Глава 10 ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ФИРМЫ
После изучения этой главы вы сможете получить представление:
• о принципах и содержании финансового планирования на предприятии;
• основных причинах составления финансового плана;
• этапах финансового планирования;
• соотношении планирования и бюджетирования;
• генеральном бюджете фирмы и его составных элементах;
• множественности бюджетов и их целевой ориентированности;
• возможности и необходимости учета специфики бизнеса в бюджетировании;
• соотношении между бизнес-планом и финансовым планом;
• приемлемом темпе роста фирмы.
Планирование является одним из методов управления экономикой, который
весьма активно и успешно разрабатывался советскими учеными, а потому в нашей стране в этой области накоплен весьма немалый положительный опыт. Реформирование отечественной экономики, происходящее в последние 15—20 лет, сопровождалось поначалу негативным отношением к идее планирования. Страсти постепенно утихли, и к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыночной* стране. Роль и значимость планирования вообще и финансового, в частности, можно легко обосновывать с разных позиций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время вряд ли уместны. Более того, в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынков и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции по крайней мере не уменьшается1. Именно последнее обстоятельство отчасти имел в виду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждавший, что «лучше планировать для себя — неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими — неважно насколько хорошо» [Акофф]. Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к планированию. Рассмотрим некоторые из них.