Тюремная субкультура в России - А.Н. Олейник - 2.5.1. Быть на свободе и быть свободным

    Содержание материала

    2.5.1. Быть на свободе и быть свободным

    История советской тюрьмы не очень богата примерами движений массового протеста. За исключением волны забастовок, захлестнувшей Гулаг в 1953 г. сразу после смерти Сталина, в советских тюрьмах никогда не было движения протеста, подобного по своей массовости событиям, происходившим во французских тюрьмах в 70-е годы. Далеко не полный список акций массового протеста включает в себя, в частности, воркутинский бунт (1936), бунт в Ленинг-Aj раде (1941), восстания в Воркуте и Магадане (1947), бунт в Воркуте (1948). Во всех этих случаях основные требования восставцшх касались облегчения режима содержания: запрета конвою стрелять без предупреждения, ограничения рабочего дня 9 часами (в 30-40-е годы рабочий день каторжан нередко продолжался 12-14 часов), отмена ограничений на переписку, отмена ношения заключенными номеров, незапирание бараков на ночь, уважение человеческого достоинства заключенных»296. Сравнительно недавний бунт в колонии общего режима г. Владимира (июль 1993 г.) характеризовался тоже выдвижением требований смягчения режима, снятия ограничений на свидания с родными297. Впрочем, бунт представляет собой крайнюю форму коллективного протеста. Захват заложников, отказ работать, объявление голодовки, отказ идти в столовую, в баню - таковы альтернативные способы выражения протеста. «Раньше у осужденного было больше возможностей, если бы такая баня (без горячей воды летом, без холодной - зимой. - . .) была в зоне - туда бы не пошел никто в зоне, сделали бы баню нормальную»?^

    Какой бы ни была их форма, акты коллективного протеста очень редки. Статистика применения двух статей старого УК РФ - ст. 77' (дезорганизация функционирования пенитенциарного учреждения) и

    ст. 79 (массовые беспорядки), убеждает, что в тюремной среде нет сформированного коллективного субъекта299 (табл. 35).

    35


    1992

    1993

    1994

    1995

    Общее число нарушений (ст. 77')

    32

    23

    19

    6


    Здесь, однако, следует учесть достаточно высокую готовность заключенных принять участие в акциях массового протеста, оцененную на основе ответов на вопрос: «Поддержите ли вы других осужденных в случае возникновения акций массового протеста?» (табл. 36).

    36

    Варианты ответов

    Россия, N = 1310

    Казахстан, N = 396

    Это зависит от выдвигаемых требований

    45,8

    55,1

    Не знаю

    15,4

    11,6

    Да, безусловно

    12,8

    13,6

    Нет

    12,8

    8,6

    Если в них будут участвовать люди, которых я уважаю

    9,5

    9,6

    Нет ответа

    3,6

    1,5


    Как показало обсуждение этих результатов с некоторыми осужденными, страх перед жестокими репрессиями присутствует в любом разговоре, любом размышлении о возможности коллективного протеста в тюрьме. «Люди, которые все это сделают, они же разрабатывают это все нормально, ну там стратегию, все просчитывают...

    ? Ну, для того, чтобы если заведут, допустим сюда какие-то силы милиции, ОМОН там допустим, кто-то пострадает от этого, чтобы не было никаких последствий, как можно меньше жертв.

    ? Ну там

    обычно ищут наиболее лояльные пути - сначала там идут к администрации, говорят по-хорошему, по-хорошему если не понимают, так как тут администрация такая, и естественно предупреждают, что будет акция протеста, что будут жалобу писать. Жалоба - вот не знаю, если бы она отсюда ушла, то...»300. Недостаточно указать на ожидания жестоких репрессий, чтобы объяснить редкость коллективных действий, которые не принимают форму открытого протеста. Например, мы с удивлением обнаружили, что заключенные практически никогда не организовывают коллективных праздников, включая самый уважаемый россиянами праздник - Новый год301. Опросы, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показывают, что абсолютное большинство россиян - 94%, празднуют

    Новый год302. Подготовка к этому празднику начинается задолго - за один-два месяца до наступления новогодней ночи. Что же касается заключенных, то они чаще всего оказываются неспособными организовать по крайней мере совместное чаепитие в отряде, в котором смогли бы участвовать все те люди, с кем им приходится делить тюремную повседневность303. Ответы на вопрос «Можете ли вы припомнить случаи совместных действий осужденных вашего отряда, колонии, нацеленные на улучшение условий содержания?» подтверждают, что коллективные действия, даже самые мирные и безобидные, чрезвычайно редки (табл. 37). Вне всякого сомнения, что помимо разрушительного воздействия легальной власти на попытки организовать самостоятельные действия здесь следует принять во внимание климат недоверия, царящий в тюрьме.

