Финансовый менеджмент; теория и практика - Ковалев В.В. - 5.4.3. Анализ чувствительности

    Содержание материала

    5.4.3. Анализ чувствительности 1

    В условиях неопределенности, что характерно для деятельности фирмы, заранее нельзя точно предсказать, каковы будут фактические значения той или иной величины через некоторое время. Однако для успешного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия желательно предусмотреть изменения, которые могут произойти в будущих ценах на сырье и конечную продукцию предприятия, возможное падение или увеличение спроса на товары, производимые предприятием, и т. п. Для этого выполняется аналитическая процедура, называемая анализом чувствительности. Часто этот метод используется при анализе инвестиционных проектов, а также при прогнозировании величины чистой прибыли предприятия.

    Рассмотрим суть данного метода на модели, описывающей взаимосвязь между чистой прибылью фирмы (Рn) и совокупностью укрупненных факторов, характеризующих доходы и расходы. Одно из простейших представлений может быть таким:


    Рn = R - Ех - Т,

    где R   — выручка;

    Ех — расходы (постоянные и переменные);

    Т   — сумма налога на прибыль, исчисленная по ставке rт = 24%.


    (5.12)


    Табличное представление модели (5.9). а также базовый вариант расчета прибыли приведены в таблице.


    Показатель

    Обозначение

    Значение

    Количество проданных единиц продукции

    q

    1000

    Цена за 1 ед., руб.

    p

    500

    Переменные расходы на единицу продукции

    z

    300

    Выручка, руб.

    R

    500 000

    Переменные расходы, руб.

    VC

    300 000

     Валовый доход, руб.

    Рт

    200 000




    Раздел написан совместно с О. Н. Волковой.

    Показатель

    Обозначение

    Значение             

    Постоянные расходы, руб.

    FC

    100 000

    Налогооблагаемая прибыль, руб.

    РТ

    100 000

    Сумма налога на прибыль, руб.

    Т

    24 000

    Чистая прибыль, руб.

       Рn

    76 000             

    В условиях приведенных данных и сделанных обозначений формулу (5.12) можно преобразовать следующим образом:

    Pn=[(p-z)q-FC](1-rT).                                                (5.13)

    Анализ чувствительности заключается в определении того, что будет, если один или несколько факторов изменят свою величину. Теоретически число сочетаний значений факторов бесконечно велико, поэтому анализ одновременного их изменения выполнить вручную исключительно сложно; задача облегчается с привлечением компьютера. Рассмотрим логику и технику оценки чувствительности чистой прибыли на примере изменения лишь одного фактора (например, объема продаж) при неизменности всех остальных. Оценка выполняется с помощью дифференцирования, а значение производной пo q для модели (5.13) имеет вид



    (5.14)


    Подставляя в (5.14) исходные данные, можно найти, на сколько изменится прибыль при изменении количества реализованных экземпляров на единицу.

    (500- 300)(1- 0,76) = 152 руб.

    Таким образом, каждая единица реализованной продукции делает вклад в прибыль в сумме 152 руб. (при условии превышения критического объема продаж) 1. Можно убедиться в правильности данного вывода, выполнив прямой расчет но исходным данным, когда объем реализованной продукции отклоняется на единицу от базового варианта, равного 1000 ед. (см. таблицу).




    Показатель

    Обозначение

    Значение

    Вариант 1

    Вариант 2

    Количество проданных экземпляров

    q

    999

    1001

    Цена за 1 шт., руб.

    p

    500

    500

    Выручка, руб.

    R

    499500

    500 500

    Переменные затраты, руб.

    VC

    299 700

    300 300

    Валовый доход, руб.

    Рm

    199 800

    200 200

    Постоянные затраты, руб.

    FC

    100 000

    100 000

    Налогооблагаемая прибыль, руб.

    Рr

    99 800

    100 200

    Сумма налога на прибыль, руб.

    Т

    23 952

    24 048

    Чистая прибыль, руб.

    Рп

    75 848

    76152

    Отклонение Рn от базового значения, равного 76 000

    ΔPn

    -152

    152

    1 Понятие критического объема продаж будет рассмотрено в разд. 14.2.

    Анализ чувствительности позволяет определить силу реакции результативного показателя на изменение независимых, т. е. варьируемых, факторов.

    На практике распространен один из вариантов анализа чувствительности, когда построенную модель рассматривают для трех ситуаций — наилучшая, наиболее вероятная, наихудшая (в англоязычной литературе этот вид анализа носит название bop-analysis — от слов best, optimistic, pessimistic). Примеры подобного анализа будут приведены в разд. 17.8.


    Please publish modules in offcanvas position.