Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - Гештальт-психология

    Содержание материала

    Гештальт-психология

    помогает уточнить механизм аналитической трансформации одной совокупности норм в другую. Предположим, что является атрибутом определенной совокупности норм и R определяет функциональную роль этого элемента (его функции, степень важности и т.д.)82. Как тогда описать параметры всей совокупности норм, имея информацию лишь об одном из ее элементов: ?Rb. Исходя из своего предшествующего опыта, наблюдатель предполагает, что это aRb. Хотя речь идет лишь о частичном, возможном соответствии, в сознании наблюдателя упоминание IRb означает aRb. Иными словами, изучение некоторых элементов тюремной субкультуры вызывает в сознании наблюдателя аналогию с организацией повседневной жизни в обществе советского типа. Следовательно, размышления о возможной связи гипотез, которые осуществляет исследователь в своем анализе, и его практическим опытом повседневной жизни помогают лучше понять специфику его подхода, сильные и слабые стороны проведенного анализа. Указанный аспект тем более важен, что в социальных науках принято ничего не говорить о личности исследователя под предлогом якобы объективного характера анализа. Только в антропологии делается исключение из этого правила. В рамках этой дисциплины тот факт, что данные полевых исследований не могут быть воспроизведены и проверены (изучаемые общества находятся очень далеко и недоступны для прочих наблюдателей), выводит на первый план личную репутацию исследователя в качестве гарантии качества осуществленного им анализа83.

    Резюмируя представление нашей второй гипотезы, подчеркнем, что в обычной ситуации значение коэффициента проницаемости высоко для различных институтов повседневной жизни, включая формальные и неформальные, и стремится к нулю в случае нормативной организации тюремной среды и «большого» общества. Например, даже члены мафии сознательно различали правила игры внутри тюрьмы и вне ее стен. В частности, у них существовал принцип, «согласно которому в тюрьме следовало оставить в стороне все внутренние конфликты, существовавшие между членами мафии на свободе»84. Мы же наблюдаем прямо противоположный случай: нормы тюремной субкультуры и окружающего тюрьму общества похожи друг на друга, в то время как диссонанс возникает между формальными и неформальными нормами, как в тюрьме, так и в обществе советского типа.


    Please publish modules in offcanvas position.