Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 4.1. Создание рынка: случай рыночных реформ

    Содержание материала

    4.1. Создание рынка: случай рыночных реформ

    Хотя рыночные реформы в России продолжаются уже более десяти лет, уверенности в позитивном и необратимом характере изменений по-прежнему нет, о чем свидетельствует, например, динамика основных экономических индикаторов (табл. 92). Ход реформ в других странах «социалистического лагеря», особенно в Польше и Чехии, делает провал российских реформ очевидным. Например, среднегодовые темпы экономического роста в 1990-1996 гг. достигали 4,4% в Словении, 3,3% - в Польше, 0,9% - в Чехии4.

    Таблица ')2


    1992

    1993

    1994

    1995

    1996

    1997

    1998

    1999

    в н п

    85,5

    91,3

    87,3

    95,9

    96,6

    100,9

    95,1

    103,2

    Промышленная продукция

    82

    86

    79

    97

    96

    102

    95

    108

    Продукция

    сельского

    хозяйства

    91

    96

    88

    92

    95

    101,5 ч

    77,7

    109

    Инвестиции

    60

    88

    76

    90

    82

    95

    93,3

    104,5


    Наблюдаемый кризис имеет системный и институциональный характер, но он возник в результате перехода от одной модели экономической организации, командной экономики, к другой, рыночной экономике, что отличает его от кратко- (конъюнктурные циклы Китчина), средне- (циклы Жуглара, состоящие из четырех фаз: депрессия, кризис, оживление и рост) и долгосрочных кризисов (циклы Кондратьева5). Нобелевский лауреат в области экономики Дуглас Норт предлагает рассматривать институциональные изменения в еще более широкой исторической перспективе. По его мнению, институциональные

    Эта аналитическая схема тем более интересна в контексте настоящего исследования, что она позволяет учесть всю совокупность факторов. обусловивших принятие постсоветским государством курса на рыночные реформы. К кризису конъюнктурного характера (падение цен на нефть в начале 80-х годов), долгосрочной стагнации промышленного производства и инвестиций присовокупился кризис центральной власти, выразившийся в усилении центробежных тенденций, что и привело к изменению конфигурации государственной власти. Таким образом, именно от государства, от легальной власти исходила инициатива радикальных изменений в области экономики. Рынок, лишенный в советском контексте «естественного» и «само собой разумеющегося» характера, был альтернативой командной 'экономике наряду со многими другими. С институциональной точки зрения речь идет о совокупности согласованных и взаимонепротиворечивых норм, регулирующих экономические взаимодействия па рынке. «Когда » рынке видится в первую очередь институт... «нормы» и «правила поведения» выходят на первый план»7,

    Тогда как можно объяснить очевидный отказ постсоветских людей уважать правила игры на цивилизованном (full-fledged) рынке? Поиск ответа тем более интересен, что рыночный опыт никогда не был чужд советским людям, каким бы парадоксальным ни выглядело данное утверждение.


    Please publish modules in offcanvas position.