Финансовый менеджмент; теория и практика - Ковалев В.В. - 13.4.2. Управление рентабельностью

    Содержание материала

    13.4.2. Управление рентабельностью

    Управление факторами прибыльной работы осуществляется не только с помощью натурально-стоимостных индикаторов (имеются в виду прежде всего показатели доходов и расходов), но и путем регулярного исчисления показателей рентабельности. Как известно, прибыль — это абсолютный показатель, мало пригодный для пространственно-временных сопоставлений. Поэтому в аналитике принято сопоставлять его с некоторыми базами, получая тем самым упомянутые показатели рентабельности. Управление рентабельностью включает два компонента: управле-

    1 Мы имеем в виду бухгалтерские, но не налоговые регулятивы. Дело в том, что по сравнению с первыми регулятивами вторые дают меньше свободы в трактовке доходов и расходов. Так, согласно ст. 269 Налогового кодекса РФ предельная величина процентов, признаваемых расходом в целях налогообложения (т.е. списываемых на себестоимость и тем самым уменьшающих налогооблагаемую прибыль), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Согласно ст. 264 Налогового кодекса РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов (т. е. уменьшают налогооблагаемую прибыль) в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

    ние прибылью (числитель показателя рентабельности) и управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабеньности)

    В гл 9 были рассмотрены коэффициенты, дающие количественное наполнение выражениям «рентабельная работа» Управление рентабельностью означает обеспечение желаемой динамики этих коэффициентов Поскольку при расчете тех или иных коэффициентов рентабельности используются различные базы, управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли (т е отдельные виды доходов и расходов), но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности В частности, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций, меняя структуру производства, можно воздействовать на рентабельность продаж В любом случае эффективность и целесообразность принимаемых решений будет оцениваться комплексно — показателями прибыли и ко эффициентами рентабельности, кроме того, должны учитываться субъективные моменты, факторы и результаты

    Показатели рентабельности капитата являются главнейшими в системе критериев оценки деятельности фирмы Поэтому понятно стремление управлять базовыми факторами, влияющими на значения этих индикаторов Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели фирмы «Дюпон» («DuPont») 1 . Назначение модели — идентифицировать факторы, определяющие эффективность предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый — рентабельность собственного капитала (ROE) Схематическое представление модели приведено на рис  13 6

    В основу приведенной схемы анализа заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость



    (13.9)


    где Рn     — чистая прибыль;

    5      — выручка от продаж;

    А      — стоимостная оценка совокупных активов фирмы;

    Е      — собственный капитал;

    LTD — заемный капитал (долгосрочные обязательства);

    CL    — краткосрочные обязательства.

    Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность (первый фактор обобщает "Отчет о прибылях и убытках", второй — актив баланса, третий — пассив баланса).

    Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать аналитику. Так, показатель ресурсоотдачн может иметь невысокое значение в высокотехнологичных отраслях,

    1 Первые методики, предлагавшиеся специалистами фирмы «Дюпон», стали известны в 1919 г. Анализу подвергались различные модели. Подробнее см.: [Ковалев, 1999, с. 203—2041.

    Рис. 13.6.   Модифицированная схема факторного анализа фирмы «DuPont»

    отличающихся капиталоемкостью; напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Значит, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

    Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов. Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности мо!ут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т. е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности. Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой: «хорошо кушать или спокойно спать?» Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте — наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса является коэффициент финансовой зависимости: чем выше его значение, тем более рисковой, с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов, является коммерческая организация.

    Пример

    Сравним деятельность двух компаний на предмет участия в них своим капиталом. Факторные разложения по модели (13.9) для них соответственно имеют вид

    26,9% = 5,6% • 1,2 • 4,0; 11,3%=6,2%•1,3•1,4. Если ориентироваться только на показатель рентабельности собственного капитала, то инвестирование в первую компанию более предпочтительно. Однако если мы проанализируем факторные разложения, то увидим, что первая компания является рисковой, так как 75% общей суммы средств, авансированных в ее активы, представляют собой привлеченные средства. Поэтому если мы не хотим рисковать своим капиталом, предпочтительнее участие в деятельности второй компании. Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, т. е. прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги за истекший период. Знаменатель показателя, т.е. собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

    Кроме того, книжная оценка собственного капитала не имеет отношения к будущим доходам коммерческой организации. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе. Например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь идет не о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учетную стоимость. Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал. При выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

    Как упоминалось в гл. 5, жестко детерминированные модели позволяют включать в рассмотрение расширяющийся набор факторов. Один из вариантов расширения возможностей анализа по схеме фирмы «Дюпон» предполагает модификацию базовой модели (13.9) следующим образом (используется упоминавшаяся в гл. 5 техника расширения жестко детерминированной факторной модели).


    NBT = EBIT - In,

    где NBT — прибыль до вычета налогов (налогооблагаемая прибыль):

    Т      — сумма налога на прибыль и прочих обязательных отчислений от прибыли;


    В модели (13.9) число факторов ограничено тремя. Модель поддается расширению; в процесс факторного анализа могут быть введены такие существенные для характеристики деятельности фирмы факторы, как операционная прибыль, проценты, выплачиваемые за пользование заемным капиталом, налоговая нагрузка. Базовая модель благодаря этому приобретет дополнительные аналитические возможности. Прежде чем продемонстрировать технику расширения базовой модели, напомним, что в общем случае чистая прибыль представляет собой разность налогооблагаемой прибыли и величины уплаченного налога на прибыль. В свою очередь налогооблагаемая прибыль может быть представлена как разность операционной прибыли и суммы процентов, начисленных за пользование заемным капиталом.

    kТН   — коэффициент налоговой нагрузки;

    kTR    - коэффициент посленалогового удержания прибыли;

    In     — сумма начисленных (уплаченных) процентов за пользование заемным капиталом.

    С учетом сделанных замечаний модель (13.9) может быть преобразована следующим образом:

    где Fit - сумма финансирования (итог по пассиву баланса). Таким образом, имеем следующую модель:



    (13.10)


    где kEC  — коэффициент концентрации собственного капитала.

    Модель (13.10) представляет собой 5-факторную жестко детерминированную модель ROE = f(v1, v2, v3, v4, v5) и позволяет оценивать в динамике влияние следующих факторов на изменение рентабельности собственного капитала:

    • фактор v1 = kTR — коэффициент посленалогового удержания прибыли;

    • фактор v2 = EBIT/S операционная рентабельность продаж;


    • фактор v3 = S/A  ресурсоотдача;


    •   фактор v4 = S/A  уровень процентных расходов на рубль активов;

    •   фактор v5 = kЕС — коэффициент концентрации собственного капитала. Приведем краткую характеристику факторов.

    Коэффициент посленалогового удержания прибыли 1 (Tax Retention Rate) характеризует долю чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (точнее, его собственников) после начисления и уплаты налога на прибыль и прочих обязательных платежей из прибыли. Его значение определяется влиянием налога на прибыль и системы штрафных санкций по расчетам с бюджетом. Первый находится вне сферы влияния фирмы, так как процентная ставка по налогу на прибыль устанавливается государством. Второй фактор характеризует предприятие во взаимоотношениях с бюджетом; очевидно, что влияние этого фактора не существенно. Влияние фактора прямое, т. е. с ростом его значения увеличивается и ROE.


    Please publish modules in offcanvas position.