    37

    Варианты ответов

    Россия, N= 1025

    Казахстан, N = 372

    Да, ремонт помещений отряда

    48,6

    42,2

    Нет, не припомню

    26,6

    14

    Да, совместное обсуждение волнующих всех осужденных проблем

    21,8

    36,3

    Да, организация культурно-массовых мероприятии

    17

    12,9

    Да, создание «общака»

    8,8

    12,4

    Да, выставление коллективных требований к администрации

    7,1

    15,1


    Открытое становление коллективного субъекта практически невозможно ввиду как внешних по отношению к тюремному сообществу, ' так и внутренних причин. Поэтому борьба с тотальным институтом принимает, как правило, индивидуальные формы. Можно ли вообще говорить о    действиях в рамках тотального института? Впрочем, этот вопрос имеет более универсальное значение, так как противоречие между социальными и институциональными детерминантами, с одной стороны, и стремлением к свободе действия, - с другой, присутствует в той или иной форме во всех институциональных контекстах. «Отличительной чертой субъекта является стремление превратить пережитое в

    свободу действия, он возрождает свободу там, где раньше все определен

    лялось социальными детерминантами»304 . Тюремная среда лишь акцентирует диалектику свободы и институциональных детерминантов, делает ее более рельефной, яркой. Здесь уместно воспроизвести следующее свидетельство Варлама Шаламова: «Впрочем, свобода и воля - разные вещи. Я никогда не был вольным, я был только свободным во все взрослые мои годы»305. Как же можно оставаться свободным, будучи в тюрьме?

    Хотя вопрос сознательно сформулирован парадоксальным образом, ответ на него может оказаться слишком простым. Императив свободы конкретизируется в заключении в усилиях, направленных на то, чтобы оставаться самим собой, не меняться под давлением неблагоприятных обстоятельств. «Я вот как на свободе, что в лагере - такой и есть, ну, не меняюсь, как говорится...»306. «Я хочу просто-напросто остаться нормальным человеком. Пускай меня будут не уважать. Но чтобы я в своих глазах остался нормальным человеком. Никакие мне не надо тюремные правила, ничего»307. Для того, чтобы остаться целостной личностью, существует целый набор средств. Не претендуя на исчерпывающий характер этого списка, специально остановимся на следующих стратегиях поведения: уважать свое достоинство и добиваться того же от других заключенных: держать под контролем эмоции и желания: уметь находить компромисс между различными ролями, которые приходится играть: не капитулировать перед рутиной, навязываемой легальной властью в тюрьме, стараться «очеловечить» пространство и время тюрьмы. Выражаясь более кратко, «способность администрации ограничивать и подчинять своей воле заключенных становится иллюзорной, как только речь заходит о деятельности в тюрьме»308.

    Тюремная субкультура институционализирует первостепенное значение защиты чести и достоинства: императив «Умей постоять за себя» занимает первое место в иерархии «понятий». Эта максима требует от заключенного умения защитить себя как физически, так и морально. «Среди арестантов понятие чести стоит очень высоко... человек, обладающий достоинством и честью, всегда готов защищаться, в любых ситуациях, от всех и любых посягательств...»309. Было бы упрощением видеть в физической силе главное и единственное условие защиты чести и достоинства. Грубая физическая сила становится значимой лишь в ситуациях беспредела. С одной стороны, заключенный располагает целым набором средств защиты своего достоинства, помимо физической силы. «Здесь физическая сила вообще роли не играет. Будь он как Сильвестр Сталлоне. Я его так не могу, так я его сзади обойду. Человек спит в конце концов. Вот такой вот щупленький будет, а он его словами одними морально убьет»310. С другой стороны, значим не столько результат, сколько       защищать свое дос

    тоинство. Заключенный, который ввязывается в борьбу с обидевшим его заведомо более сильным противником, пользуется особенным уважением окружающих. Однако если заключенный избегает борьбы за свою честь, то он постепенно становится объектом постоянных издевательств и «громоотводом» негативных эмоций, накапливающихся у находящихся рядом с ним людьми. Его незаслуженно оскорбляют, толкают, не извиняясь, просто издеваются над ним. «Но если тебя ударили, скажем так, необоснованно, в любом случае он должен дать сдачи. Пусть даже он слабее, он должен дать сдачи. А потом... просто нельзя допускать в отношении к себе унижения. Если он один раз этого не допустит, то второй раз его уже не оскорбят...»311.


    Please publish modules in offcanvas position.