № За, состоявшей в общей сложности из десятка писем, мы обсуждали тексты расшифрованных интервью, сделанных как с ним самим, так и с другими собеседниками. Этому же собеседнику было предложено описать и проанализировать свой обычный день. Мы также попросили собеседников № 35а и № 35Ь подумать над результатами анкетного опроса заключенных после того, как им были изложены некоторые гипотезы исследования. В конечном счете интервью помогли наполнить реальным содержанием те идеальные типы, которые мы создали в аналитических целях. Мы сопоставили наши идеальные типы с теми типологиями, которые используют сами действующие лица в повседневной жизни. Иными словами, мы постарались использовать «различные варианты вербальной классификации, на основе которых строится мировоззрение индивидов»150, и реализовать таким образом исследовательскую программу Альфреда Щюца, согласно которой необходимо создавать объясняющие модели с помощью элементов, уже существующих в повседневной жизни.


    Please publish modules in offcanvas position.